Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЯ І (школьного) ЭТАПА. РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ. учебный год. РУССКИЙ ЯЗЫК



ЗАДАНИЯ І (школьного) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2020-2021 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 класс

1-уровень ( 6 заданий =30 баллов)

1.1. В чем отличие слов стадо и стая? (1 б.)

Раскройте скобки и запишите словосочетания.(2 б.) Стадо или стая?      (журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени)

1.2. Объясните значение фразеологизмов. (5 б.)

Разделать под орех; без сучка ,без задоринки ;попасть в тон ; играть первую скрипку; снять шкуру ; орать на всю ивановскую; отложить дело в долгий ящик ; со щитом или на щите ; лебединая песня; вавилонское столпотворение.

1.3. Определить [чн] или [шн]?( 5 б.)

1) Горни []ная ; 2) горчи[]ик; 3) пере []ица; 4)подсве[]ик; 5) полуно[]ик; 6) шуто[]ный; 7) ску[] но; 8) праче[]ная; 9) скворе[]ик; 10) пустя[]ый.

1.4. Расставьте ударение в существительных. Перепишите ,раскрывая скобки. (5 б.)

Заграничные (паспорт); коллективные (договор); опытные ( доктор);предстоящие (выбор); молодые (офицер); приехавшие ( лектор); известные ( профессор); праздничные (торт); справедливые (приговор); внимательные (инспектор).

1.5. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложениях. (7 б.)

В детстве жарче солнце гуще трава обильнее д…жди ярче небо и см…ртельноинт…ресен каждый человек. Для детей каждый взрослый сущ…ство (не)много таинстве…ое. Поэтическое воспр…ятие жизни всего окружающего нас величайший дар доставшийся нам от детства.

1.6. Вставить в предложения вводные слова ,выражающие: (5 б.)

а) уверенность : Поезд придёт вовремя. Во время каникул мы хорошо отдохнём.

б) предположение: Урок будет интересным. Зима будет холодной.

в) чувство :Мальчик вернул в библиотеку книгу ,не прочитав её.

2-й уровень ( 2 задания : 10 б. + 30б.= 40 баллов)

2.1. Найди пару по половине пословицы (10 б.) :

1) не спеши языком-

2) сам пропадай ,а

3) труд человека кормит ,а

4) Глаза страшатся ,а

5) хочешь много знать –

6) грамоте учиться-

7) не сиди сложа руки-

8) птица красна пением ,а

9) Лодырь да бездельник-

10) по одёжке встречают, а

2.2.Прочитайте вслух текст, определите, к какому типу речи он относится. Озаглавьте текст. Найдите в данном тексте односоставные предложения и назовите их типы.

Объясните правописание слов: вполнеба ,беспокойно-нежное, немного, кто-то ,будто ,далеко-далеко. Прокомментируйте постановку знаков препинания в последнем предложении первого абзаца.

Стал вспоминать. Деревня… Серые избы ,пыльная улица, крапива у плетней ,куры на завалинке ,покосившиеся прясла… А за деревней – степь да колки. Да полыхнёт заря вполнеба . Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая ,и вся заря как в зеркале . Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать… В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди ,дружок.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей ,повиснет над дорогой ,в воздухе полоска пыли и долго держится. И ,опять тихо. Что за тишина такая на земле!(В. Шукшин)

3-й уровень. Творческое задание.( 1 задание- 10 б.+10 б.= 20 б.)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. ( 0,75 страницы)

· Этот замечательный человек.

· Расскажу о хорошем человеке.

· Мой самый любимый город.

· Размышление о благородстве и милосердии.

· Что значит жить красиво?

4-й уровень. Тема ораторского выступления. (10 баллов)

· В человеке должно быть всё прекрасно.

· Я ( взгляд в зеркало).

· Совесть.

· Литература в моей жизни.

· Легко ли жить в 15 лет?

Длительность выступления – 2 минуты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.