Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трансцендентальная концепция сознания (окончание вопроса ТОЛЬКО для групп 19 жзи!!!!)



2. Трансцендентальная концепция сознания (окончание вопроса ТОЛЬКО для групп 19 жзи!!!!)

 

Итак, суждения могут быть по своей структуре аналитическими и синтетическими.

Анализ – расчленение знания с целью изучения его оснований.

Синтез – получение нового знания на основе старого.

В целом, бывают априорные аналитические и априорные синтетические суждения. Апостериорные суждения могут быть только синтетическими. В этой классификации сомнение вызывает только существование априорных синтетических суждений (остальные суждения возможны просто по определению!).

Отсюда Кант делает вывод о том, что в концепции сознания нужно ответить, прежде всего, на два важнейших вопроса:

1) как возможны априорные синтетические суждения?

2) как возможна математика?

Эти вопросы по смыслу тождественны, поскольку все суждения математики являются априорными синтетическими суждениями.

3. Сознание как отражение (для всех групп!!!!)

 

Как известно, очень значимым периодом в рамках эпохи Модерна было, так называемое, Просвещение (XVIII век). Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Среди этих идей необходимо выделить устойчивое (хотя и несколько прямолинейное) материалистическое понимание мира. Именно в трудах французских материалистов, в частности, была сформулирована концепция сознания как особой характеристики действительности, сложившейся в силу действия материи. Иначе говоря, сознание здесь стало пониматься в качестве эффекта становления самой материи. Среди французских философов-просветителей, придерживавшихся данной позиции, можно назвать, например, Поля Гольбаха и Клода Гельвеция.

Материалистическое видение сознания получило развитие во второй половине XIX века в концепции диалектического материализма, разработанной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В этой концепции сознание стало рассматриваться как отражение. 

Маркс и Энгельс рассуждали следующим образом: всей материи присуще свойство отражения, состоящее в том, что взаимодействие материальных образований не проходит для них бесследно, а запечатлевается либо в изменении состава, т. е. набора элементов, либо в изменении структуры, т. е. связей между элементами, либо в том и другом одновременно.

Форма же отражения зависит от уровня организации материи. В качестве основных выделяют три таких уровня: неживая материя, живая материя и общество.

Формой отражения на уровне неживой материи является след. Например, обычная скала на морском берегу хранит следы многих взаимодействий: температурных (со стороны Солнца), механических (со стороны воды и ветра), химических (со стороны активных элементов морской воды и воздуха) и других.

Специальной системы, ответственной за отражение, на этом уровне организации материи еще нет. Материальные образования отражают взаимодействие всем своим составом и структурой. Взаимодействие здесь носит безразличный характер, т. е. в поведении ни одной из сторон не просматривается целесообразность.

На уровне живой материи форма отражения иная. При этом надо принять во внимание, что живая материя имеет три уровня организации: уровень простейших и растений, низших и высших животных. И каждому из этих уровней соответствует своя форма отражения: простейшим и растениям – раздражимость, низшим животным – чувствительность, высшим животным – психическое отражение.

Раздражимостью обладают простой комочек белка (еще даже не клетка), простейшие, а также растения. Специальной системы, ответственной за отражение, здесь также нет. Однако эта форма отличается от предыдущей целесообразностью. Инфузория-туфелька, например, как нам известно из школьного курса биологии, по-разному реагирует на растворы соли и глюкозы. Цветок, растущий возле упомянутой скалы на морском берегу, тянется к солнечному свету.

Чувствительность – форма отражения низших животных, таких, например, как насекомые. Здесь уже появляются зачатки специальной системы, ответственной за отражение, – нервной системы. Поведение не только целесообразное, но и более сложное, на уровне безусловных рефлексов и инстинктов.

Наконец, психическое отражение высших животных характеризуется, во-первых, высокоразвитой нервной системой, во-вторых, поведением на уровне условных рефлексов, в-третьих, зачатками мышления. Этим животным доступны анализ и синтез, индукция и дедукция, следовательно, абстрагирование в начальной форме, на уровне чувственных представлений.

Отражение в обществе, т. е. сознание, предполагает более высокоразвитую по сравнению с высшими животными нервную систему, его отличают абстрактно-логический уровень мышления и сложнейшее поведение.

Характеризуя формы отражения, важно не упустить из виду философский аспект проблемы, обратить внимание на то, что:

а) низшие формы отражения наличествуют в высших формах в снятом, свернутом виде, как подчиненные моменты;

б) высшие формы отражения несводимы к низшим, т. е. отличаются от последних качественно;

в) формы отражения, связанные с нервной системой, – чувствительность низших животных, психическая форма отражения высших животных и сознание – идеальны; предшествующие же формы отражения – след и раздражимость – материальны;

г) идеальные формы отражения опираются на материальные как на свою основу;

д) все формы отражения – это свойства материи разного уровня организации; сознание, например, есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга, т. е. воспитанного в обществе человека, а не просто человеческого индивида, человеческой особи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.