|
|||
Взгляд вечности в стихотворении Райнера Марии Рильке «Окно-роза»Взгляд вечности в стихотворении Райнера Марии Рильке «Окно-роза» Rose, oh reiner Widerspruch, Lust, Rainer Maria Rilke В «Лекции по философии искусства» немецкий теоретик Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг написал: «Архитектура – это застывшая музыка». О стихотворениях уникального автора, родившегося в Праге, можно сказать так же. В каждом из них звучит особая мелодия, а порой вдруг звенит тишина. Поэзия Райнера Марии Рильке сродни архитектуре готического собора. Она величественна, возвышенна и возведена рукой талантливого мастера. Вспомнив слова Дины Рубиной из книги «Рябиновый клин», о неповторимом стиле Рильке можно сказать, что это «сочетание Божьего промысла и душевной неудовлетворённости». Может показаться, что «Окно-роза» – просто описание загадочного кошачьего взгляда и окна старинного собора. Однако в этой миниатюре заключается глубокий философский взгляд на жизнь и стремление каждого человека выбраться из «тьмы кромешной» и устремиться к чему-то высокому и непостижимо прекрасному. Дело тут даже не в религиозности, а в желании подняться над собой, преодолев бренность человеческой натуры, и стать частью чего-то вечного и прекрасного. Своей формой и предназначением окно напоминает глаз, позволяет смотреть и время от времени замечать самое главное – порывы души и веления пылкого сердца. А ещё оно напоминает распускающуюся розу, жизнь которой подобна человеческой: стремительный рост, роскошное цветение и постепенное увядание. Так изысканно и продуманно поэт выстраивает образный ряд: окно-роза – притворно-спящий глаз кошки – сердце, брошенное на алтарь. Все они, закольцованные в своём совершенном величии, напоминают о бесконечности. Образ розы неожиданно стал ключевым в жизни и творчестве Рильке, именно об этом говорят слова на его надгробии: «Rose, oh reiner Widerspruch, Lust, Niemandes Schlaf zu sein unter soviel Lidern». Поэт глубже, чем многие другие, почувствовал противоречивую натуру человека, его стремление одновременно двигаться в противоположных направлениях: подняться в небо и погрузиться в пучину вод, преодолеть границы пространства и времени и насладиться каждым мгновением, тщетно пытаясь его остановить. Каждый из нас желает не только пройти жизненный путь, но и найти в нём смысл, на мгновение прикоснувшись к вечности. Бездонное, будто оглушающая тишина, и кантиленное, словно каждое движение кошки, «Окно-роза» – это дверь в другой мир, возможность заглянуть в глубины подсознания и вознестись к высотам человеческого духа. В стихотворении Рильке, как и в жизни человека, самое ценное заключается в финале: перед нами приоткрывается завеса таинства, редкая возможность выяснить, как человек приходит к богу, вынырнув из «тьмы кромешной» и познав совершенное творение, в котором слышится голос создателя: So griffen einstmals aus dem Dunkelsein Вера – это всегда самоотречение и жертвоприношение, связанное с образом алтаря, а ещё возможность возвыситься, ощутив свою причастность к истинной красоте, увековеченной и в огромных кошачьих глазах, где есть бездонные глубины, и в окнах-розах, с помощью которых соборы взирают на нас и приобщают к богу. Говорят: чтобы по-настоящему оценить красоту одного цветка, надо срезать все остальные, а чтобы представить окно-розу готического собора, стоит прочитать всего лишь одно стихотворение Рильке и увидеть его во сне.
|
|||
|