Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цель. Выяснить, каковы духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Задачи.



 

9.11.20

3-4 уроки

Кальницкий Д.М.

Литература 112 гр. «Преподавание в начальных классах»

1 урок

Тема.  Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цель. Выяснить, каковы духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Задачи.

  Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.

2.Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

 «Тварь ли я дрожащая или право имею?» 5

В центре урока —Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Разговор можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».
Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Следует обратить внимание учащихся на:
— говорящую фамилию героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.
На втором уроке может быть организована исследовательская работа с текстом. Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Ужас. «Да разве то будет?»
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

Вопросы для итоговой беседы
1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)
Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.
Итог урока. Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

Урок 2.

Тема. «Двойники» Раскольникова. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они...» 6

Цель. На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе

«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов.. «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
— убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»;
— взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
— на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг.
Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
— Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
— Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
— Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
— Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
2. Петр Петрович Лужин.
— В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
— Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
— Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
— Почему Лужин боится полиции?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
— В чем сложность и противоречивость этого образа?
— Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
— Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
— Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
— Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
— О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
— Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
— Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
— Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.) Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.

Домашнее задание.

Представьте описания двойников Раскольникова. Что в них отталкивает и ,наоборот, заинтересовывает главного героя романа?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.