|
|||
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ
Принципы естествознания: неопределенности, дополнительности, суперпозиции, относительности 1. Неустранимость неопределенности. 2. Необходимость и случайность. 3. Неопределенность в биологии. 4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи. 5. Принцип неопределенности. 6. Неопределенность и случай – реальные компоненты развития. 7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности. 8. Парадокс неопределенности. 9. Неопределенностные процессы в искусстве. 10. Принцип дополнительности 11. Принцип суперпозициии, 12. Принципы относительности. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Состояние неопределенности интуитивно знакомо каждому человеку. Это: ■ смутное беспокойство; ■ неумение оценить ситуацию и сделать правильный выбор; ■ непонимание сути происходящего из-за отсутствия каких-то звеньев; ■ разлад между намерениями человека и результатом его деятельности; ■ неадекватная оценка и т.д. Все это заставляет сомневаться, колебаться, задумываться. «Что день грядущий мне готовит?» — этот вопрос, указывающий на быстротечность событий, мешает жить в согласии с собой и миром. Поэтому естественно стремление освободиться от смутных предположений и замешательства, перейти к точным определениям, прояснить ситуацию и действовать так, чтобы каждый поступок не вызывал мучительных колебаний. Можно выделить бросающиеся в глаза видимые причины неопределенности: ■ это и бурлящий водоворот жизненных стихий, который захватывает и поглощает так, что сами события наступают быстрее, чем требуется времени для их прогнозирования; ■ и недостаточно глубокое проникновение в природу вещей; ■ и поверхностность путанных, субъективных переживаний; ■ и огромный массив недальновидных и неразумных человеческих деяний и т. д. Но за всеми ними стоит глубинная порождающая основа неопределенности — всеобщая стохастичность, т.е. случайность. Народный эпос богат пословицами, нацеливающими на неминуемую встречу с неопределенностью. Присказка «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — пример целевой неопределенности, а «В некотором царстве, в некотором государстве» или «За тридевять земель, в тридесятом царстве» — примеры пространственной неопределенности. Есть и весьма отрезвляющие замечания в фольклоре: «Знал бы, где упасть, — там соломки постлал бы». Здесь неопределенность включает в себя всю полноту изменений, всю их новизну. Мы не знаем, что нас ждет, но возможно ли точное знание о событиях будущего и нужно ли такое знание ждущему? Если неопределенность плоха и удручающа, а определенность так хороша и комфортна, то почему так притягательны удивление, наслаждение новизной, надежды, желания, пульсация жизни? Почему действительность не сочетается с самыми лучшими предначертаниями и самыми точными формулами? Оставшаяся в наследство от классической науки ориентация на строго однозначную закономерность тускнеет перед картинами многовариантного процесса развития. В постнеклассической науке стало практической явью не логическое единообразие, а ветвящаяся графика отклонения от прямой, не гарантированная направленность к заведомо прогрессивным формам, а постоянное воспроизведение ситуации выбора. Неопределенностные процессы обнаруживаются в громадном массиве реалий действительности. В сфере социально-политических отношений они дают о себе знать: ■ неожиданными коллизиями; ■ резкими сменами исторических декораций; ■ бессистемностью массовых движений; ■ проявлениями совокупностей непреднамеренных последствий и побочных продуктов целесообразной деятельности человека. Независимо от того, осознана или нет природа неопределенности, она живет во всеобщей системе взаимодействий, выступая реальным компонентом развития. Сами по себе процессы неопределенности, как и процессы определенности, не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни чем-то исключительно положительным. Они пронизывают ткань бытия, обнаруживают себя в поведении сложных систем и таким образом НЕУСТРАНИМЫ.
Необходимость и случайность
Глубинная причина неопределенности может быть объяснена с помощью категорий необходимости и случайности. «Человек в руках необходимости, но воля человека только в его собственных руках». Шиллер (1759 – 1805). Эта мысль – хороший эпиграф для изучения категорий необходимость и случайность. Под необходимостью понимается такой тип связи явлений, который определяется их внутренней устойчивой основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития. Необходимым в вещи является то, что обусловлено внутренними причинами ее существования и развития, что неизбежно. Важнейшей чертой необходимости является ее всеобщий характер. «Необходимость неотделима от всеобщего». Это означает, что необходимость, как строго определенный порядок развития связанных между собой явлений царит во всех областях природы и общественной жизни. Случайность, как выражение внешних связей между явлениями противоположна необходимости. Случайное имеет основание своего существования не в самом процессе, а в другом. Случайные связи не устойчивы и характеризуют не процесс в целом, а лишь его отдельные частные признаки. Случайность, выражая единичное, не существенное для данного процесса в целом, не определяет тенденцию развития предметов. Она проявляется в результате перекрещивания различных по своей природе процессов. В одних и тех же или в очень похожих условиях то или иное случайное явление может появиться, а может и не появиться. Необходимость тесно связана с закономерностью. Она вытекает из закономерности, и поэтому порядок протекания необходимых процессов в данных условиях строго определен. Законы действуют с необходимостью, то есть имеют обязательный характер, будь то область природы, общества или человеческого мышления. Необходимость есть один из важнейших признаков закона. Через изучение действий различных законов наука пришла к открытию необходимости этого действия. Закон, есть внутренняя необходимая связь между явлениями. Содержание необходимости можно раскрыть лишь в том случае, если исследуются различные законы и условия их действия. Необходимость, проявляясь в действии закона, обязательно пробивает себе дорогу через все возможные временные препятствия и в конечном итоге осуществляется. Необходимость и случайность связаны с причинностью, но эта связь неодинакова. Общим является то, что и необходимость и случайность причинно обусловлены. Но необходимость связана с внутренними, основными и существенными причинами, которые всякий раз при соответствующих условиях порождают данное следствие, являющееся поэтому необходимым. Случайное же, есть результат перекрещивания действия нескольких причин, причем характер и порядок этого перекрещивания не является необходимым. Можно сказать, что если необходимым является определенное следствие как результат действия определенной причины, то случайным оказывается следствие, вызванное не данной причиной, а влиянием другой причины или ряда причин, которые могли бы в данном случае быть или не быть. Чаще всего случайность возникает при одновременном действии многих причин, лежащих в различных плоскостях, не совпадающих с направлением действия необходимости. Таким образом, нечто становится случайным не в силу беспричинности, а потому что оно не может быть объяснено из самого себя. Энгельс указывал, что категории случайности и необходимости являются той противоположностью в которой запутались метафизики, поскольку они рассматривали эти категории как исключающие друг друга, считали явление либо необходимым, либо случайным. Признавая объективный характер необходимости, многие метафизики отрицали объективный характер случайности, и утверждали, что признание случайности свидетельствует о несовершенстве человеческих знаний, неумении найти причину явлений. В природе и обществе, говорили они, все совершается по необходимости. Так, французский материалист Гольбах писал, что «все, что мы наблюдаем необходимо или не может быть иначе, чем оно есть…» Такое понимание необходимости по существу вело к фатализму. Об этом писал и сам Гольбах: «необходимость, управляющая движениями физического мира, управляет так же движениями мира духовного, в котором, следовательно, все подчинено фатальности». Понимание необходимости в смысле фатальной предопределенности в обществе приводит к выводу о том, что люди не могут активно влиять на ход развития общественной жизни. Однако в действительности историческая необходимость не исключает, а предполагает активную, сознательную деятельность людей, так как сама эта необходимость выступает в форме определенной человеческой деятельности. Встречаются ли чисто случайные события? Другой крайностью в понимании взаимоотношений случайности и необходимости является признание только случайности и полное отрицание необходимости, закономерности. Это характерно для субъективного идеализма вообще и для субъективной социологии в особенности. На историю общества социологи смотрели как на хаос случайностей и результат произвола людей. Они отрицали, таким образом, историческую необходимость и преувеличивали роль личности в истории. Так, например, социалисты–утописты, считали, что истинная справедливость не господствует в обществе потому, что она не открыта и не познана. Познание этой истинной справедливости они связывали с появлением гениальной личности, а само появление этой личности – со счастливой случайностью, которая могла бы иметь место и пятьсот лет назад и которая избавила бы человечество от многих веков заблуждений, борьбы и страданий. Диалектика необходимости и случайности состоит, прежде всего, в том, что при определенных условиях случайность и необходимость могут поменяться местами, так что случайность станет необходимостью и необходимость случайностью. Еще Дарвин в своем произведении «Происхождение видов» показал, что как животные, так и растения, подвергаясь случайным изменениям могут образовать определенный необходимый вид. В мире имеет место не только превращение случайности в необходимость, но и обратные процессы – переходы необходимости в случайность, происходящие в силу изменяющихся условий. Например, известны процессы, когда растительные и животные виды теряют свои, прежде необходимые признаки, которые стали для них в новых условиях бесполезными. Диалектика необходимости и случайности состоит так же и в том, что случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости, а необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей. Необходимость всегда представляет собой общую закономерность, тенденцию развития, которая каждый раз выступает в индивидуальной, случайной по отношению к общей закономерности форме. Раскрытие необходимости того или иного процесса является сложным и трудным делом. Для этого нужно изучить массу отдельных случайных явлений, имеющих свои особые, индивидуальные черты, сравнить их и выделить общее, устойчивое, повторяющееся, определить тенденцию развития (раскрытие преступления). Случайное и необходимое диалектически сплетено в каждом отдельном явлении, но ведущим в нем может быть что-либо одно: или случайное или необходимое. Например, в броуновском движении ведущим является случайное, а необходимость выступает в форме статистической закономерности. В тех же единичных явлениях, которые обусловлены внутренними причинами – ведущей является необходимость – случайность выступает при этом как дополнение и форма проявления необходимости. Динамическаязакономерность – такая форма необходимой связи, при которой поведение каждого отдельного элемента системы однозначно определимо и предсказуемо. Выражаемая необходимость носит абсолютный характер. Статистическая закономерность в отличие от динамической, образец диалектического единства необходимости и случайности. Предсказать поведение объекта, опираясь на статистические закономерности можно не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Статистические закономерности проявляются не в каждом отдельном случае, а через определенное множество. Совокупное действие достаточно большого числа случайных факторов приводит к результату от случая почти не зависящему. Случайность переходит в необходимость. Понятие вероятности характеризует меру осуществимости того или иного события. Если событие не произойдет никогда – его вероятность равна нулю, если произойдет обязательно – его вероятность равна единице. Мы живем в сложном сплетении динамических и статистических закономерностей, и сами являем собой сложное сплетение вероятных закономерностей. Под вероятностью понимается объективный количественный показатель степени превращения случайности в необходимость, возможности в действительность.
. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В БИОЛОГИИ Неопределенность получила мощное подкрепление со стороны биологии. Явление мутации, вызванное проникновением в клетки мутантов среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений и т.п. и изменяющих их генетическую программу, может быть сравнено с теорией квантов, так как в нем также происходит скачкообразное изменение свойств. Происходит нарушение генетического кода: вместо нормального развития живого организма, предначертанного природой, наступает мутация — отступление от нормы. В теории квантов также нет промежуточных ступеней между двумя соседними энергетическими уровнями. Как утверждал Шредингер, мутации действительно обязаны своим происхождением квантовым скачкам в молекуле. Однако еще Ч. Дарвин фиксировал неопределенностную изменчивость видов как отсутствие изначальной приспособленческой направленности. И его выводы были тем более значимы, что описывали макроэффекты неопределенностных (случайных) процессов, наблюдаемых в области биологической эволюции.
. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ПРОБЛЕМАХ КИБЕРНЕТИКИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ СВЯЗИ В середине XX в. неопределенность заявила о себе как проблема кибернетики и компьютерной связи, В работах основателей кибернетики Н. Винера, К. Шеннона, Р. Хартли сама информация стала пониматься как нечто, что измеряется количеством неопределенности и устраняет ее. Неопределенность в теории информации К. Шеннона характеризовалась невозможностью однозначно предсказать, какой сигнал будет выбран источником сообщений или невозможностью однозначно предсказать последовательность состояний источника статистической информации. Многочисленные неполадки в компьютерах на космических станциях являются ярким примером проявления неопределенности.
. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Исторически сложилось так, что в собственном терминологическом обличии проблема неопределенности выступила лишь в XX в. в великом открытии немецкого физика Гейзенберга (1927 г.). В принципе неопределенности Гейзенберга утверждается, что имеется две пары величин, характеризующих макросистему, которые не могут быть известны одновременно с бесконечной степенью точности. Неопределенность проявилась в отношении измерения координаты микрочастицы и ее импульса. И́мпульс (Коли́чество движе́ния) — векторная физическая величина, являющаяся мерой механического движения тела. В классической механике импульс тела равен произведению массы m этого тела на его скорость v, направление импульса совпадает с направлением вектора скорости: В более общем виде, справедливом также и в релятивистской механике, определение имеет вид: Импульс — это аддитивный интеграл движения механической системы, связанный согласно теореме Нётер с фундаментальной симметрией — однородностью пространства. Получается, что нельзя одновременно знать координату частицы, т.е. ее местоположение в пространстве, и скорость: чем точнее определена скорость, а значит, и импульс частицы, тем большая неопределенность будет в значении координаты. Это означает, что микрочастицу в принципе невозможно однозначно локализовать в пространстве и времени, ее местоположение может быть представлено лишь вероятностно. Квантово-механические эффекты показали, что неопределенность вряд ли можно обойти и тем более опустить как несуществующую. Эта неточность свойственна самой природе систем, которые мы рассматриваем, и является отражением того предела, которого достигли наши знания о микромире. Таким образом, принцип неопределенности — это фундаментальное положение квантовой теории, утверждающей, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс принимают вполне определенное значение. Никакой эксперимент не может привести к одновременному точному определению таких динамических переменных. При этом неопределенность в определении связана не с несовершенством экспериментальной техники, а с объективными свойствами материи (однородности пространства). Отсюда следует, что понятия координаты и импульса не могут быть применены в классическом смысле к микроскопическим объектам. Согласно корпускулярно-волновому дуализму состояние частицы полностью определяется лишь волновой функцией. Частица может быть обнаружена в любой точке пространства, в которой волновая функция отличается от нуля. Это означает, что при проведении серии экспериментов значения будут вероятностными.
. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ Феномен неопределенности связан с довольно простым фактом — признанием действительности движения, относительно свободного от нормативных предписаний, фатальной предзаданности и умозрительного конструирования моделей будущего. Многовариантность хода событий и открытость будущего делает собственный организм суверенным в отношении указанных конечных целей. Выражения типа «устранение неопределенности», «преодоление неопределенности», «борьба со случаем» и т.п. — не более чем метафоры, льстящие всемогуществу человека. Они наполняются содержанием лишь в той нише, где случайность понимается как невыясненная закономерность, а неопределенность происходит неожиданно исключительно из-за недостатка нашего знания. Конечно, такое толкование имеет место, но оно слишком фрагментарно и поэтому ограниченно. Пытаться напрочь расквитаться с неопределенностью, устранить и исчерпать ее — значит витать в сферах выдуманного мира, где все предсказуемо, объяснено и объяснимо. Неопределенность, как и случай, — реальные компоненты развития, объективные характеристики жизнедеятельности человека. Убывая «здесь» и «теперь», неопределенность возрождается «там» и «тогда». Она имеет корни в основных условиях бытия и в этом смысле неустранима. Можно ли жить в согласии с собой и с миром, взяв в голову идею неопределенности? Посильна ли она людям? Ведь ни справиться с ней, ни устранить ее невозможно. Но, с другой стороны, неопределенность обуславливает полноту всех изменений, открытость будущего, порождение нового и небывалого. А как можно лишиться полноты и небывалости жизни? В чем же тогда состоит людская мудрость: в том, чтобы бесстрашно жить, не зная завтрашнего дня, или в том, чтобы этот день предвидеть? Философские системы древности и Нового времени при достаточно откровенном скепсисе к познанию тяготели к принятию постулата определенности бытия. Неопределенности же отдавали лишь сферу познания. Мир так устроен, что случайность и неопределенность — его объективные характеристики, они пронизывают все уровни организации материи. Проблема неопределенности свойственна проблеме нестабильности мира, возникновению порядка из хаоса. Она занимает ведущее место в той концептуальной парадигме, где необратимость временных процессов становится реальностью, где есть место новообразованиям и уникальным событиям.
. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ВИДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Неопределенность может быть понята как взаимодействие, обремененное множеством возможных результатов. Этим понятием фиксируется ситуация невыявленности реального будущего. Можно выделить следующие сферы проявления неопределенности: ■ неопределенность, принадлежащая самому объекту; ■ неопределенность, возникающая в познавательном отношении субъекта к объекту; ■ неопределенность, принадлежащая лишь субъекту.
Эволюционный подход отличает следующие виды неопределенности: 1. В зависимости от отнесения их к первичному абиотическому уровню. 2. «Запоминание» случайного выбора на уровне биосферы. 3. Неопределенностные ситуации, связанные с человеческой жизнедеятельностью. Правомерно различие первичной и производной неопределенности. Первичная неопределенность содержится в самом фундаменте природы, когда наличие множества возможных результатов объясняется тем, что одни потенциальные события, содержащиеся в некотором событии, обуславливают или детерминируют одни результаты, а другие потенциальные события — совершенно другие результаты. Производная неопределенность некоторого события состоит в том, что при его осуществлении не известно, какое из множества более элементарных событий имеет место. Можно также говорить о ретроспективной неопределенности, т.е. неопределенности прошлого, порождающей причины настоящего и будущего, и перспективной неопределенности, связанной с неоднозначностью взаимодействия причины и следствия, с тем, что последующее состояние системы не является единственным, а связано с необходимостью выбора из некоторого множества возможных состояний. При прогнозировании научно-технического прогресса необходимо обращать внимание на неопределенность, связанную с внедрением той или иной научной информации, а также с возможностью определения точных характеристик техники будущего, сроков и средств их создания. Значение имеют также неопределенность, вызванная ограничением знания на том или ином этапе прогнозирования, и статистическая неопределенность сложных процессов. Имеет смысл напомнить о постоянно существующей константной неопределенности, которая закладывается в начальных условиях любых расчетов и исчислений и с течением времени, возрастая, превращается в неопределенность конечного результата. В зависимости от видов причин выделяется уже упоминавшаяся выше статистическая и эпистемологическая неопределенность. Статистическая неопределенность задается поведением самого объекта, здесь субъект, принимающий решение, как бы отходит на задний план. Под статистической неопределенностью понимается состояние, при котором можно абстрагироваться от субъективного элемента в вероятностном описании процессов и взаимодействий сложных систем. При эпистемологической неопределенности каждый исход имеет известную вероятность наступления, причем предполагается, что принимающему решения субъекту эти вероятности известны. В поле этой неопределенности существенную роль играет неконтролируемая или не полностью контролируемая и поэтому не поддающаяся принципиальному разделению на элементы деятельность человека. Завершая перечисление видов и типов неопределенности, можно еще указать на так называемую имманентную и гетерономную неопределенность. Первая имеет место, когда горизонт предпочтений меняется, но типологическая узнаваемость событий и процессов сохраняется. Например, человек, избравший ту или иную профессию, может достичь в рамках положенного высших ступеней, а может остаться на первоначально заданном квалификационном уровне. При наличии вариантов типологическое единообразие сохранено. В ситуациях, когда будущее приобретает принципиально отличительное качество от состояний и потенций, обозначенных ранее, речь идет о гетерономной неопределенности. Примером могут служить судьбы великих мира сего, которые при стечении обстоятельств оторвались от приоритетов, заданных первоначальной социализацией, и были заброшены в никем не прогнозируемые и не просматриваемые изначально сферы деятельности.
ПАРАДОКС НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Парадокс неопределенности — в принятии неопределенности, что является залогом прочного мироустройства. На первый взгляд, устойчивое мироустройство неопределенность исключает. Она может привести к чему угодно — только не к сохранению стабильности и устоявшегося. Ей более свойственно разметаться в хаосе, и поэтому столь «зыбкой» почве стоит больших усилий удержаться в рамках устойчивости и постоянства. Однако стремление к «эпохе процветания» не отменяет перемен, желания жить, преодолевая хаос собственного бытия, не укладывается в метрику подчинения жесткой норме. «Великий зодчий», именуемый Природой, не так бесхитростен и безыскусен, чтобы позволить не скрыть в себе тайну. Мир, загадочный и очевидный одновременно, претендует на всеприятие себя в мистериях страстей и множественных ликов. Не определившаяся реальность «завтра» еще удивит путника своей непрожитой новизной и небывалостью. Неопределенность, не принятая в расчет, существовать не перестанет. Резкие, взрывные перемены, обрушившиеся на неадаптированную личность, неспособную воспринимать реальную вероятность взаимодействий, могут привести к потере жизнеспособности, к сильным потрясениям. Поэтому ощущается потребность так сориентироваться в бытии, чтобы адекватно взаимодействовать с миром. В условиях, когда прошлое уже определено и его нельзя изменить, а суждения о будущем возможны только в виде вопросов, ведущей становится УСТАНОВКА НА ЖИЗНЬ, испытывающую и преодолевающую воздействия мира. Подчиняясь напору жизненного потока, человек наслаждается подлинностью своего существования. Настоящее становится тем более ценным, что будущее — всегда самое большое неизвестное нашей жизни. Его неопределенность заставляет концентрировать творческую энергию в реальном, настоящем. Созидание «здесь» и «теперь» становится делом первостепенной важности, не терпящем отлагательства («не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»). Каждый человек оставляет за собой право организовать пространство своего жизнеобитания. Элементами, скрепляющими каркас жизнеустройства, являются: ■ ежедневное сопротивление хаосу жизни; ■ обустройство в пределах своего удела; ■ установление норм и правил; ■ соблюдение режима и распорядка и т.п. Таким образом, неизвестность будущего заставляет снимать выбор напряжений концентрацией энергии в созидании настоящего. В этом и состоит суть и оправдание парадокса неопределенности: залог прочного мироустройства — в принятии неопределенности бытия. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСКУССТВЕ В обозримую протяженность нашей эпохи неопределенностные процессы настойчиво вводятся новейшими направлениями искусства. Порожденные временем такие авангардистские течения, как кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, импрессионизм, постимпрессионизми т.д., являются автографами XX в., отражающими его неопределенность. Они размывают классическую определенность форм, пытаются выразить смысл, сводя к минимуму предметность. В авангардизме проступает стремление быть чем-то большим, чем просто искусством, упорядочивающим бытие при помощи символических идеальных средств. Авангардизм претендует на собственный тип существования в бытии, которое утратило способность сохранять и восстанавливать порядок.
Кубизм Кубизмхарактеризуется многоосевой системой изображения мира, где сдвинутые оси, несмотря на твердость граней, рождают ощущение неустойчивости. Кубизм — это модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры, изображенные без каких-либо оттенков светотени и перспективы как комбинация расположенных на плоскости объектов. В 1908 г. в Париже образовалась группа, куда входили также Ж. Брак, X. Грис, где сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты: ■ конструирование объемной формы на плоскости; ■ выявление простых, устойчивых геометрических форм; ■ разложение сложных форм на простые. Они изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм своим рождением знаменовал решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Кубизм, таким образом, — это искусство, тяготеющее к аналитическому началу. Для кубизма характерны также многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов. Геометрические объемные формы появились в 1910 г. в скульптуре. Так, французский скульптор Лоран и другие мастера создают произведения, в которых реальный изобразительный мотив трансформируется в композицию, где эти формы приобретают самодовлеющее значение и исходный мотив угадывается с трудом, иногда лишь при помощи названия. Кубисты создавали новые формы многомерной перспективы. Разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры. Таким образом, кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений. Так, например, дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм.Мир его картин вне земного притяжения: на белом фоне — символе чистого света — как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов в беспредельном космосе. Наиболее известным произведением Малевича стал «Черный квадрат». Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил: света и тени, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. У Малевича прослеживается приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства. Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии того времени.
Футуризм Футуризм накладывает на видение настоящего динамику форм, устремленных в будущее. Футуризм (от лат. футурум — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отрицал традиционную культуру, особенно ее нравственные и художественные ценности, культивировал урбанизм, т.е. эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В живописи футуристы использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Абстракционизм Абстракционизм, т.е. «без-предметность», «без-образ-ность», — направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Абстракционизм отрицал познавательные задачи художественного творчества, явился крайним проявлением модернизма. Это течение в искусстве возникло в 10-х гг. XX в. как анархический вызов общественным вкусам, а в конце 40-х — начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространенным и воинствующим явлениям. Некоторые течения, такие как уже упоминавшийся супрематизм, неопластицизм, перекликались с поисками нового в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов. Другие, такие как ташизм, стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Абстракционизм — таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело.
Экспрессионизм Экспрессия — это выразительность, яркое выражение чувств, настроений, мыслей. Экспрессионизм — направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Оно выражало протест против чувства обреченности и ужаса перед унижением человека, перед войнами. Установки экспрессионизма вели к болезненной напряженности эмоций, гротескной изломанности, деформации мира. Многие представители экспрессионизма стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений.
Сюрреализм Сюрреализм вскрывает подсознательные смысловые пласты и воспроизводит иррационально-мотивированные способы восприятия мира. В буквальном смысле слова — это сверхреализм. Сюрреализм — модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, т.е. инстинкты, сновидения, галлюцинации. Методом сюрреализма стали разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями. Ярким представителем сюрреализма стали такие художники, как Э. Неизвестный, С. Дали. Главными чертами сюрреализма стали противоестественность сочетаний предметов и явлений, изображенных со значительной достоверностью. Импрессионизм Импрессионизм (от фр. импрессион — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Фактуру предмета художники заменяли фактурой самой живописи. Их лозунгом было: «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит». Свободное построение композиции, подвижные контуры форм, окутанных воздухом, острота ракурсов, раздельность мазков, не совпадающих с абрисом предмета, исчезновение локального цвета, насыщенность тона изменчивым светом — все это было направлено на воплощение явлений, которые импрессионисты заново открыли и стремились зафиксировать с чисто оптической достоверностью. Первую выставку картин семеро неизвестных тогда живописцев — К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Си-слей, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо — устроили весной 1874 г. в центре Парижа на углу бульвара Капуцинок. Это были люди зрелого возраста, объединенные ненавистью к фальши официального искусства и решимостью искать правду, невзирая на трудности. Взаимоотношение света, цвета и тени — вот центральный пункт, в котором сталкивались мнения. Вместо того чтобы просто изображать природу, они выражали свою любовь к ней. Камиль Коро говорил своим ученикам: «Никогда не теряйте первого впечатления, которое вас взволновало». Глядя на картины Коро, на его пейзажи, полные тихой радости или светлой грусти, поражаешься богатству оттенков. Такая живопись обогащала зрение и чувства, помогая по-новому услышать голос природ
|
|||
|