Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №20. Теоретическая часть



                                     Практическое занятие №20

Тема  Жанры деловой письменной речи. Язык и стиль служебных документов. Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.         

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме; совершенствовать навык нормативного письма.

Литература: дидактический материал.

                                           Ход выполнения занятия

1. Проработать теоретический материал (составить конспект).

2. Выполнить письменно тренировочные упражнения.

3. Срок выполнения-до следующего занятия.

Теоретическая часть

Жанры деловой речи

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, область права, государственной политики и реализуется в основном в письменной форме, в текстах различных документов. Документом называется деловая бумага, имеющая юридическую значимость. Владение нормами официально-делового стиля предполагает знание правил составления документов различных жанров.

Жанры делового стиля весьма разнообразны, при их классификации учитывается множество критериев. Так, по степени стандартизации, устойчивости выделяются следующие группы документов: 1) предельно стандартные, которые без стандартной формы теряют свою юридическую силу (паспорт, диплом, свидетельства о рождении, о браке, о смерти); 2) документы, не имеющие стандартной формы, но для удобства коммуникации составляющиеся по определенному стереотипу(ноты, договоры, коммюнике); 3) документы, не требующие при их составлении обязательной стандартной формы(протоколы, постановления, отчеты, деловые письма).

Документы можно классифицировать и по принадлежности к определенным подстилям официально-делового стиля. Так, заявление, докладная записка, доверенность, служебная записка, акт, счет, письмо характерны для канцелярского (собственно делового подстиля);закон, постановление, договор – для юридического (законодательного) подстиля; соглашение, договор, коммюнике – для дипломатического подстиля. Как видим, деловой стиль отличается жанровым многообразием, которое регулирует возможные схемы поведения в различных ситуациях деловой сферы.

Служебные документы делятся на несколько больших групп по своему функциональному назначению: личные, директивные, административно-организационные, информационно-справочные, финансовые и учетные документы. Каждый документ имеет определенную структуру и определенную текстовую форму.

Всякий документ по структуре может быть рассмотрен как ряд или сумма постоянных элементов содержания (их называют реквизитами). Это данные: 1) об адресате (кому адресован данный документ); 2) об адресанте (кто является автором документа); 3) наименование жанра документа; 4) опись документальных приложений (если они имеются); 5) дата; 6) подпись автора документа.

К текстам документов личного характера относятся в частности заявление, доверенность, автобиография, резюме.

Заявление – документ личного характера, содержащий просьбу о чем-либо. Заявление представляет собой следующий набор реквизитов: 1) наименование адресата (того, к кому обращена просьба); 2) наименование адресата (заявителя); 3) наименование жанра документа. Далее следуют формулировка просьбы и краткой, но исчерпывающей аргументации. Дата и подпись.

Другой распространенный жанр документа, с которым приходится иметь дело, - доверенность. Это документ, представляющий собой поручение кому-либо осуществить определенные действия, передача определенных прав доверителя. Доверенность имеет следующие реквизиты: 1) наименование жанра документа; 2) наименование доверителя (фамилия, имя, отчество, должность, адрес, паспортные данные); 3) точное и исчерпывающее перечисление круга доверяемых полномочий или прав; 4) наименование доверенного лица (фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные); 5) дата; 6) подпись. При этом доверенность имеет юридическую силу только тогда, когда подпись доверителя юридически заверена должностным лицом – руководителем какой-либо организации или нотариально.

Автобиография представляет собой документ личного характера, в котором сообщаются социально значимые сведения личной жизни автора (дата и место рождения, сведения о родителях, образование, место работы, местожительство, семейное положение). Автобиография составляется в более или менее произвольной форме.

К распорядительным документам относятся постановление, распоряжение, приказ. Эти документы представляют собой нормативно-директивные акты, выражающие волеизъявление автора и побуждающие адресата поступать определенным, должным образом. Наиболее распространенным из этих жанров является приказ. Он применяется в практике управления и издается по основным вопросам внутренней жизни учреждения или организации (приказ о приеме на работу, об увольнении, о командировках, о переводе на другую должность и др.).

К административно-организационным документам относятся контракт, договор, устав, планы, отчеты. Наиболее распространенным из этих документов является контракт. Его оформление, как правило, не представляет трудностей, поскольку контракт является готовым бланком, формуляром, в котором предстоит заполнить лишь отдельные строки.

К числу информационно-справочных документов следует отнести справки, докладные и служебные записки. Справки содержат описание каких-либо фактов. По содержанию они обычно делятся на две группы: справки служебного характера, содержащие информацию о фактах и событиях производственной сферы, и справки личного характера, выдаваемые заинтересованным гражданам и удостоверяющие какой-либо факт. Докладная (служебная) записка представляет собой документ, адресованный руководителю учреждения или организации и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте; он содержит выводы и предложения составителя.

В практике управленческой деятельности часто применяются деловые письма, служащие для оперативного решения многочисленных вопросов. По функциональному признаку служебные письма можно разделить на две группы: инициативные письма, т.е. письма-запросы, и ответные письма. К инициативным письмам относятся письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-напоминание, письмо-рекомендация, сопроводительное письмо, гарантийное письмо. К письмам-ответам относятся письмо-ответ на запрос, письмо-извещение, письмо-отказ, письмо-подтверждение.

Таковы основные жанровые разновидности административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля речи. Юридический и дипломатический подстили не отличаются большим разнообразием жанровых форм. К юридическому подстилю следует отнести тексты законодательных актов и постановлений, правил и инструкций, гражданских и уголовных процессуальных актов. Эти тексты направлены на регулирование отношений между людьми, носят информативно-директивный характер.

Дипломатические документы (нота, петиция, коммюнике, меморандум) также в значительной мере формализованы, отличаются большим влиянием этикетных формул. Выражение в них должно быть чрезвычайно корректным, недопустимо использование резких, грубых формулировок.

Резюме

Резюме́ (от фр. résumé «сводка») — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

Как правильно составить резюме?

Перед тем как пригласить кандидата на собеседование, работодатель изучает его резюме. Велика вероятность, что к моменту личной встречи с этим файлом ознакомится не только специалист по кадрам, но и руководитель подразделения или компании в целом. Поэтому важно заранее представить себя в выигрышном свете.

Резюме бывает нескольких видов

  • Профессиональное (функциональное): акцентирует внимание на опыте и специализации, навыках и умениях кандидата, а не на компаниях, где осуществлялась трудовая деятельность.
  • Хронологическое: в обратном хронологическом порядке перечисляются все прежние места работы и учебы.
  • Комбинированное: сочетает два предыдущих типа, в начале указываются навыки, умения и обязанности на прежнем месте, потом перечисляются наименования предыдущих нанимателей с указанием периодов работы у них.

Важно придерживаться общепринятой структуры, которая включает в себя следующие пункты:

  • название документа (Резюме);
  • личные и контактные данные;
  • фотография (лучше прикрепить отдельным файлом);
  • цель (желаемая должность/ заработная плата);
  • опыт работы;
  • образование;
  • профессиональные достижения и навыки;
  • личные качества;
  • слабые стороны;
  • дополнительная информация.

Важные моменты

Резюме должно соответствовать 5 главным критериям и быть:

  • Грамотным: грамматические, орфографические и иные ошибки в одночасье испортят первое впечатление.
  • Правдивым: если в дальнейшем на собеседовании откроется обман, путь к получению должности в компании будет навсегда закрыт.
  • Компактным: занимать не более 2 страниц и содержать самые важные моменты без длинных, сложных для восприятия предложений.
  • Энергичным: стоит избегать шаблонных фраз и пассивных конструкций.
  • Содержательным: все, что написано в документе, должно соотноситься с искомой вакансией.

Личные и контактные данные

В первую очередь, указываются полные фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес проживания (достаточно города и улицы) и ближайшая станция метро (при его наличии).

Затем дается информация о семейном положении. Не стоит скрывать свое семейное положение – это все равно будет известно. При этом не следует писать о семье и детях в самом начале перед указанием собственных данных: рекрутер сделает выводы о приоритетах соискателя, ведь главное в офисе – это работа, несмотря на то, что семья для большинства самая главная ценность.

Информация о семейном положении не случайно является частью резюме. Однако точно утверждать, что приоритетнее для нанимателя, нельзя: на разных должностях приветствуются диаметрально противоположные ситуации. В зависимости от того, каким образом складывается личная жизнь кандидата, сотрудник отдела кадров может сделать следующие выводы:

  • Замужем (женат). Если в компании ненормированный рабочий день или предусмотрены частые командировки, то работодатель отдаст предпочтение холостяку, потому что семейные люди спешат по вечерам домой, а в выходные хотят побыть с родными, не желая с головой погружаться в трудовую деятельность.
  • Дети. Сотрудник, имеющий маленького ребенка, будет уходить на больничные и часто отпрашиваться. Такого работника психологически трудно привлечь к дисциплинарной ответственности, уволить, уменьшить заработную плату. В то же время, семейные люди меньше склонны к рискам и оказываются усердными трудоголиками.

Далее указываются данные для связи сотрудника отдела кадров с соискателем: телефон, электронная почта. Не запрещается сделать комментарий касательно удобного времени для обратной связи. Иногда кандидаты получают моментальный отказ сразу после ознакомления нанимателя с резюме. Дело в том, что на адрес компании приходит множество писем, и e-mail с «нерабочим» наименованием, как правило, обязательно отправится в корзину. Для поиска работы желательно завести отдельный адрес электронной почты.

Фотография

Нет стопроцентной гарантии в том, что, увидев удачное фото, руководство компании примет решения о приглашении кандидата. Но неудачный снимок может уменьшить шансы на приглашение на собеседование и дальнейшее трудоустройство.

Часто наниматели считают, что фотография в неделовом стиле (за исключением лиц творческих профессий) – показатель соответствующего несерьезного отношения к труду. Идеальный вариант – заказать фото у профессионала, можно попросить помощи у знакомого, способного учесть все существующие нюансы изображения при приеме в штат. Классическая фотография к анкете должна соответствовать следующим требованиям:

  • кандидат может быть в деловой одежде или просто выглядеть опрятно, сидя за рабочим столом (неформальная обстановка не подходит);
  • лучший вариант – портретное фото по плечи, максимум – по пояс (ни в коем случае не в полный рост или совместно с другими лицами);
  • лицо не должно быть размытым, а располагаться четко по центру и в фокусе;
  • выражение лица должно быть естественным, но не обязательно строгим и серьезным, улыбаться (только не бросаться в крайности) не запрещается;
  • не следует использовать фото, сделанное много лет назад
  • фото не стоит дополнительно обрабатывать при помощи специальных программ или делать черно-белым;

не следует направлять изображение по факсу – это ухудшит его качество, лучше отослать по электронной почте, предварительно уменьшив его размер до 100 килобайт и прикрепить отдельным документом.

Цель — желаемая должность/ заработная плата

В указанном разделе следует указать ту должность, на которую имеется вакансия. Нежелательно перечислять несколько смежных должностей, лучше найти время и правильно составить резюме дополнительно для других компаний.

Также в данном пункте приветствуется раскрытие личной мотивации (нематериальной) для получения места в фирме, карьерных планов, перспектив трудоустройства.

Большинство нанимателей, выбирая сотрудника из кандидатов, не уступающим друг другу по опыту и профессиональным качествам, возьмет человека с меньшими запросами по заработной плате.

Нужно заранее проанализировать деятельность компании, ее возможности, изучить границы зарплат по выбранной вакансии от разных нанимателей, выбрать лично для себя минимально и максимально возможный предел оплаты труда. Если указанные показатели не совпадают, то стоит задуматься о поиске места в иной смежной сфере или получить дополнительное образование.

Обговаривая вопросы заработной платы, необходимо спросить у представителя компании, что можно получить в дополнение к окладу, кроме премий, «тринадцатой зарплаты» или процентов от сделок. Например, материальную мотивацию в виде бесплатного питания, оплаты транспорта, мобильной связи. Существуют известные и престижные компании, деятельность в которых может дать хороший старт в дальнейшей карьере – в таком случае можно немного пересмотреть минимальное значение суммы допустимой оплаты труда.

Опыт работы

Важнейшая информация в резюме – это опыт работы. Именно этот показатель напрямую влияет на решение нанимателя, приглашать ли кандидата на собеседование.

Если опыт есть:

  • указывать исключительно те обязанности на прежнем месте работы, которые пересекаются с желаемой должностью;
  • перечисляя обязанности, описывать конкретные результаты, желательно в процентах и цифрах;
  • при наличии большого количества предыдущих мест работы, следует подробно описать трудовую деятельность на последних трех, остальным уделить меньше внимания, просто перечислив их наименования, отрасли и периоды работы;
  • если обязанности по прежнему месту трудоустройства не соответствуют должности, записанной в трудовой книжке, в резюме разрешается указать соответствующую выполняемым функциям должность, но важно в последующем, в ходе личной беседы с нанимателем, адекватно и четко объяснить такое расхождение;
  • если должности и обязанности в предыдущих компаниях были идентичны, не стоит писать один и тот же текст, важно показать работодателю, каким образом шел профессиональный рост в каждой из организаций и чему новому работник там научился;
  • если за период работы в одной и той же компании наблюдался карьерный рост, это следует отобразить в документе, продублировав название организации, но с указанием разных должностей и выполняемых функций.

Если опыта нет:

  • указать данные о полученной специализации и образовании;
  • участие в международных программах (например, Work&Travel);
  • активность в учебном заведении (например, участие в КВН);
  • стажировка, учебная и производственная практика с указанием периодов их прохождения;
  • знание компьютера;
  • владение иностранными языками;
  • подработки (опыт неофициального трудоустройства);
  • научная деятельность, участие в семинарах и конференциях.

Образование

В данном разделе необходимо предоставить информацию о точном наименовании учебного заведения, периода обучения и указанной в дипломе специальности. Также отражаются данные об ученых степенях и втором высшем образовании. Не стоит скрывать наличие образования, не соответствующего вакансии – это покажет разносторонность личности. Если вуз еще не закончен, то следует написать «неоконченное высшее образование» с указанием курса, специальности и наименования учреждения.

Не стоит указывать информацию о пройденных курсах и семинарах, если они не имеют отношения к вакансии. Но если они напрямую связаны с искомой должностью, то их отображение обязательно.

Профессиональные достижения и навыки

Традиционно в этот раздел включается уровень владения персональным компьютером (в частности, популярными офисными программами) и знание иностранных языков (если работа связана с их регулярным использованием). Нужно компактно перечислить все имеющиеся в наличии навыки и умения, играющие важную роль при выполнении трудовых функций. Начать следует с описания сферы деятельности, в которой сотрудник является профессионалом, и стаж работы в ней. Не стоит перечислять все обязанности в прежней компании, важно выделить главное: выбрать ведущие черты, красиво их изложить и показать специалисту отдела кадров, что перед ним знающий свое дело человек.

Завершением раздела должно стать указание главного на данный момент достижения в профессиональной области (какая именно польза была принесена организации и какие трудовые ресурсы были на это потрачены). Нанимателю важны конкретные проценты, факты и цифры для осознания возможных финансовых выгод после приглашения нового сотрудника.

Личные качества

Часто работодатели не уделяют особого внимания этой информации, поскольку в большинстве случаев она представлена «избитыми» фразами, а ее правдивость не всегда возможно проверить. Лучшее, что может сделать соискатель – это написать о себе правду и показать именно те качества, которые пригодятся для искомой должности. Если работа связана с клиентской базой, то доброжелательность и навыки коммуникации – ключевые моменты. Для делопроизводителя важны усидчивость, пунктуальность и аккуратность. Руководитель должен быть бесконфликтным, организованным, уметь убеждать, аналитически мыслить, находить нестандартные решения. «Раздувать» резюме перечислением личных качеств не нужно, достаточно указать не более 5-10 штук.

Слабые стороны

Не бывает идеальных соискателей, и составить резюме для устройства на работу без указания слабых сторон будет неправильным и подозрительным, на что работодатель обязательно обратит внимание. Желающий развиваться и признающий свои недостатки человек понравится нанимателю, потому что раскроет свою способность развиваться как личность и стремиться к новым горизонтам.

Перегружать резюме такой информацией не стоит, но можно указать некоторые слабые стороны, которые вряд ли негативно повлияют на мнение работодателя, например:

  • прямолинейность;
  • безотказность;
  • излишняя самоуверенность;
  • трудоголизм;
  • боязнь самолетов;
  • любовь поспать на выходные до полудня;
  • избыточный вес;
  • привычка грызть ручки и карандаши;
  • щепетильность;
  • умение отстоять свою точку зрения;
  • дотошность в мелочах.

Однако в разных профессиональных сферах одно и то же качество может рассматриваться с негативной или позитивной стороны. Важно, чтобы указанные слабые стороны не соотносились с будущими рабочими обязанностями и не влияли на их выполнение. Например, указывая на свою безотказность, соискатель на должность начальника управления может не рассчитывать на положительный результат и получение работы в компании.

Также не следует писать полный перечень слабых сторон. Наниматель должен самостоятельно сделать выводы при личной встрече, посмотрев на кандидата и побеседовав с ним.

Дополнительная информация

Здесь можно перечислить все дополнительные преимущества, которыми обладает кандидат, например: готовность к переезду и командировкам; отсутствие вредных привычек; хобби; наличие водительского удостоверения и личного автомобиля, заграничного паспорта и виз; рекомендации.

 

Упражнение 1. Составьте заявление, объяснительную, резюме.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.