Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия Просвещения.. Философия Просвещения связана с  культом  научного рационального мышления, свободы мысли и политического выбора. Отдельный человек, индивид, гражданин – вот критерий истины, и нет других авторитетов, кроме авторитета разума. Эта фи



                               Философия Просвещения.

Философия Просвещения связана с  культом  научного рационального мышления, свободы мысли и политического выбора. Отдельный человек, индивид, гражданин – вот критерий истины, и нет других авторитетов, кроме авторитета разума. Эта философия была подготовлена работами французским рационализмом Декарта, английским эмпиризмом Локка, антирелигиозными работами П.Гассенди, П.Бейля (1647-1706). Именно по образцу его «Критического словаря религии и метафизики» создается позже «Энциклопедия» (1751-1780).Утверждение разума шло чрез критику религии и теологии под лозунгами свободы, равенства, братства.

  На появление политически ангажированных мыслителей оказали влияние и экономическая ситуация во Франции в середине XVIII столетия, и проект, вокруг которого сплотились талантливые исследователи – это проект «Энциклопедии». В качестве автора и издателя им руководил Д.Дидро                     (1713-1784), в проекте  участвовали такие выдающиеся философы, как Вольтер  (Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778), Жан Лерон д,Аламбер                                  (1717-1783), Поль Анри Гольбах (1723-1789),изложивший материалистические воззрения в «Системе природы» и другие. Самым влиятельным считался Вольтер. Выступал с критикой отвлеченной и догматической метафизики, но, особенно, религии под известным лозунгом  «Раздавите гадину!».Католической  религии противопоставляет свой просветительский идеал религии разума,согласно которой Бытие Бога принимается исходя из тварности мира, ка его исходный порядок. Поэтому чаще всего позиция Вольтера интерпретируется как деистическая.

Главной заслугой просветителей до сих пор считается развитие идей естественного права и общественного договора в концепции                                 1) разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную               ( Монтескье),                                                                                                                               2) Гражданских прав ( Вольтер),                                                                                      3) Обязанностей государства перед народом  и права народа на свержение государственной власти( Руссо).  

 Шарль де Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» развивает локковскую теорию естественного права и выделяет дух законов – то единое, что воздействует на людей – природные факторы (территория, климат), а также традиции в хозяйствовании, религия, нравы и т.д. Свобода – это то, что должно одновременно ограничивать власть и обеспечиваться, гарантироваться властью.

 Восстановление свободы – главная цель и Жан Жака Руссо (1712-1778).Он утверждает, чтоисходное естественное равенство с разделением труда и частной собственностью превратились в свою противоположность. Разум притупляет естественную любовь к свободе и естественнную любовь к себе. Чтобы их восстановить, следует вернуться к идее общественного договора, понятой как высшая воля, которая гарантирует свободу и равенство (в том числе имущественное) каждому и дает права целому. Должны быть соответствующие законодательные инстанции, изъявляющие общую волю. В пользу общества как целого каждому следует отказаться от своей естественной свободы, воспринять сердце простые идеалы труда и равных прав и обязанностей. К этому идеалу ребенка должна приучить новая система воспитания, которую Руссо изложил в книге «Эмиль или о воспитании». Решительно высказывается в пользу самостоятельного, сердечного и непосредственного постижения мира. Идея договора, - считает Руссо, - должна поддерживаться соответствующей государственной религией, а сам договор должен быть святымдля каждого гражданина.  

   В Англииэпоха Просвещения характеризуется широким распространением естествознания, умеренной критикой религии. Деизмкак учение о том, что Бог создал мир и больше не принмает участия в его делах стал отправной точкой философии Антони Шефтсбери (1671-1713).Его деизм носит не столько научную, сколько научно- эстетическую направленность. В работе «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» объясняет принцип единства добра и красоты. Признаками красотыявляются пропорциональность и соразмерность, добра – альтруизм. Но альтруизм не исключает и возможность эгоизма, который человек может блокировать чувством нравственности. Это чувство автономно, оно не зависит от внешней среды, но нуждается в постоянной тренировке. Бог создал красоту. Человек принимает ее и дополняет культом добра.

НемецкомуПросвещению в целом принадлежит большая заслуга в подготовкепроблематики и языка немецкой классической философии, в подведении итога философии нового времени. Идеи Готхольца Эфраима Лессинга (1729-1781) стали основанием для новой рациональной философии истории. Только разуми построенное на нем воспитание может помочь правильно воспринимать и истолковывать жизнь, заменить первый «букварь» - Библию, научить веротерпимости.                                                                                           Основные идеи гуманистической философии истории и культуры , и , прежде всего, идеи прогресса изложил позже Иоганн Готфрид Гердер                (1744-1803)в своей работе «Идеи к философии истории человечества».Считается, что Гердер, несмотря на достаточно осторожные высказывания, во многом предвосхищает эволюционистские идеи.Естественный процесс постоянного развития к высшему,- считал он, -закономерно открывает историю человечества, и в этой цепи «человек – вершина организациина нашей земле.» В противоположность спиритуалистам, он думает, что «духа, который бы действовал без материи и вне ее, мы не знаем».  В противовес географическому детерминизму Монтескье, Гердер считает определяющей внутреннюю генетическую силу, которая непонятна, но проявляетсяв сплачивающей народкультуре. Именно культура– язык, искусство, религия - отличает собственно человеческую историю, является одновременно показателем и определяющим фактором развития общества как единого организма. И в этом смысле человек «рожден для общества» - известный афоризм Гердера,  повлиявший прежде всего на Гегеля. И главное – правильное управление, которое воспитывает гуманность.                                                                                                                                                                                В целом идеи философии Нового времени, как говорилось у И.Канта,   можно охарактеризовать как выход человечества из состояния незрелости, ответственность за которую несет оно само.  

                            

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.