класс. М. ЗОЩЕНКО. СТАКАН
7 класс
Прочитайте рассказ. Напишите сочинение, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
1. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?
2.Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?
3. Творческое задание. Изложите эту историю с точки зрения вдовы Блохиной, опираясь на события, известные из текста
М. ЗОЩЕНКО
СТАКАН
Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила. И меня пригласила. - Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать. Я говорю: - В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил. - Ну, - говорит, - приходите тем более. В четверг я и пошел. А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохин. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает. А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону. Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай. Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы. Вдова отвечает: - Никак, батюшка, стакан тюкнули? Я говорю: - Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится. А деверь нажрался арбуза и отвечает: - То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают. А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается. - Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, говорит, один - стакан тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это что жи будет такое? А деверь, паразит, отвечает: - Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать. Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю: - Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку разбить - и то мало. Тут шум, конечно, поднялся, грохот. Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился. И вдова тоже трясется мелко от ярости. - У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов... Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого. Ничего я на это не ответил, только говорю: - Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу. И поскорее вышел. Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной. Являюсь и удивляюсь. Нарсудья дело рассматривает и говорит: - Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере. Я говорю: - Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа. Вдова говорит: - Подавись этим стаканом. Бери его. На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший. Ничего я на это не сказал, только говорю: - Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю. Потому, действительно, когда характер мой задет, - я могу до трибунала дойти. 1923
Критерии оценивания
| Баллы
| Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и
наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
|
| Общая логика текста и логичность доказательств.
Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
|
| Обращение к тексту для доказательств.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
|
| Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических
ошибок.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
|
| Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок
(в пределах изученного по русскому языку материала).
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
|
| Максимальный балл
|
|
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-
балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов
соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и
15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты
(например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
|