Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 27: Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»



Урок 27: Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

Биография автора

 

Жизненный путь писателя прост и труден: армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко били, — скажет он впоследствии, — но через годы эти произведения причисляли к лучшим».

Родился будущий писатель Федор Абрамов в деревеньке Веркола Архангельской области 29 февраля 1920 года. Он появился на свет в бедной и большой крестьянской семье. Отца звали Александром Степановичем, мать – Степанидой Павловной. У четы было пятеро детей, Федя оказался последним. Время было неспокойное, шла Гражданская война. Семья сильно нуждалась, у них не было даже целой одежды и обуви. В 1921 году глава семейства скончался от простуды. Теперь вести хозяйство пришлось Степаниде Павловне вместе со старшими детьми. Соседи считали, что семья погибнет. Но через 10 лет Абрамовы уже обзавелись своим хозяйством и давно забыли про голодное время. Благополучие далось нелегко. Михаилу, старшему сыну, пришлось устроиться на работу и стать для младших наставником. Федор позднее писал о нем как о «брате-отце». Но и младшим приходилось непросто – будущий писатель научился косить уже в 6 лет. В этом же возрасте маленький Федя пошел в школу. Учился на отлично, в 3 классе даже получил премию – ткань для пошива рубашки и брюк.

В 1932году Федор Абрамов, биография которого представлена здесь, окончил начальную школу. Он хотел пойти в семилетку, недавно открывшуюся, но его не взяли. В первую очередь принимали детей из бедных семей. Федя очень любил учиться и страшно был расстроен этим событием. К зиме, к счастью, ситуация прояснилась, и ребенка приняли в школу. Из-за сложностей дома Федя вскоре переехал жить в семью брата Василия, который впоследствии помог ему получить высшее образование. Будущий писатель и в старшей школе продолжал учиться на отлично. Не раз его награждали премией, которая была хорошей помощью семье. В 1938году Абрамов окончил школу и был без экзаменов принят в Ленинградский университет на филологическое отделение.

Как и многие другие, Федор Абрамов, ученик третьего курса, в 1941 году отправляется на фронт, вступив в народное ополчение. Юношу направили в артиллерийско-пулеметный батальон, где он уже в сентябре получил ранение и был отправлен в тыл на лечение. Травма оказалась неопасной, и через несколько месяцев он вернулся в строй. И сразу же попал в бой – пришел приказ о прорыве. Солдаты должны были проделать брешь в заграждении противника, укрываясь за телами товарищей, которые пойдут впереди. Абрамову выпало идти во втором десятке. В нескольких метрах от цели ему автоматной очередью перебило ноги. Уже вечером похоронная бригада нашла его совершенно случайно – один из солдат пролил ему на лицо воду, и раненый застонал. Так Абрамов оказался в госпитале блокадного Ленинграда. В 1942 его эвакуировали с другими раненными по «Дороге жизни». После окончания лечения он получил трехмесячный отпуск. Это время писатель провел в родном краю, работая учителем в карпогорской школе. В тылу оказалось не легче, чем на войне. Здесь было много тяжелой мужской работы, которую приходилось выполнять женщинам и детям, но страшнее всего были голод и постоянные похоронки. Летом 1942 он возвращается в армию и попадает в нестроевую часть – ранение не позволило вернуться на фронт. Через год оказывается в отделе контрразведки СМЕРШ, служба идет хорошо. В 1944-м Абрамов становится старшим следователем.

В ноябре 1944 Федор Абрамов решает возобновить обучение и просит разрешения поступить на заочное отделение Архангельского педагогического института. Также он просит прислать документы из ЛГУ о том, что он окончил три курса филфака. Однако ректор не согласился с таким решением и просил демобилизовать Абрамова для продолжения обучения.

В 1948 писатель оканчивает филфак и поступает в аспирантуру. До 1960 г Федор Абрамов работал в университете, но затем решил посвятить все свое время писательской карьере. В 1963 выходит новая повесть писателя – «Вокруг да около». Это произведение подверглось нападкам цензуры, хотя редакция пыталась схитрить, разместив его в разделе «Очерков и публикаций». Никакие меры не помогли, повесть официально была названа «идейно порочной», а произведения Абрамова запрещали печатать еще несколько лет. Вскоре «Вокруг да около» публикуют на английском языке в Лондоне, затем она появляется в ФРГ, США, Франции и других странах. Абрамову даже предложили приехать в Великобританию с лекциями, но в то время выезд из СССР был невозможен.

Произведения Федора Абрамова, несмотря на продолжающиеся нападки, продолжают сохранять свою злободневность и резкость. Такими были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и повести «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька». Все эти произведения ждала очень нелегкая судьба. Их не принимали в печать, и запрещала цензура, из некоторых текстов вырезались целые главы. Только в урезанном виде произведения пускали в печать, остальное оказывалось в мусорной корзине редакций. Тем не менее, популярность Абрамова у читателей только росла.

В 1980 году к Абрамову наконец-то приходит признание правительства и цензуры, он получает орден Ленина. Произведения писателя активно печатаются в газетах и журналах. В последние годы своей жизни Федор Абрамов активно путешествовал. Так, в 1977 году он побывал в Германии, однако поездку омрачили воспоминания о Великой Отечественной. Затем были путешествия в Финляндию, которую он посещал несколько раз и был в восторге от местного гостеприимства, и США, где его многое поразило и огорчило. Мало кто знал, но Абрамов был тяжело болен, здоровье писателя было значительно подорвано, кроме того, с годами сказались на нем и его фронтовые раны. В 1982 году писатель перенес тяжелую операцию, через год была назначена вторая. К сожалению, 14 мая 1983 Абрамов скончался от сердечной недостаточности. 19 мая писатель был похоронен в Верколе, на своей родине, недалеко от дома, который он сам когда-то построил.

Самый большой сборник рассказов Ф.А. Абрамова, предназначенный для среднего школьного возраста и входящий в список рекомендованной литературы для детей называется «О чем плачут лошади». Он включает произведения, описывающие сельскую местность, жизнь ее обитателей, тяготы и невзгоды. «О чем плачут лошади» - прекрасный образец не только произведений Абрамова, но и классической деревенской прозы. Немаловажен и тот факт, что писатель старался быть максимально правдивым. Это делает его рассказы историчными.

Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Абрамова не была легка. Писателю приходилось постоянно бороться с цензурой, терпеть нападки критиков и давление со стороны партии. Тем не менее, он не желал отступать от правды и до последнего продолжал описывать настоящую жизнь.

 

Основные выводы:

1.    Жизнь и творчество Ф.А. Абрамова — это рассказ о проблемах деревни, о человеке – труженике.

2.    Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе, являются одними из главных в русской классической литературе.

 

Основные понятия:

Мотив -

1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования.

2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.

Образ лирического героя - создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т. д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме.

Разбор типового тренировочного задания

К какому литературному направлению принадлежал Ф.А. Абрамов?

1.    Романтизм

2.    Реализм

3.    Классицизм

Стратегия выполнения задания:

1.    Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.

2.    Вспомните определение литературного направления, обратите внимание, на время, когда творил Ф.А. Абрамов.

3.    Попробуйте определить: что есть что, просмотрите сначала все варианты ответов.

4.    Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

Ответ:       Реализм

Разбор типового контрольного задания

Почему Ф.А. Абрамов в своем творчестве обращается к нравственно-экологическим проблемам?

1) Писатель призывает беречь братьев наших меньших.

2) С целью просветить народ и рассказать ему, как на Руси раньше жилось хорошо.

3) Ф. А. Абрамов хочет подчеркнуть, как стремительно развивается современное ему общество.

Стратегия выполнения задания:

1.    Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.

2.    Еще раз прочтите конспект объясняющего модуля и рассказ «О чем плачут лошади».

3.    Определите тему и идею произведения, его проблематику.

4.    Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

Ответ: 1) Писатель призывает беречь братьев наших меньших.

 

Литература:

1)   Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.