|
||||||||||||||||
класс -9 класс. Владимир Осипович Богомолов. КРУГОМ ЛЮДИ8 класс -9 класс Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Владимир Осипович Богомолов КРУГОМ ЛЮДИ Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном – дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает: – Вот враг!.. Ну надо же! – Грибной дождик – чем он вам помешал? Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней – горожане, поясняет: – Для хлебов он теперь не нужо́н. Совсем не нужо́н. – И с мягкой укоризной, весело: – Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!.. Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные. Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе. Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого. Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и обратно – без билета. И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка... – Как же так, без билета? И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был? – Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу... В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее... Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить. Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубамиМеж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах. И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит: – Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите... (1963) 1. С помощью каких средств создан портрет героини? 2. Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он отражён? 3. Каково авторское отношение к героине? 4. Можете ли Вы объяснить название рассказа?
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх- балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
|
||||||||||||||||
|