Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подведение итога (рефлексия)



 

Тема: «Не сладок плод бездельного досуга»

Форма проведения: дискуссия с элементами технологии.

 Цели:

  • раскрыть понятие «досуг», «бездельный досуг », «плоды досуга»;
  • повысить уровень мотивации третьеклассников к тому, что досуг необходимо проводить с пользой

Задачи:                         

  • расширить понятийный аппарат учащихся, позволяющий определить ценности, на которых строится жизнь.
  • продолжить формирование чувства самодостаточности и стремления к самосовершенствованию, ответственности через осознание «я делаю свою судьбу сам»
  • углубление коммуникативных навыков, умения слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, делать выводы, рефлексировать.

 

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое досуг?»,  «Моё хобби»

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

 Внимание!

«Гости в классе здесь сейчас

Начинаем классный час

Поведем сейчас рассказ

Как идут дела у нас!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

2. Основная часть: дискуссия

 Начать наш разговор я хочу с маленького стихотворения. Послушайте, пожалуйста, этот стих:


Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй-

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится пруда.

Экскаватор зашагал-

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат-

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».

 

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.


Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Горька работа, …(да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)

Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)

Не спеши языком-…(спеши делом)

Любишь кататься- …(люби и саночки возить)

                                  Делу время,…(потехе час)


А как вы понимаете пословицу «Труд и кормит и мучает, и учит»
Труд - это источник радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.


Продолжить наш разговор я хочу маленьким рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Ответы детей:

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

-Без туда человек заржавеет и может заболеть.

 

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
– Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.

(Л.Куклин)
– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?

Вы знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться. Сегодня вы за школьной партой. Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?». И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.

А как вы понимаете пословицу «Труд и кормит и мучает, и учит»

 

Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

 

«Ленивый человек ни в чём не может иметь успеха. Лень никогда ничего не произвела и ничего не совершит в мире. Это бремя, люди ей преданные есть люди бесполезные» Самуэль Смайлс

- Как эти вы понимаете слова?

Но поговорить сегодня я хочу всё же не о труде во время учебы, а об отдыхе. Ведь каждый человек, сколько бы он не трудился хочет отдохнуть. Вот именно об отдыхе я и хочу повести нашу беседу.

 

Мы с вами сегодня поговорим о досуге, полезном и бездельном досуге, о плодах досуга. «Не сладок плод бездельного досуга»- Слышали такую пословицу?

А вы знаете откуда она появилась? Эта фраза взята из поэмы древнегреческого поэта и философа Софокла «Ифигении», в точности звучит она так: «Не сладок плод бездельного досуга, и праздному не помогает Бог…» Со временем она была усечена и стала пословицей. А что такое пословица? (Народная мудрость)

- Что такое досуг? Объясните. (Ответы детей)

Сравните свои представления с толкованием этого слова в словаре Ожегова:

свободное от работы время (в вашем случае, свободное от учёбы время)

-А как вы понимаете выражение бездельный досуг, безделье, бездельник?

В словаре: бездельный - не заполненный делами, праздный. Бездельник- лентяй.

Расскажите, чем вы заполняете своё свободное время? (Ответы детей)

- Знаете, я люблю вязать. Это серьёзное увлечение, но материальных плодов оно не даёт. Вещи, которые я вяжу, нельзя носить. Они не пропорциональны, петли порой неодинаковые, узор нарушен, но при вязании я чувствую успокоение, я думаю, мечтаю, чему в другое время места нет. Это бездельный досуг, какая тут польза?

(Досуг не бездельный, т.к. продуктом, пусть и нематериальным, является успокоение, сосредоточение)

-Какие плоды даёт ваш досуг? Поделитесь со мной. ( Ответы детей)

Что такое досуг?

Дети находят по словарю определение.

«Досуг» – это полезное времяпровождение.

 

  «Хобби» - это увлечение человека

Дети рассказывают о своих увлечениях.

- Представьте, что мы мало знаем друг о друге. У меня есть такая идея: вы называете свое имя и увлечение, хобби (я, А.П., люблю читать и вязать)

- Ребята, скажите, пожалуйста, время, которое вы тратите на увлечения можно назвать досугом? Полезным или бездельным?

 

-Можете привести пример бездельного досуга? (Сидение перед телевизором можно назвать бездельным, лень на диване)

Будь в 19 веке телефон и телевизор в Ясной поляне и в Михайловском, мы лишились бы многих великих произведений. Что это значит?

 

- есть даже пословица: Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)

 

 

Предлагаю работу по составлению схемы :

1 группа: Выберите из перечисленных увлечений плодотворные: вязание, курение, разговоры с друзьями по телефону, велоспорт, плавание, бисероплетение.

  1. Творческая работа с элементами технологии.

 

Хочу предложить вам вместе со мной сделать фигурку цветка из бумаги при помощи техники оригами. Так вы тренируете свое мышление, логику, память… Пусть эта поделка будет символом досуга. А как вы будете проводить свой досуг, это вам решать.

Ребята, послушайте «Стихи про Петрова». Что он делал не так?

 

- Петров, повсюду ходит слух,
Что ты отличным стал юннатом.
- Да, мой доклад о ловле мух
Видать понравился ребятам.
Но я теперь уж не юннат…
- А кто же?
- Ровно 2 недели я клеить пробовал модели,
Сам делал фотоаппарат,
Приемник, мощный усилитель.
- Ты вижу, радиолюбитель?
- Нет, я решил переплетать,
В кружке учился рисовать,
Солистом пел я в школьном хоре.
- Солистом?
- Да, но только вскоре нашел я дело поважней.
- Какое?
- Стал играть в хоккей!
- Так ты спортсмен?
Вот это ловко.
- Но видишь, здесь нужна сноровка!
То перебежка, то прыжок!
Я записался в драмкружок,
Спектакли ставят в нашей школе.
- Какие ж ты играешь роли?
- Еще не выбрал!
А пока, учусь я в школе моряка!
- Боюсь, друзья, что из Петрова
Не выйдет толку никакого.

Вывод.

Выберите правильный ответ. Как можно назвать Петрова?

* верхогляд

* пустослов

* лодырь

4. Подведение итога (рефлексия)

- Продолжите мысль «Беречь время, значит…»

Обсуждение.

- чем мы сегодня занимались, что нового узнали, что показалось наиболее интересным, какой вывод сделали для себя, насколько активно работали?

- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны нашей с вами работой на классном часе. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия.  

- Ребята, рекомендую вам прочитать «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.