Биография М.Гафури
Биография М.Гафури
Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гафуров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район) в семье учителя. В раннем детстве он остался без родителей, и ему самому пришлось добывать себе на жизнь. В 16 лет он в поисках заработка покидает родную деревню, начинаются его скитания по стране. В эти годы он работал и рудокопом на золотых приисках известных татарских миллионеров Рамиевых. Эти события он позднее описал в своей автобиографической повести. "На золотых приисках поэта". Несмотря на все сложности, трудности жизни, М. Гафури всегда стремился к знаниям, учебе. Учился в медресе в селе Утяшеве, в Троицке, в знаменитом Казанском медресе "Мухаммадия". В 1902 году, когда учился в Троицке, он написал свое первое стихотворение "Шакирдам ишана". В нем Гафури выразил свое возмущение системой обучения, протест против порядков в медресе. Многие восхищают-ся его смелостью, но шакирды, зло высмеянные в стихотворении, жестоко избивают Мажита. Это было началом творческой биографии поэта и первой реакцией его читателей. Годы первой русской революции стали новым этапом в творчестве Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. Поэт высоко оценивает принесенную революцией буржуазно-демократическую свободу, восклицая о том, что в этот день "родилось солнце свободы". В своих стихах он рисует революцию как эпоху великих перемен и грядущей свободы, выражает глубокую уверенность в том, что мир должен измениться:
"Мир веками был неизменен,
Но он отныне приходит в движение,
Теперь, даст бог, пойдет он вперед,
Хотя и много сегодня сомнений".
(Перемена). Следует отметить, что в поэзии Гафури периода первой русской революции имелось и немало внутренних противоречий, взаимоисключающих друг друга мыслей, мучительных поисков истины. Осенью 1906 г. М. Гафури вернулся в Уфу, и с тех пор всю свою жизнь он провел в родной Башкирии. Поэт никогда не переставал думать о родном башкирском народе, его судьбе и в стихах старался пробудить любовь к нации. В 1911 году он выпускает сборник стихов "Любовь к нации". Он всегда чувствовал неразрывную связь с родиной и с народом. Вера в народ, надежда на его будущее вселяли силу в душу поэта. Это — очень важный момент в его творчестве, в его эстетических взглядах. С большим уважением относился к творчеству Гафури Г. Тукай, нередко оберегал его от заблуждений и ошибок. Вершиной их творческой дружбы явилась встреча двух поэтов весной 1912 г. в Уфе. Безнадежно больной двадцатишестилетний Тукай приезжал в Уфу за год до своей смерти, в первый и в последний раз. Два больших поэта, вспоминая об этой встрече, писали друг о друге с большим уважением. Это исходило из их духовного родства, общности взглядов, творческих устремлений. Гафури воспринимал войну 1914 года как огромное бедствие для трудящихся, поэт интуитивно понимал, что она принесет серьезные потрясения и изменения в судьбах народов. Плач и стон народа мощной струей входят в поэзию Гафури. Он оплакивает погибших на полях сражений, задумывается о подлинной сути войны. Так в стихотворении "Кто он?" поэт как бы откровенно разговаривает с солдатом, которого заставляют убивать такого же, как он сам, невинного брата. В стихотворении поставлен конкретный вопрос. В годы потрясений и бурь, вызванных мировой войной, крепла поэзия М. Гафури, расширялась ее тематика. Поэт глубоко проникал в различные стороны жизни народа. Нелегкими были для страны и молодой республики первые годы после войны, революции. Гафури ведет большую работу по созданию новой культуры в республике - активно участвовал в составлении учебников для школ, в переводе произведений русских классиков на башкирский язык. Свободный труд, полнота жизни, красота и глубина чувств свободного человека становятся основным содержанием лирики Гафури. Поэт с большой силой выразительности воспевал родную природу, большую любовь, идеал прекрасного. Глубоко волновала его тема преемственности поколений. Единство взглядов, идейное родство поколений символизируется в его стихотворении "Желание старого батыра". Лирический герой — представитель старшего поколения — выражает раздумья самого поэта, обеспокоенного тем, кто подхватит его дело, кто продолжит осуществление идеалов старого борца:
"Держу я саблю, думаю о том:
"В чьи руки эта сабля попадет?
Уйду я, кто останется потом?
Кто продолжать мою борьбу пойдет?" В 1923 году в республике широко отметили двадцатилетие творческой деятельности М. Гафури, в дни празднования ему было присвоено почетное звание народного поэта Башкирии. До последнего дыхания М. Гафури оставался на посту как певец своего времени и народа. Но тяжелая болезнь подкосила его силы: в 1934 году поэт умер от туберкулеза.
|