Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема доклада: «Дистанционное образование: проблемы, особенности и перспективы»



Тема доклада: «Дистанционное образование: проблемы, особенности и перспективы»

Самая высокая степень

человеческой мудрости – это умение

приспособиться к обстоятельствам

и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам.

Даниэль Дефо

 

Вспышка коронавируса стала для всех стран мира большой неожиданностью и практически, не одно государство не оказалось готово ко встрече с подобной эпидемией. Следовательно, во многих сферах жизни нужно было на ходу перестраивать привычный уклад жизни. И Россия в этой ситуации не стала исключением.

Происходящее сегодня как будто спаяло воедино три времени, настоящее, прошлое и будущее.

В образовании 2020 год оказался полон событий и нововведений, о которых еще год назад мы и подумать не могли.

На наших глазах становится неактуальными привычные способы и технологии преподавания, мерки оценки качества, формы общения ученика и учителя, классические механизмы управления образованием.

Закрытием школ и перевод учеников на дистанционную форму обучения, показало нам неготовность системы к такому глобальному повсеместному переходу в онлайн формат. Проблемы одна за другой стали возникать на пути образования. Не готовы обучающиеся, не готовы родители, не готовы преподаватели и сами образовательные площадки, оказалось тяжелым испытанием даже просто готовность к такому потоку на свои электронные ресурсы.

Так что такое дистанционное образование? С какими психологическими проблемами мы можем столкнуться. Какие плюсы введения такой системы, в чем особенности и есть ли перспективы.

В течение последних десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив возможности систем всего профессионального образования во многих странах мира. Однако опыт большинства зарубежных и отечественных систем такого формата обучения ориентирован на модель именно заочного обучения, принятую как правило в получении высшего образовании. А в нашем современном обществе уже давно прослеживается тенденция к стиранию граней между традиционным школьным образованием и электронным обучением с применением дистанционных образовательные технологий. В повседневной жизни, уже начиная с первого класса дети пользуются дистанционными технологиями в виде Электронных образовательных ресурсов, а также при необходимости обучения на дому по состоянию здоровья, или для детишек с ОВЗ, не имеющих возможность посещать массовую школу. Обучение с применением таких технологий может применяться при любой форме обучения - очной, очно-заочной, заочной. Технические средства информации являются мощной материальной основой глобализации жизнедеятельности современного человеческого общества. Информационные средства – такие как радио и телефон, телевидение и компьютеры призваны сближать самые отдаленные уголки планеты. Все больше и больше людей в процессе обучения прибегает к помощи интернета и к формам дистанционного обучения. Уже давно появились альтернативные образовательные площадки, школы, курсы, позволяющие приобретать необходимые знания не только студентам, но и школьникам, причем с самого юного возраста. В школе применяются лишь некоторые возможности информационного мира в процессе традиционного обучения, это электронные образовательные программы, электронные учебники, электронные доски в классе, различные программы для конструирования отдельных этапов традиционного урока, используем во внеурочной работе сервисы, позволяющие совершать интернет-экскурсии, с целью ознакомления с животным, растительным миром, географическим объектам, находящимся в дали от нашего региона, используем гаджеты и мессенджеры, чтобы передать атмосферу например болеющему однокласснику, передать слова поддержки, фрагменты учебных занятий. Таким образом, в ряде случаев информационное обеспечение, его дистанционные формы помогают учащимся обретать знания, умения, компетенции, помогают развиваться школьнику, чувствовать себя частью учебного коллектива.

Говоря в целом, в нашей стране разработано много всевозможных образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 40% ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. В настоящее время дистанционное обучение набирает популярность в виду того, что не все имеют возможность очно обучаться. Этот вид обучения очень полезен самим педагогам, позволяя повышать квалификацию, обучаться новым методика, технологиям без отрыва от основной работы в удобное время.

Характерными чертами дистанционного образования являются: Гибкость. Модульность. Экономическая эффективность. Новая роль преподавателя. Специализированный контроль качества знаний. Использование специализированных технологий и средств обучения.

Проблема дистанционного обучения для младшего школьника. Минусы и плюсы. В наше время человек использует современные достижения науки и техники, которые помогают в работе, учебе, в быстром получении информации. Мы уже не представляем, как можно обходиться без телефонов, компьютеров, смартфонов, планшетов и ноутбуков. Не представляют этого и дети, которые с самого раннего возраста прекрасно разбираются во всех этих благах цивилизации. Мы родители, в свою очередь не устаем говорить о вреде постоянного просиживания в гаджетах.

Но современная реальность вносит свои коррективы. Наша страна начала организовать обучение с применением дистанционных образовательных технологий для всех категорий обучающихся. Школам были даны методические рекомендации, инструкции, были даны ссылки на рекомендованные образовательные порталы, учителя зарегистрировали свои классы, в срочном порядке стали изучать все имеющиеся возможности, перекраивать свои годовые планы, переформатировать документы Word в PDF формат и т.д.

И тут стоить помнить, что все, и дети и педагоги остались у себя по домам, если в школе подвела техника, программа, у учителя всегда есть доска с мелом, иные учебные пособия, приспособления, которыми можно блестяще объяснить детям тему, провести опрос, заинтересовать каким-то этапом работы. Учителя привыкли мастерски локализовывать любую возникшую проблему в процессе обучения и воспитания своих подопечных. В онлайн варианте, это сделать уже сложнее, не имея определённого опыта в такой форме общения.

И в первые же дни, учителя столкнулись с проблемами «непреодолимой силы». Те учебные площадки, уже имеющиеся в арсенале любого учителя, по-видимому, оказались не готовы к огромному потоку пользователей. И бывало такое, что запланированные учителем виртуальные уроки, просто не смогли состояться в указанное в расписании время. Учителям приходилось лишь пользовать карточками от учителя, участием в марафоне, олимпиадах (зачастую ночью)… А первое время, пришлось проводить занятия по WhatsApp и Скайпу, благо это очень знакомый всем мессенджер, но там были ограничения- группа только 4 человека может быть в видео звонке, а детей в классе 25, позже расширили возможность до 8 человек, но и это не спасало.

В реальности проблем оказалось гораздо больше ожидаемых. Оказалось, что никто не готов к дистанционному обучению: ни школа, ни родители. Находясь дома, педагог использует свои доступные технические средства, трафик интернета, электричество и т.д. Зачастую у коллег, просто нет компьютера. Такая же проблема возникла у детей. Не у многих есть компьютер, и те у кого есть, на одном должны были выкручиваться - родители на «удаленке», а если в семье двое-трое детей? Новая роль учителя была выражена не просто в координировании познавательного процесса, корректировке преподаваемой дисциплины, консультировании, но в «ликбезе»- интернет грамотности для родителей, многие не имеют электронной почты, не умеют проходить регистрацию, им просто не куда получить задания от учителя, им не на чем просмотреть электронные материалы. Затем самое сложное размышление. В части ответственности родителей- они несут ответственность за освоение их детьми образовательных программ. А с другой стороны, именно они родители могут выбирать формы получения образования. В сложившейся ситуации, путем бесед, убеждений удалось в полном составе класса дойти до досрочного завершения учебного года, нет уверенности, что родители согласятся добровольно на дистанционное обучение, и вряд ли согласятся повторить опыт.

Пока мы находимся в ситуации неопределенности дистанционное обучение было применено как временная мера, хотя этот способ предусмотрен законом «Об образовании в РФ», но подводя итоги можно сказать, что дети получают сильнейший стресс, родители тоже. Хотя была обнаружена некоторая тенденция. Довольно сильные дети хуже справлялись поначалу, тогда как те, кто является середнячком, очень живо без разочарований присоединились к новому формату обучения, возможно сыграл роль опыт пользования гаджетами, или такие дети менее подвержены стрессу. Родители, постоянно находившиеся на уроках, сами пребывали в растерянности, депрессии, что тоже негативно отражалось на результативности ребенка, его активности.

Хотя есть и плюсы, многие родители научились использовать интернет-ресурсы для образования, завели себе электронную почту, приглашены на обучающие семинары, лекции, успешно участвуют. Педагогу приходилось находиться на связи 24/7, так как постоянно возникали трудности, нужно было осуществлять обратную связь максимально корректно, как с учащимися, так и с их родителями. И важно понимать, что интерес к учению у ребенка 7-8 лет может довольно быстро угаснуть, так как привычка и умение учиться у ребенка еще не развито.

Также где это возможно и полезно, организовывать различные формы соревнования.

Такой режим работы требует колоссальных усилий от педагога, неимоверной выдержки, вежливости, профессионализма, а также соответствующего уровня владения цифровой грамотностью.

На протяжении всего времени ДО стала возникать мысль, а как же нормы СанПина, и как же здоровье ребенка, его зрительный анализатор???

Выводы: всё-таки дистанционное обучение подходит более старшему возрасту, соглашусь с исследователями, скорее всего студентам, которые уже осмысленно могут оценить важность использования данных технологий, смогут планировать время, отведенное на изучение дисциплин, могут заниматься поиском нужной информации в интернет-ресурсах. А младшим школьникам, скорее нравится сам факт «легального» пользования гаджетом, происхождением заданий, так как они поданы в рисованном формате, что радует глаз ребенка, но в то же время имеет не всегда безопасное воздействие на тот же глаз, дети не умеют остановиться вовремя. Еще одна сторона- родители, они просто привязаны к занятиям ребенка. Что практически невозможно, ведь родители работают, а если дети и находятся дома не одни, так бабушки и дедушки в большинстве своем не умеют даже включать компьютере, не говоря уже о интерактивных занятиях и интернет площадках. И тут я считаю, что дистанционное образование для младших школьников является лишь альтернативой, позволяющей решать возникшие проблемы, препятствующие по каким-либо причинам посещению ребенком очных занятий и школьного коллектива.

Выводы: Наше общество не готово к переходу на обучение с применением дистанционных технологий в начальной школе, хотя эпизодически они применимы в привычном обучении. А не готово в виду отсутствия необходимого технического оснащения, обученности, отсутствия культуры общения в интернет пространстве. Обнаружены сложности, связанные с качеством интернета (хотя заявлен высокоскоростной), иногда даже не уходили голосовые сообщения, не говоря уже о видео материалах. Ведь мы говорим об обучении по всей России, а у всех возможности как технически, так и материальные имеют большие или слишком больные различия. И в силу того, что переход на дистанционное обучение вынужденная мера, школа вынуждена подстраиваться под те возможности, которыми располагают учащиеся, а они невелики. Поэтому полученный опыт дает право сделать вывод: никакие самые передовые технологии дистанционного обучения не способны заменить живого учителя, как в плане передачи знаний, сопровождения учащихся, так и в эмоциональном удовольствии от получения образовательных услуг. Открытым так и остается вопрос дальнейшего массового применения дистанционных технологий в школе. И это сейчас зависит от многого, и от эпидемиологического положения в стране и в большей степени от решения самих родителей.

 

Спасибо за внимание коллеги.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.