Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Желательно посмотреть:. Древняя Греция искусство. Архитектура архаического периода//https:// www.youtube.com/watch?v=_S1jblNjvuo. Учебник Кравченко, Культурология - с.113-115



  Желательно посмотреть:

1.Древняя Греция за 18 минут //https:// www.youtube. com/watch?v =L JdhEp J03 Ug
2.Гомер "Одиссея". Анализ и краткое содержание. Пустовит Александр. Древняя Греция. История Культуры //https://www.youtube. com/watch?v= FzFF2iGKWFE

3.Древняя Греция искусство. Архитектура архаического периода//https:// www.youtube.com/watch?v=_S1jblNjvuo

                                  Учебник   Кравченко, Культурология - с.113-115

 

                       Гомеровский период (или темные века).

   На рубеже 12-11 вв. до н.э. преобладанию ахейцев в эгейском мире был положен конец прибытием новых греческих племен с севера - дорийцев. Они смогли противопоставить бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие. В том, что касается материальной культуры, был период упадка, но вызревали предпосылки для дальнейшего стремительного подъема. В поэмах Гомера  «Илиада», «Одиссея» отображена жизнь общества гораздо более примитивного, чем то, что предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера живут в окруженных частоколом деревянных домах, непохожих на дворцы Микенской эпохи. Царица сама стирает и т.д. Памятников сохранилось немного,  в качестве стройматериала использовали древесину и необожженный кирпич. Дерево служило материалом и для монументальной скульптуры – сохранилось множество идолов  начала 1 тыс до н.э. – несложных, поражающих  наивностью своего выполнения. Однако искусствоведы обращают внимание на их разнообразие, отсутствие канона. Различные формы придавались человеческим фигурам (конус, скрипка). Преувеличение было  средством выразительной  характеристики (вытянутые руки или шея производили  забавное, а не устрашающее впечатление. Хорошо сохранилась вазовая живопись - т.н. дипилонские вазы (или вазы геометрического стиля.) Мастера вырабатывали своеобразные приемы изображения  людей, животных, предметов, выполняли огромные и сложные композиции. (Многолюдные битвы, веселые пиры, сцена на лодке с гребцами). Умели охватить единым взглядом многолюдные сцены и дать их в четком расположении.

 Сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Мифы – от греческого Methos- сказание, предание.- создания коллективной фантазии, отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Мифы  отражали определенные представления  об окружающем  мире, цельную систему взглядов, в соответствии с которыми воспринималась  действительность. Сложившаяся в первобытной культуре мифология впоследствии явилась основой формирования науки, политической идеологии и т.д. Происходит своеобразное переосмысление мифов, которые впоследствии включаются в новые структуры. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

 Различаются дофессалийская(или доолимпийская) мифология, порожденная еще эпохой матриархата, и фессалиийскаяили олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами рабовладения, централизацией мифологии вокруг Олимпа и переходом к художественно развитому и строгому героизму. Боги побеждают чудовищ. (Мифология отражала этапы становления самосознания человека). На этом этапе герой, подобно  Прометею, вступает в спор с богами.                                                                               В 9 в. до н.э. при посредничестве финикийцев греки приняли семитский алфавит, «осовременили»  его, добавив знаки, обозначавшие гласные                      (алфавит  был консонантным). Из финикийских букв «алеф» и «хэ» возникли греческие «алеф» и «эпсилон».

 Завершался переходот родового строя к государственной организации полисного типа. Были распространены  элементы частной собственности                        (охотничья добыча, скот). Богатая аристократия имела земельные наделы, передаваемые по наследству. Пожизненная монархия воспринималась как пережиток, уступая дорогу выборной.

               В ПЕРИОД АРХАИКИ 

 складывается рабовладельческое общество, формируются полисы. Полис основан на триединствегражданин – частный собственник – воин. Закладываются  основы частной собственности и демократии (именно с древних греков началось развитие демократических институтов). Идет борьба демоса и аристократии. Итогом было формирование рабовладельческой демократии (как вариант – автаркии). Система классического рабства позволяла значительной части свободных греков посвящать себя какой-либо творческой деятельности.

 С 8 по 6 век  греки основывали многочисленные колонии. Активно развивались товарно-денежные отношения. Вывозили оливковое масло, вино, керамику. Ввозили железную руду, изделия из шерсти, пурпурные ткани. Перед основанием дочернего полиса возникали торговые стоянки – эмпории. Место для основания колонии указывал оракул святилища Аполлона в Дельфах. Брали с собой огонь священного очага, изображения местных богов. У греческой эмиграции были демографические экономические, политические причины.  Колонии основывались  в Малой Азии, Южной Италии, в низовьях Днестра и Дуная ( Истр, Ольвия, Борисфенида) , на побережье Черного моря (Пантикапей, Керкенитида. В 5 в до н.э.  в Крыму были уже десятки полисов).

Важным фактором культурного развития стали Олимпийские игры, впервые проведенные в 776г. до н.э. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «арете», облегчающим властвование над людьми. Они воспринимались как символ единения, взаимного соревнования партнеров. Во время их проведения объявлялся священный мир, прекращались войны.

В системе воспитания присутствовал дух состязательности – агонистики. Проводились также Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в 4 года) и Истмийские игры в честь Посейдона(раз в два года в Коринфе).                                                   К 8в. до н.э. ( началу фессалийского  или олимпийскогоэтапа) происходит слияние древних местных культов. Был создан единый пантеон богов, возник культ олимпийцев. Общегреческие святилища становятся центрами культурных, экономических, политических связей.

 Согласно мифам Древней Греции, вначале был Хаос,из Хаоса выделилась Гея( земля), которая породила Урана. От Геи и Урана родились титаны ( второе поколение богов), олицетворяющие необузданные силы природы. Кронос убил Урана и занял его место. Появилось третье  поколение богов                (дети титанов), олицетворяющих упорядоченный мир, мудрость космоса. Боги были   бессмертными, всесильными. Победив  в войне против титанов , они воцарились на Олимпе. Эмблемами Зевса былаэгида( щит), скипетр, орел. Он повелевал молнией, собирал тучи. Его братья -Посейдон, Аид.Чтобы попасть в подземное царство, нужно переплыть через Ахеронти пройти мимо Цербера .Богиня Гера-покровительница брака. Ей посвящена корова. Д еметра (сестра этих богов) -  богиня плодородия. Символ-колос пшеницы. Афина– богиня мудрости и справедливой войны. По значимости  сопоставима с Зевсом. Символы – змея, сова, олива. Аполлон – бог света. Покровительствовал пастухам, а с 5 в. до н.э.- певцам и музыкантам. Артемида– богиня охоты и живой природы. Покровительница рожениц, целомудрия. Гермес – покровитель торговли, мышления, красноречия, обманщиков. Арес– бог войны, Гефест– бог огня и кузнечного ремесла. Афродита – богиня любви и красоты. Жена Гефеста. Родилась из морской пены у берегов Крита.                                                        

На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, древних жанров фольклора возникла литература Древней Греции. Героический миф стал источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм «Иллиада» и «Одиссея».Сюжеты относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история здесь переплетена с более ранними мифами. В «Илиаде» нашла воплощение героическая тематика, в «Одиссее» - бытовая и сказочная. События «Илиады» охватывают десятый  год войны, сюжетное время поэмы- 51 день. Сюжетообразующее начало – гнев Ахилла на Агамемнона, отобравшего у него пленницу- Брессиду. Ахилл покидает войско и возвращается лишь после гибели Патрокла. Развязка – возвращение отцу убитого Гектора Приаму тела его сына.

 «Одиссея» - рассказ о странствии, возвращении домой, длившемся 10 лет, Он полон приключений, невероятных событий. Это эпизод с циклопом, пребывание в подземном мире, у нимфы Калипсо. Заключение – возвращение на Итаку, где его ждет верная Пенелопа. Использовал своеобразный композиционный прием – «рассказ в рассказе»- повествование содержится в рассказах героя, автор как бы не участвует в мифологизации действительности. Одна  из причин бессмертия гомеровского эпоса – гуманизм+ прославление жизни и человека (его мужества, верности в дружбе, великодушия, любви к родине, уважения к старости). Ахилл самолюбив, страшен в гневе, но великодушен и милосерден. Возвращается в войско, искупает вину геройскими подвигами. Тронутый горем Приама возвращает тело сына отцу (а по обычаям - тело предавали поруганию).На время совершения обряда прекращаются боевые действия. Образ Одиссея символизирует стремление к познанию, страсть первооткрывателя, путешественника. (Под именем Улисса Одиссей появляется в «Божественной комедии» Данте, где призывает свою жизнь постижению новизны доплывает до границ чистилища, расплачиваясь жизнью за свою дерзость).        Поэмы Гомера раскрывают трагическую сущность войны, несущей страдания и смерть, осуждают междоусобную брань и содержат призыв к миру.                                                                                                                       Эпический жанр развивался и впоследствии – в поэмах Гесиода (8-6 вв) «Труды и дни», «Теогония».

 В период архаики особое значение приобретает архитектура. Формируется система ордеров (ордо- порядок,  тип архитектурной композиции).Ордер использует определенные элементы и подчиняет их архитектурно-стилевой обработке. Дорическому ордеру соответствует геометрически правильная капитель колонны. Стиль суров и несколько тяжеловесен. Ионическиийордер более пышен, колонна вместе с функциональной несет декоративную нагрузку. У колоны капитель с завитками - волютами, более сложный цоколь. Ионическая колонна более изящна, чем дорическая. Дорический символизирует прическу зрелого мужчины,  ионический -женщины, а коринфский- корзину на кладбище, увитую  цветами Аканта. Его автор – Каллимах из Коринфа (вторая половина 5 в.до н.э). Утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы украшаются рельефами, внутри - статуи богов.

 Начавшийся в период архаики расцвет древнегреческого искусства был ознаменован формированием самостоятельного типа храма – т.н. периптера (это основной тип храма периода архаики и классики). Периптер -  прямоугольное в плане здание с 4-х сторон окруженное колоннами (а раньше храм имел 2 колонны). Колонны были необходимы для предохранения глиняных стен от осадков . Древнейшие периптеры - храм Геры в Олимпии, Аполлона в Дельфах (7 в до н.э), Базилика в Пестуме ( внутри разделена не на 3, а на 2 части).

 Одновременно складывается тип греческой статуи. Два основных типа – тип обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной улыбкой. В керамике – в Коринфе изобретена чернофигурнаятехника росписи сосудов ( около700 г.до н.э), в Афинахкраснофигурнаякерамика, более сложная по технике изготовления( 530 г. до н.э.).Отличалась более тщательной разработкой и прорисовкой деталей. Выработали определенные типы ваз – амфора, гидрия, кратер, килик, лякиф.  

В философии создавали произведения Пифагори его последователи Основная проблема – поиск первоосновы вещей. ( Фалес- вода, Анаксимен- воздух, и т.д.) Мир вокруг нас - единое материальное целое.

 В литературе начитает главенствовать лирическая поэзия ( Архилос ( 12 в до н.э) , Алкей ( руб7-6), Анакреонт (6 в. до н.э.), Сафо (610-580), рождается жанр басниво главе с Эзопом.Ему приписывают авторство почти всех известных в античном мире басен, которые обрабатывали Лафайет, Крылов («Волк и ягненок», «Лиса и виноград», «Ворона и лисица»).

 Из обрядовых действий зарождается театр, что было  связано с выделением из коллективного пения – хора действующего лица – актера. (Термин  трагедия переводится как «козлиная песня», комедия – «медвежий праздник»).                                                                                         

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.