|
|||
ЗАДАНИЯ І (школьного) ЭТАПА. РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ. учебный год. РУССКИЙ ЯЗЫКЗАДАНИЯ І (школьного) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 2020-2021 учебный год РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс 1-уровень ( 6 заданий =30 баллов) 1.1. В чем отличие слов стадо и стая? (1 б.) Раскройте скобки и запишите словосочетания.(2 б.) Стадо или стая? (журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени) 1.2. Объясните значение фразеологизмов. (5 б.) Разделать под орех; без сучка ,без задоринки ;попасть в тон ; играть первую скрипку; снять шкуру ; орать на всю ивановскую; отложить дело в долгий ящик ; со щитом или на щите ; лебединая песня; вавилонское столпотворение. 1.3. Определить [чн] или [шн]?( 5 б.) 1) Горни []ная ; 2) горчи[]ик; 3) пере []ица; 4)подсве[]ик; 5) полуно[]ик; 6) шуто[]ный; 7) ску[] но; 8) праче[]ная; 9) скворе[]ик; 10) пустя[]ый. 1.4. Расставьте ударение в существительных. Перепишите ,раскрывая скобки. (5 б.) Заграничные (паспорт); коллективные (договор); опытные ( доктор);предстоящие (выбор); молодые (офицер); приехавшие ( лектор); известные ( профессор); праздничные (торт); справедливые (приговор); внимательные (инспектор). 1.5. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложениях. (7 б.) В детстве жарче солнце гуще трава обильнее д…жди ярче небо и см…ртельноинт…ресен каждый человек. Для детей каждый взрослый сущ…ство (не)много таинстве…ое. Поэтическое воспр…ятие жизни всего окружающего нас величайший дар доставшийся нам от детства. 1.6. Вставить в предложения вводные слова ,выражающие: (5 б.) а) уверенность : Поезд придёт вовремя. Во время каникул мы хорошо отдохнём. б) предположение: Урок будет интересным. Зима будет холодной. в) чувство :Мальчик вернул в библиотеку книгу ,не прочитав её. 2-й уровень ( 2 задания : 10 б. + 30б.= 40 баллов) 2.1. Найди пару по половине пословицы (10 б.) : 1) не спеши языком- 2) сам пропадай ,а 3) труд человека кормит ,а 4) Глаза страшатся ,а 5) хочешь много знать – 6) грамоте учиться- 7) не сиди сложа руки- 8) птица красна пением ,а 9) Лодырь да бездельник- 10) по одёжке встречают, а 2.2.Прочитайте вслух текст, определите, к какому типу речи он относится. Озаглавьте текст. Найдите в данном тексте односоставные предложения и назовите их типы. Объясните правописание слов: вполнеба ,беспокойно-нежное, немного, кто-то ,будто ,далеко-далеко. Прокомментируйте постановку знаков препинания в последнем предложении первого абзаца. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы ,пыльная улица, крапива у плетней ,куры на завалинке ,покосившиеся прясла… А за деревней – степь да колки. Да полыхнёт заря вполнеба . Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая ,и вся заря как в зеркале . Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать… В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди ,дружок. Далеко-далеко проскачет табун лошадей ,повиснет над дорогой ,в воздухе полоска пыли и долго держится. И ,опять тихо. Что за тишина такая на земле!(В. Шукшин) 3-й уровень. Творческое задание.( 1 задание- 10 б.+10 б.= 20 б.) 3.1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. ( 0,75 страницы) · Этот замечательный человек. · Расскажу о хорошем человеке. · Мой самый любимый город. · Размышление о благородстве и милосердии. · Что значит жить красиво? 4-й уровень. Тема ораторского выступления. (10 баллов) · В человеке должно быть всё прекрасно. · Я ( взгляд в зеркало). · Совесть. · Литература в моей жизни. · Легко ли жить в 15 лет? Длительность выступления – 2 минуты.
|
|||
|