|
|||
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе: 1) интеллектуальная готовность - способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика; 2) эмоциональная готовность - мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями; 3) социальная готовность – потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться. Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированности представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера» от «сегодня» и «завтра». Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Для выяснения того, насколько развита память, прочитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак); затем попросите его повторить прочитанное. Прочитайте слова всего 4 раза и каждый раз требуйте повторения. Если в результате оказались выученными 8-9 слов, а количество повторяемых слов постоянно увеличивалось, то можно считать, что память ребенка не внушает опасений. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит, его мышление соответствует норме. В развитии эмоционально-волевой готовности ребенка к школе необходимо делать акцент на воспитании мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремиться преодолевать их и не отказываться от намеченной цели. Нужно поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки). А самое главное, родители должны стараться не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не терять чувство юмора, ведь появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Чтобы определить, насколько развита мотивационная готовность у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?» Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Социальная готовностьпроявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Критерии психологической готовности ребенка к школе Социально-психологическая готовность к школе: 1) у ребенка есть учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность необходимости учения; проявляет выраженный интерес к получению знаний); 2) ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); 3) ребенок способен принимать учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Развитие школьно-значимых психологических функций: 1) у ребенка хорошо развита рука, он уверенно владеет карандашом, ножницами; 2) развита координация движений и пространственная ориентация, (правильно определяет «выше — ниже», «вперед назад», «слева-справа»); 3) развито логическое мышление (ребенок находит сходство и различия разных предметов при сравнении, умеет правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); 4) развитие произвольного внимания (ребенок способен удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут) и произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).
Если вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка, то постарайтесь ответить себе на следующие вопросы: 1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами? 2. Есть ли у ребенка друзья? 3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими? 4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки? 5. Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сорокинская средняя общеобразовательная школа № 1 с.Б. Сорокино, ул. Пионерская д. 2 Контактный телефон:8/34550/2-28-41 факс 8 /34550/ 2-25-39
МАОУ Сорокинская СОШ№1
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Педагог психолог Кристина Алексеевна Казакова 2020 г.
|
|||
|