|
|||
www.e-puzzle.ru 3 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Повторимся, что шизоид - человек творчески мыслящий. И произведения шизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бы только не эта "каша" в голове, которая затрудняет понимание.
Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся у эпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье... Пусть будет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не так богат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще.
Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной или читаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в скольких бы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представлено одним словом: "ночь", "улица", "фонарь", "аптека"... Но часто одно понятие представлено несколькими словами: "блочный дом", "Государственная инспекция безопасности дорожного движения". Понятий у человечества существенно больше, чем слов.
Мы написали "выделить", потому что в текстах понятия часто переплетены, спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигуры каждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия и своеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем поле страницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можно добиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющих понятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логических связей применять также различные связующие линии и другие дополнительные обозначения.
Соотношения понятий между собой очень многообразны. Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части и целое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах. Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий. Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысль была понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметь каждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуру на бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различных треугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тот и другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным. Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон 3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетским его не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может быть равносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольный треугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Все это можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего не перепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамке фигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе, изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто в ее рамке.
Организация работы и быта - это еще одна серьезная проблема для психолога в деле коррекции шизоидной личности. Чаще всего ведь нет никакой организации. Спасает цепкая память, но не всегда. Если дел всего семь, то можно положиться и на
память. А если этих дел, мелких и крупных, семьдесят семь, то тут уже требуется умение организовать их.
Постоянные дела выписываем на обложку ежедневника (крупным шрифтом). Единичные, привязанные к дате и часу, записываем в ежедневник. А единичные, но не привязанные к дате и часу, выписываем на отдельные листки с клейким краем и наклеиваем их в конце ежедневника. Дело сделано - листок изымается. Вот и все. Но это очень организовывает и упорядочивает личную работу.
Можно еще многое сказать об организации личной работы, но это уже касается не только шизоидов, так что, надеюсь, поговорим об этом в следующей книге.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психотипы и гороскопы
На занятиях у наших слушателей всенепременно возникал вопрос о гороскопах. Ведь там тоже дается вроде бы описание характера. Только "вроде бы", потому что, сколько я ни пытался найти первичные исследования, мне это не удалось. В литературе на эту тему нет ссылок на такие исследования. Создается впечатление, что все переписывается с аналогичных книг. Источник теряется в тумане.
А как надо было бы делать по правилам? Описываем какими-то признаками характеры исследуемых людей. Но начнем с того, какие это признаки? Кто их разработал? Вот мы сделали это вслед за Ганнушкиным, Леонгардом, Личко, Бурно... Но вы поняли, как это непросто. А "гороскопные" признаки, посмотрите сами, ничего, кроме смеха, вызвать не могут.
При этом надо, чтобы психологи, описывающие характеры, не знали бы ("не имеют научного права") даты рождений. Другие психологи, которые тоже ничего не знают о датах рождений, сравнивают описания характеров, сделанные их "предшественниками". Группируют эти описания по общим признакам и различиям. Затем получают сведения о том, кто когда в соответствии с астрологическими представлениями родился. И вот если некая группа исследуемых (у которых характерологические черты оказались примерно одинаковыми) родилась "под одной звездой", только тогда можно было бы о чем-то говорить. А без всего этого, извините, нельзя, если мы работаем в жанре науки.
Далее. Если мы когда-нибудь и получим какие-то соотношения, то нужно найти хоть сколько-нибудь правдоподобные объяснения этому - наподобие того, что истероид формируется из кумира семьи. Ну, помилуйте, какие правдоподобные объяснения выдвигают составители гороскопов? Как может расположение звезд на небе влиять на такие тонкие вещи, как эмпатия, творчество, успех в бизнесе, карьера? Меня как психолога интересуют больше взаимодействие мошенника и его жертвы во всех этих делах. Один из приемов я опишу в юмористическом ключе: составлю "гороскоп" на телесные свойства у женщин. У Тельцов есть пупок. У Рыб есть пальцы. У Весов есть глаза. Дальше продолжать вряд ли стоит. И все совершенно точно. Обратите внимание также на то, что любой гороскоп вам льстит: Стрелец - благородные помыслы, Козерог - плодотворные замыслы... Но в целом все это отнюдь не бескорыстные вымыслы. Лесть в гороскопах для лохов так же произвольна, как и в моих этих "примерах".
"Психотипные династии"
Личность формируется в значительной мере под влиянием подражания другим. А это значит, что многое усваивается из поведения родителей.
Паранойяльный грызет гранит науки - то же самое делает и сын его. Шизоид копается в книжной пыли - и дочь становится книжным червем. Истероидка одевается в дорогих магазинах - и тут яблочко от яблони далеко не падает.
Таким образом, шизоид порождает шизоида, паранойяльный - паранойяльного, истероид - истероида, гипертим - гипертима, эпилептоид - эпилептоида. Возникают, как мы уже заметили ранее, психотипные династии. Это, конечно, интересно. Но все же не будем столь непререкаемы. У шизоидных родителей может сформироваться истероидная дочь, если ее воспитывают как кумира семьи. У родителей-истероидов может вырасти психастеноид, если в семье он играет роль "золушки". Может и у психастеноидов получиться паранойяльный человек, если его достижения достаточно велики, а комплекс неполноценности не так уж выражен. Такая вот получается диалектика. Но имеет смысл поразмышлять над причинами и следствиями в каждом конкретном случае. Кроме того, есть ведь смешанные психотипные браки. И тут уж - чья возьмет.
Сочетание психотипных черт
Обычно при изложении материала на занятиях со стороны слушателей постоянно звучит вопрос: "А как насчет комбинации психотипных черт? Ведь нет же совсем "чистых" паранойяльных, истероидов, шизоидов..." Конечно нет. Я все время напоминал про соотношение 66:33.
У каждого человека есть мышление, память, эмпатия... Но они имеют и свои психотипные особенности. Способность к теоретическому мышлению у шизоида выражена на 66, а у гипертима - на 33. Эмпатия же у шизоида выражена на 33, а у сензитива - на 66. Но ведь черты могут воспитываться. У шизоида может быть улучшена эмпатия, а у гипертима - теоретическое мышление. То есть могут быть воспитаны черты другого психотипа. Можно сказать, что есть психотипный радикал и воспитанные "насадки".
Какие психотипные черты с какими сочетаются? Мои наблюдения таковы: паранойяльные черты могут дополняться эпилепоидными, истероидными, шизоидными, но не гипертимными, не сензитивными, не психастеноидными. И объяснять это тем, кто уже прочитал книгу, практически не надо. Эпилептоид же в каких-то жизненных ситуациях может становиться паранойяльным. Но ему не подойдут никакие другие дополнительные оттенки: ни гипертимные, ни шизоидные, ни истероидные, ни психастеноидные.
Гипертим есть гипертим, его вряд ли с кем спутаешь. Истероид! А вот этот может выглядеть отчасти и как любой другой психотип. Истерия, как говорили старинные психиатры, великая симулянтка. Вот если бы только не тотальная демонстративность, которая и выдает истероида с головой. Но не только по линии "симуляции" у истероида появляются "неистероидные черты". Я наблюдал и трансформации. Стареющая истероидка не вдруг, а постепенно, медленно, но верно набирала эпилептоидные (положительные и отрицательные) черты. А бывало, что и паранойяльные. Красота увядает, а жить чем-то надо.
Шизоид приобретает паранойяльные черты, если, увлекшись процессом творчества, достигает результатов, которые ценятся людьми. Тогда он становится более целеустремленным. Учтем и то, что шизоид может взять что-то и от истероида. Если эта "истероидизация" "топорная", то плохо будет всем. А это, увы, случается нередко.
Любая развитая личность имеет свой "радикал", но в то же время многое берет и от других психотипов. Вот и шизоид "паранойялизируется". У паранойяльного возникает что-то истероидное... Но это наработанное, благоприобретенное, нажитое. Это затрудняет диагностику, но зато делает личность более продуктивной, более адаптивной. Все же констатируем, что "радикал" есть.
Как ставить личностный диагноз?
Не боги горшки обжигают. То есть не только психолог должен уметь ставить личностный диагноз, в том числе при зашкаливании в акцентуацию и психопатию. Каждый "человек общающийся" может в своих отношениях с другими людьми учитывать психотип и его выраженность.
Так что психологи не должны вести себя как жрецы, которым, дескать, единственным дано психологическое прозрение. Часто психологи, увы, относятся с презрением к так просто людям, к непсихологам. Психологу, наоборот, следует поделиться своим умением ставить личностный диагноз - как Прометей поделился с людьми огнем.
Конечно, надо предостеречь и от игр с огнем. Ставить личностный диагноз другому человеку - это ответственное дело. Если вы хотите просто для себя учесть его, то Бог вам в помощь (ошиблись - сами же и повели себя неправильно). А вот если вы начнете направо-налево выдавать свои диагнозы в качестве самодеятельного психолога, то можно и беду накликать. Это вопрос этики. Не делитесь с человеком своими диагностическими впечатлениями о нем. Для этого все-таки требуется профессиональная квалификация.
Но учитывать психотипные особенности человека для себя - это очень важно и очень много. Уже по ходу чтения книги вы обратили внимание, что начали обращать внимание на те черты в людях, о которых уже узнали. Они поневоле бросаются в глаза. На это я и надеялся. Диагностика - это и непроизвольная деятельность. И в ярко выраженных случаях человека невольно тянет сразу к диагностике психотипа, а не только отдельных черт.
Хочу предупредить: поспешность в этом вряд ли будет способствовать успеху, так что советую сначала собирать все по крохам.
Для начала наблюдаем человека в разных его проявлениях, не задавая никаких специальных вопросов, просто наблюдаем и про себя что-то отмечаем. Это уже дает очень много опорных моментов для диагностики.
Можно вступить и в разговор. Но здесь требуется дополнительный комментарий. Если вы психолог и человек у вас консультируется, то можно специально задать нужные для диагностики вопросы. Но если вы делаете выводы только для себя, то назойливые расспросы могут раздражать. Тут уж старайтесь просто разговаривать на разные темы, как собеседник с собеседником. И из этого свободно парящего разговора о том о сем можно делать диагностические выводы. Этот разговор может быть спокойным и неназойливым. Ведь мы часто просто общаемся по делу и без дела со множеством разных людей. Но он может быть и несколько более углубленно-направленным, если мы ставим перед собой диагностическую задачу. Ну, ставим или не ставим, впечатления все равно будут накапливаться. А если ставим такую задачу, то все же следует это делать не демонстративно, а в рамках приличий. То есть не стоит расспрашивать человека сразу о его секретах, а для начала лучше рассказать ему о каких-то своих - в духе главки "Вдохновляй на разговор" в моей книге "Лабиринты общения".
Просто ли мы наблюдаем, просто разговариваем или "пристрастно" расспрашиваем, материал дальше "обрабатывается". То, что сразу бросилось в глаза, фиксируем про себя и квалифицируем как симптом.
Например, отметили, что человек картавит, что голос у него глухой, речь скороговоркой, слова не договариваются до конца, нам приходится его переспрашивать, - и квалифицируем: речь смазанная. Или увидели, что ногти длинные, ухоженные, стрижка под мальчика, с мелированием - квалифицируем: уделяется особое внимание внешности.
Когда такая работа проведена достаточно кропотливо и мы чувствуем, что исчерпали весь материал, переходим к его диагностическому переосмыслению. Но не надо торопиться с выводами.
Поступаем так. Отбираем явные черты (например, мелодичное чтение стихов) и те черты, которые можно трактовать по-разному. Вот это вроде выглядит как шизоидная черта, но если чуть с другой стороны посмотреть, то похожа и на истероидную. Помните про пуговицу на двух нитках? Истероид может таким образом вводить новую моду или красоваться своим нонконформизмом.
Когда собрано и обдумано все, составляем "диагностический баланс". На этом этапе целесообразно использовать метод исключения. Задаем себе вопросы "от обратного". Это истероид? Не демонстративен, не красив, хороший математик, не манипулятор и т. п. - ну явно не истероид. И так по отношению к каждому психотипу. Когда исключим все неподходящее, останется два-три психотипа для дифференциального диагноза.
И вот здесь придется трудно.
Конечно, для тренинга диагностических навыков будущим психологам-профессионалам и пользователям одного лишь прочтения этой книги, безусловно, недостаточно. Книга пусть будет началом в постижении психотипных особенностей. Что касается наших студентов, то они проходят солидную диагностическую практику. Но и тем из читателей, которые хотели бы для своих житейских целей пройти живой тренинг диагностики, мы предлагаем такие занятия в рамках наших психологически ориентированных клубов.
Во введении я предупредил, что издаю эту книгу незаконченной. Здесь описаны лишь основные личностные психотипы: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид - потому что я считаю их действительно основными, то есть наиболее частыми, наиболее значимыми и наиболее интересными.
x x x
Я благодарю мою жену Елену за нашу любовь, за сотворчество и сопереживание и за нашу дочь Катю, ровесницу XXI века. www.e-puzzle.ru
|
|||
|