Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа над текстом. I. Прочитайте текст.



 

9 класс. Домашняя работа по литературе.

Дата: 9 октября 2020

Прочитайте текст С. Силантьева «Горе от ума», устно выполните задания к этому тексту. Приготовьте материалы для сочинения по этому тексту.        

Работа над текстом

Учебная задача. Прочитайте текст. Проверьте свое понимание по тем вопросам, которые даны во второй части.

По этому тексту вам нужно будет написать небольшое сочинение-рассуждение. Сочинение будем писать в классе, но вам нужно приготовить материалы для этой работы.

Для этого нужно

А) определить тему и главную мысль прочитанного текста;

Б) сформулировать свое отношение к поднятой автором теме: согласны вы с автором текста, не согласны, какие положения у вас вызывают сомнения и т.д.

В) подобрать примеры (из научной и художественной литературы, из материалов СМИ, интернет-источников), которые подтверждают, опровергают или уточняют позицию автора этого текста;

 

 

I. Прочитайте текст.

Умным людям было тяжело во все времена. И название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» воплощает трудную судьбу всех, кто искал истину, кто не желал трусливо молчать, кто служил делу, а не лицам. Слабость этих «умников», «головастиков», «очкариков», как презрительно называла их серая толпа, в том, что их мало. Служение истине требует полной самоотдачи, обычный человек к этому не готов. Вот почему те, кто посвящает себя поиску правды, готов ради нее гореть на костре, кажутся посредственности сумасшедшими. Ну какая разница – Земля вращается вокруг Солнца или Солнце крутится вокруг Земли?! Неужели ради этого нужно идти в огонь?! Да гори оно все синим пламенем! Только идиот может жертвовать своей жизнью ради каких-то абстрактных истин?

Но такая точка зрения хромает на обе ноги. Оглянитесь вокруг себя! Машины, которые мчатся по асфальтированным дорогам… Свет, который горит в наших домах … Книги… Одежда… Ведь ничего этого в готовом виде не было. Более того – серое самодовольное большинство, которое себя считает разумным, трезво мыслящим, никогда ничего нового не изобретало: оно довольствуется тем, что есть. Если бы не было тех пытливых, любознательных, отважных умников, мы бы до сих грызли кости мамонта, жили бы, как звери, в закопченных пещерах. 

Сила умных людей в том, что они жизненно необходимы всякому народу. Толпа их ненавидит за яркость, силу, незаурядность, но в то же время все понимают, что без них никуда. Посмотрите в темную пустоту времени, кого вы там увидите. Древних греков, римлян, египтян! Это народы, которые создали великую культуру, позволившую им не просто выжить, а подчинить себе природу. Винт Архимеда, корабли финикийцев, каналы египтян – все это придумали для своих соотечественников какие-то «умники». А где те народы, которые задавили слабую искру ума, для которых самой страшной чумой было образование? Их нет! От них не осталось даже пепла!

Вот почему даже самые деспотичные, самые жестокие правители, которые себя считали выше всех землян, скрипя от злости зубами, все же слушались мудрецов, все же позволяли развиваться наукам, искусству, ремеслам, потому что без этого развития государство ожидал неизбежный крах. Либо страна окажется в рабстве у более культурного соседа, либо ветер времени, словно пыль, рассеет людей по просторам истории.

Сегодня качественное образование – это ключевой фактор выживания народа, его безопасности. Без высокоразвитой науки, без передового производства, без школ, без умных и ответственных граждан нам просто не выжить. Когда современный школьник гоняет балду, это значит, что он совершенно не думает о будущем. Он не понимает, что и от его усилий, от его ответственного отношения зависит не только его судьба, но и судьба его потомков. Мы уже сегодня на войне: Россия – страна колоссальных ресурсов, где огромные запасы пресной воды, древесины, источников энергии… Либо мы это сохраним для наших детей, либо это у нас отнимут более сильные соседи… Посмотри вперед, загляни в будущее, пойми, что оно зависит о тебя, от твоей воли, решимости, ума, мужества, от того, как ты учишься в школе. (По С. Силантьеву)

 

II. Дайте развернутые ответы на предлагаемы ниже вопросы. (Это задание можно выполнить устно! Но имейте в виду: ответы на эти вопросы помогут вам создать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения)

1. В чем слабость «умников»?

2. Почему большинству людей умные люди кажутся странными?

3. Почему без умных людей не может существовать ни один народ, ни одно государство?

4. Какой была бы жизнь современного человека, если бы на протяжении всей истории не находились те, кто двигал жизнь вперед?

5. Почему даже в самых варварских странах, где уничтожался самый проблеск свободного ума, рано или поздно осознавали великую роль образования, науки, культуры?

6. Найдите в последнем абзаце просторечное выражение, которое автор использует, чтобы охарактеризовать современных недорослей.

7. Почему от состояния современной науки, от воли и ценностей каждого человека зависит судьба его страны? Согласны ли вы с этим утверждением?

8. Почему автор считает, что Россия находится в состоянии войны. Согласны ли Вы с таким утверждением.

9. Как можно озаглавить этот текст?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.