Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Естественные монополии.



 

Контрольная работа.

Вариант № 4

Предпринимательство и конкуренция.

 

 Вопрос № 1  Понятие виды и факторы, влияющие на конкуренцию?

 

Ответ: Конкуренция – представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны.

Совершенная конкуренция – конкуренция, базирующая на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.  

Несовершенная конкуренция – конкуренция, базирующая на нарушении предпосылок конкурентного равновесия.

В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:

 - совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- конкуренция в условиях олигополии;

- чистая монополия;

  Монополистическая конкуренция – это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров.

Олигополистическая конкуренция – это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов: схожесть товаров и ограниченность количества их размеров.

   Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифферецированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым   соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требование к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора. Чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентно способности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках.

 

Факторы, влияющие на конкуренцию:

Различают факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среды прямого воздействия (микросреды).

Макроокружение создает общие условия нахождения организации в внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации, хотя степень влияния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так как и с внутренним потенциалом организации. Для изучения макросреды организации рассматривают четыре направления, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации: экономика, политика, технология, социальное поведение.

Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Среди них темпы инфляции, уровни занятости, стабильность национальной валюты и налоговые ставки. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы.

Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Руководство должно следить за нормативными документами местных органов и федерального правительства.

Технологические факторы. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию как в безнадежное, проигрышное конкурентное положение, так и предоставить ей дополнительные, в том числе, уникальные возможности.

Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. Часто социальные факторы создают самые крупные проблемы. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, организация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой окружающей среде.

Вопрос № 2. Характеристика конкурентоспособности рынка, правовое регулирование?

 

Ответ:  Рынок можно классифицировать по различным основаниям. Например. В зависимости от объекта обращения рынок классифицируется на товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы.

Структура рынка характеризуется количественными показателями(численность продавцов, действующих на рынке; доли занимаемые продавцами на рынке) и качественными показателями. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так тип рынка определяют в зависимости от концентрации , развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.

      Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется состемой нормативно-правовых актов.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом о защите конкуренции.

Наряду с законами правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных правовых нормативных актов.

 

Вопрос № 3.Понятие и признаки доминирующего положения на товарном

 рынке?

 

      Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Признаки доминирующего положения:

1) Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих

субъектов, т.е. российских и иностранных коммерческих организаций

2) Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих

субъектов, осуществляющих производство товаров.

3) Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке

с учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующего положение хозяйствующего субъекта.

4) Качественным признаком доминирующего положения является

исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5) Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующей субъект занимает на рынке определенного товара:

     а) Если доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет 65 %, то его положение признается доминирующим.

     б) Если доля субъекта на рынке более 35%, но менее 65 %, то его положение может быть признано доминирующим.

      В) Если доля субъекта на рынке не превышает 35 %, то его положение не может быть признано доминирующем.

 

 

Вопрос № 4.  Понятие и виды монополистической деятельности?

Ответ. Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Особым видом монополистических действий являются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, которые направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателям.

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке определенного товара более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Полученное разрешение действительно в течение 2 лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, оно утрачивает силу.

 

 

Вопрос № 5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции?

 

Ответ: Недобросовестная конкуренция на товарных рынках - это неправомерные действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Можно выделить несколько основных форм недобросовестной конкуренции. Во-первых, это распространение сведений о конкуренте и его продукции. Например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей. То же касается некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами конкурентов.

Во-вторых, недобросовестной конкуренцией является экономический и промышленный шпионаж, т.е. получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

В-третьих, к недобросовестной конкуренции относятся незаконное приобретение и использование прав на средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. На практике чаще всего именно по этому основанию хозяйствующие субъекты привлекаются к ответственности за недобросовестную конкуренцию требование о заключении лицензионного соглашения на использование товарного знака, по условиям которого размер лицензионных платежей в несколько раз превышал объемы продаж этого товара.

К этой форме недобросовестной конкуренции относится также реализация товаров под названиями, сходными до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. В частности, в одном из российских городов шла реклама и реализация пива под названием "Нововятское"; одновременно в этом же городе другой хозяйствующий субъект торговал пивом под названием "Вятское", причем это название было зарегистрированным товарным знаком. Арбитражный суд решил, что реализация пива "Нововятское" является основанием для административной ответственности за недобросовестную конкуренцию независимо от того, приобрел ли нарушитель какие-либо экономические преимущества.

 

 

Вопрос № 6. Правовые средства антимонопольного регулирования?

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентньм государственньм органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования (чаще всего в виде предписаний) и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности.

В литературе правовые средства антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения предлагается классифици­ровать следующим образом:

средства, используемые в целях отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;

средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической концентрацией;

средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.

Не претендуя на подробный анализ, рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия и основные права анти­монопольного органа, позволяющие ему осуществлять такое воз­действие.

1. Законом о конкуренции (ст. 13 и 14) предусмотрено право доступа к информации, которое реализуется следующим образом:

1) сотрудники антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о прове­дении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций;

2) органы внутренних дел в пределах своих полномочий обязаны оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа при исполнении ими служебных обязанностей;

3) коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные органы или организации, наделенные функциями или правами указанных органов власти, должны предоставлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности;

4) сотрудники антимонопольного органа обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.

2. Информация, полученная сотрудниками антимонопольного органа, позволяет им реализовать полномочие по отграничению сфер и объектов антимонопольного воздействия. В частности, информация используется:

-для определения территориальных и товарных пределов рынка, проведения анализа состояния товарных рынков;

-для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

-для формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

3. Антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.

4. Государственный  контроль,  за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.

Предварительный контрольпредполагает направление в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 30 миллионов МРОТ.

Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, необходимые для государственной регистрации; сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) на соответствующих товарных рынках.

Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство, руководствуясь при этом положениями п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции. Так, антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Вопрос  № 7. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства?

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом. Например, антимонопольный орган вправе принимать решение о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, административных взысканий на их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства установлены приказами федерального антимонопольного органа.

Исключительно в судебном порядке реализуется ответственность в виде взыскания с правонарушителя убытков, а также уголовная ответственность.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту, реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности предусмотрены нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, п. 2 ст. 19.5 устанавливает ответственность за невыполнение в срок законного предписания федерального антимонопольного органа или его территориального органа. В качестве меры ответственности установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Такое же административное наказание предусмотрено за невыполнение в установленный срок законного предписания органа регулирования естественных монополий.

Статья 19.8 КоАП РФ определяет ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы и в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо предоставление заведомо недостоверных сведений.

В соответствии со ст. 23.48,23.59 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями, рассматривают соответственно федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий. От имени этих органов рассматривать дела вправе руководитель федерального органа, территориального органа, их заместители. Порядок возбуждения, рассмотрения дел и исполнения вынесенных постановлений определен нормами КоАП РФ.

Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем: установления монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение Крупного ущерба. За те же деяния, совершенные с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, предусмотрено более суровое наказание.

Под крупным ущербом в данной статье понимается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часть 3 ст. 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организо­ванной группой.

Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:

монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;

ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.

Санкции: штрафы от 200 до 700 МРОТ; арест от 4 до 6 месяцев; лишение свободы до 7 лет; конфискация имущества.

 

 

Вопрос № 8. Понятия и методы регулирования сферы естественных монополий?

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях").

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях":

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства. Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Они могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

Естественные монополии.

Добросовестная конкуренция - одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии. Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.

Основной задачей государства является достижение баланса интересов по­требителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в его ст. 4 сферы:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам ;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий и контроля за ней образованы федеральные органы исполнительной власти:

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам";

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".

Органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования деятельности субъекта. Субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Например, ведется Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регу­лирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами2;

2) неценовой метод:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

— установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод должен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные платежи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность потребителей от места производства, соответствие качества товаров спросу потребителей, меры государственной поддержки и др.

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

- введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов;

- включения в реестр субъектов естественных монополий либо исключения из него;

- применяемых к конкретному субъекту методов регулирования.

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. Такой контроль может быть двух видов: предварительный и последующий.

1. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Предварительный контроль осуществляется при совершении действий, определенных п. 2 ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

2. Последующий контрольпредусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п. 4 этой же статьи. В частности, необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Особое положение субъектов естественных монополий предопределило необходимость ограничения их экономической свободы. Так, субъекты есте­ственных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор. Кроме того, субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

При выявлении нарушений и сфере естественной монополии, для их пресечения соответствующий орган государственного регулирования вправе направлять субъектам обязательные для исполнения предписания. Такие же предписания могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления - об отмене или изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному закону «О естественных монополиях».

Нормативно-правовыми актами регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утверждены формы решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушениях в данной сфере.

За нарушения данного Закона предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Перечень составов правонарушений и мер ответственности содержится в главе 4. Кроме того, если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии причинены убытки другому хозяйствующему субъекту, они подлежат возмещению. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.