Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –



 УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ГОРЛОВКА

Домашнее задание по музыкальной литературе для 5го класса (ф-но, скр.), 3 нар.

Преподаватель: Лаптева Светлана Трофимовна 29.10.2020

Тема: «Музыкальная культура Европы на рубеже XVII – XVIII веков. Творческий портрет Г.Ф.Генделя».

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих

Немецкий и английский композитор.

Один из круп­ней­ших мас­те­ров му­зы­ки 18 в., чьё твор­че­ст­во (на­ря­ду с творче­ст­вом И. С. Ба­ха) ста­ло куль­ми­на­ци­ей и за­вер­ше­ни­ем зап.-ев­роп. муз. барок­ко. Бу­ду­чи по ро­ж­де­нию сак­сон­цем и вы­дви­нув­шись как му­зы­кант в Гер­ма­нии, он боль­шую часть сво­ей жиз­ни про­вёл в Анг­лии (с 1726 брит. под­дан­ный); его твор­че­ст­во в зна­чит. ме­ре раз­ви­ва­лось в кон­тек­сте англ. куль­ту­ры. Вы­хо­дец из се­мьи ци­рюль­ни­ка-хи­рур­га, Г. уже в ран­нем дет­ст­ве об­на­ру­жил вы­даю­щие­ся муз. спо­соб­но­сти. Обу­чал­ся под рук. ор­га­ни­ста и комп. Ф. В. Ца­хау, в 17 лет стал ор­га­ни­стом гл. каль­ви­ни­ст­ской церк­ви в Гал­ле. В 1703 по­сту­пил в ор­кестр Гам­бург­ско­го опер­но­го те­ат­ра (вто­рой скри­пач, за­тем кла­ве­си­нист), в 1704 де­бю­ти­ро­вал как ком­по­зи­тор нем. опе­рой «Пре­врат­но­сти цар­ской люб­ви, или Аль­ми­ра, ко­ро­ле­ва Кас­тиль­ская». Ус­пеш­ные по­ста­нов­ки этой и сле­дую­щей опе­ры – «Лю­бовь, при­об­ре­тён­ная кро­вью или зло­дей­ст­вом, или Не­рон» (1705) спо­соб­ст­во­ва­ли при­гла­ше­нию Г. в Ита­лию, где ком­по­зитор про­вёл бо­лее 3 лет (с осе­ни 1706 до на­ча­ла 1710). Вы­сту­пая как кла­ве­си­нист-вир­ту­оз, Г. по­зна­ко­мил­ся с круп­ней­ши­ми му­зы­кан­та­ми (А. Ко­рел­ли, А. и Д. Скар­лат­ти и др.) и в крат­чай­ший срок ос­во­ил важ­ней­шие жан­ры итал. му­зы­ки. Воз­рос­ший уро­вень мас­тер­ст­ва в во­каль­ном пись­ме на итал. тек­сты яр­ко демон­ст­ри­ру­ют опе­ры «Род­ри­го» (1707, Фло­рен­ция) и «Аг­рип­пи­на» (1709, Ве­не­ция), ора­то­рия «Вос­кре­се­ние» (1708, Рим), а так­же мно­го­числ. соль­ные кан­та­ты.

В 1710–16 Г. – при­двор­ный ка­пель­мей­стер кур­фюр­ста Ган­но­вер­ско­го (в 1714 став­ше­го англ. ко­ро­лём Ге­ор­гом I), жил по­пе­ре­мен­но в Ган­но­ве­ре и в Лон­до­не, где в 1711 ус­пеш­но по­став­ле­на его опе­ра «Ри­наль­до», за­тем ещё 4 опе­ры: «Вер­ный пас­тух» (1712), «Те­зей» и «Сул­ла» (обе 1713), «Ама­дис» (1715). В кон. 1716 окон­ча­тель­но пе­ре­се­лил­ся в Анг­лию. В 1717–18 на­хо­дил­ся на служ­бе у гр. Кар­нар­во­на (впо­след­ст­вии гер­цо­га Чан­до­са), ос­ваи­вая при этом англ. муз. жан­ры (к это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся мас­ки «Ацис и Га­ла­тея» и «Эс­фирь», а так­же 11 зна­ме­ни­тых «Чан­дос­ских ан­те­мов»).

Рас­цвет опер­но­го твор­че­ст­ва Г. при­шёл­ся на 1720–28, ко­гда ком­по­зи­тор за­ни­мал пост музыкального руководителя Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки, ос­но­ву ре­пер­туа­ра ко­то­рой со­став­ля­ли итал. опе­ры. Здесь бы­ли по­став­ле­ны его ше­дев­ры – «Ра­да­мист» (1720), «Та­мер­лан», «Юлий Це­зарь» (обе 1724) и др. Не­смот­ря на фи­нан­со­вый крах ака­де­мии в 1728, в се­зо­не 1729–30 Г. на­брал но­вых пев­цов и во­зоб­но­вил опер­ные по­ста­нов­ки. Кон­ку­рент­ная борь­ба с воз­глав­ляе­мой Н. Пор­по­рой «Опе­рой зна­ти» («Ope­ra of the Nobility»), так­же ста­вив­шей в Лон­до­не итал. опе­ры, в 1737 при­ве­ла Г. к бан­крот­ст­ву. Од­на­ко ни эта не­уда­ча, ни раз­бив­ший Г. па­ра­лич не сло­ми­ли ком­по­зи­то­ра. Вы­здо­ро­вев, он вновь на­чал со­чи­нять; с го­да­ми его творч. пред­поч­те­ния ста­ли ме­нять­ся от итал. опе­ры к ора­то­рии. К это­му жан­ру Г. в Лон­доне стал об­ра­щать­ся ещё в 1-й пол. 1730-х гг. («Эс­фирь», 2-я ред. – 1732; «Де­бо­ра» и «Ата­лия», обе 1733). Лишь по­сле про­ва­ла в 1741 опе­ры «Дей­да­мия» в Лон­до­не и три­ум­фа «Мес­сии» в Дуб­ли­не (1742) ора­то­рия окон­ча­тель­но за­ня­ла ве­ду­щее ме­сто в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ра. С кон. 1730-х гг. пре­мье­ры его ора­то­рий «Са­ул», «Из­ра­иль в Егип­те» (обе 1739), «Ио­сиф и его бра­тья» (1743), «Вал­та­сар» (1745), «Со­ло­мон» (1749) и др. обыч­но про­ис­хо­ди­ли в круп­ней­ших лон­дон­ских те­ат­рах, при­чём в ан­трак­тах Г. ис­пол­нял ор­ган­ные кон­цер­ты или ру­ко­во­дил ис­пол­не­ни­ем соб­ств. ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний. Окон­ча­тель­ное при­зна­ние ора­то­рий Г. брит. пуб­ли­кой при­шло толь­ко во 2-й пол. 1740-х гг., ко­гда ком­по­зи­тор фак­ти­че­ски стал нац. ге­ро­ем Анг­лии. Не­смот­ря на по­ра­зив­шую его в 1751 пол­ную сле­по­ту, Г. соз­дал ещё две ора­то­рии: «Иев­фай» (1752) и «Три­умф Вре­ме­ни и Прав­ды» (1757), а так­же до по­след­них дней жиз­ни вы­сту­пал в кон­цер­тах. По­хо­ро­нен в Вест­мин­стер­ском аб­бат­ст­ве.

Ещё при жиз­ни Г. был при­знан клас­си­ком, од­на­ко вплоть до 20 в. зна­чит. часть его творч. на­сле­дия (пре­ж­де все­го опе­ры) пре­бы­ва­ла в заб­ве­нии, а в ис­пол­не­нии ора­то­рий с 1780-х гг. пре­об­ла­да­ла из­лиш­няя мо­ну­мен­таль­ность, не от­ве­чав­шая ре­аль­ной ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке, на ко­то­рую ори­ен­ти­ро­вал­ся ав­тор. В пол­ной ме­ре свое­об­ра­зие иск-ва Г. бы­ло оце­не­но лишь в 20 в., ко­гда бы­ли из­да­ны и ис­пол­не­ны прак­ти­че­ски все со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ра (св. 600). В сво­ём твор­че­ст­ве Г. обоб­щил мно­го­об­раз­ные тен­ден­ции ев­роп. му­зы­ки эпо­хи ба­рок­ко, соз­дав уз­на­вае­мый ав­тор­ский стиль, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на тех­ни­ка «круп­но­го штри­ха», сви­де­тель­ст­вую­щая о боль­шем вни­ма­нии к об­ли­ку це­ло­го, чем к его от­дель­ным час­тям, и бро­ская ма­не­ра по­да­чи муз. ма­те­риа­ла при срав­ни­тель­ной про­сто­те и эко­но­мии вы­ра­зит. средств. Не­смот­ря на ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ими­та­ци­он­ной тех­ни­ки, со­чи­не­ния Г. от­ли­ча­ет осо­бый тип фак­ту­ры, ко­то­ро­му да­же в ус­ло­ви­ях по­ли­фо­нии при­су­ща не­из­мен­ная яс­ность гар­мо­ни­че­ской ос­но­вы це­ло­го и рель­еф­ное вы­де­ле­ние важ­ней­ших ме­ло­дич. об­ра­зо­ва­ний – след­ст­вие при­су­ще­го сти­лю ком­по­зи­то­ра при­ори­те­та во­каль­но­го на­ча­ла (по­вли­яв­ше­го и на ин­ст­ру­мен­таль­ные по­ли­фо­нич. со­чи­не­ния). Иск-во Г. по су­ти сво­ей объ­ек­тив­но и дей­ст­вен­но, в му­зы­ке под­час на пер­вый план вы­хо­дит изо­бра­зи­тель­ность (напр., в кар­ти­нах «каз­ней еги­пет­ских» из ора­то­рии «Из­ра­иль в Егип­те»). Яр­кость и рель­еф­ность муз. об­ра­зов во мно­гом свя­за­ны с те­ат­раль­но­стью как од­ним из су­ще­ст­вен­ных ка­честв муз. мыш­ле­ния Г., ко­то­рый дол­гое вре­мя счи­тал­ся пре­ж­де все­го опер­ным ком­по­зи­то­ром. Им на­пи­са­ны 42 опе­ры (в осн. итал. опе­ры на ис­то­рич. или ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, тра­ди­ци­он­но при­чис­ляе­мые к опе­рам-се­риа).

В наи­боль­шей ме­ре спе­ци­фи­ка иск-ва Г. во­пло­ти­лась в ора­то­ри­ях (ок. 25) – мас­штаб­ных эпич. и дра­ма­тич. ком­по­зи­ци­ях с ак­тив­ным уча­сти­ем хо­ра. Боль­шин­ст­во ора­то­рий [в т. ч. «Мес­сия» (1742), «Сам­сон» (1743), «Иу­да Мак­ка­вей» (1747)] на­пи­са­ны на сю­же­ты из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые ока­за­лись со­звуч­ны фи­лос. и по­ли­тич. иде­ям 18 в. Сти­ли­сти­че­ски близ­ки ора­то­ри­ям др. со­чи­не­ния кан­тат­но-ора­то­ри­аль­но­го ти­па («Ода ко дню ро­ж­де­ния ко­ро­ле­вы Ан­ны», «Празд­не­ст­во Алек­сан­д­ра», «Ода ко дню Св. Це­ци­лии», «Празд­не­ст­во на Пар­на­се»), а так­же ду­хов­ная му­зы­ка ком­по­зи­то­ра (28 ан­те­мов, «Пас­сио­ны по Бро­ке­су», 5 Te Deum и др. цер­ков­ные пес­но­пе­ния). Г. про­явил се­бя и в ка­мер­ной во­каль­ной му­зы­ке (ок. 100 соль­ных кан­тат, во­каль­ные ду­эты, арии, англ. пес­ни).

Сре­ди ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний Г. вы­де­ля­ют­ся 6 concerti grossi op. 3 и 12 con­certi grossi op. 6; 3 сюи­ты «Му­зы­ка на во­де» и сюи­та «Му­зы­ка фей­ер­вер­ка»; 11 кон­цер­тов для ор­га­на с ор­ке­ст­ром (ор. 4 и ор. 7); кон­церт для ар­фы с ор­ке­ст­ром (ор. 4 № 6); 3 concerti a due ­cori для ду­хо­вых и струн­ных. Им на­пи­са­но ок. 20 трио-со­нат (в т. ч. 6 со­нат ор. 2 и 7 со­нат ор. 5) и при­мер­но столь­ко же соль­ных со­нат для флей­ты (скрип­ки, го­боя) и бас­со кон­ти­нуо (в т. ч. 12 со­нат ор. 1), а так­же мно­же­ст­во кла­вир­ных со­чи­не­ний, в т. ч. 6 фуг (voluntaries) и бо­лее 20 сю­ит. Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие не толь­ко англ. му­зы­ки 18 в., но и все­го ев­роп. муз. иск-ва. Оно су­ще­ст­вен­но по­влия­ло на К. В. Глю­ка, Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, а так­же Л. ван Бет­хо­ве­на, ко­то­рый счи­тал Г. ве­ли­чай­шим из ком­по­зи­то­ров.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.