|
|||
Подведение итога (рефлексия)
Тема: «Не сладок плод бездельного досуга» Форма проведения: дискуссия с элементами технологии. Цели:
Задачи:
Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку). Деятельностные: Побуждать работать в группе. Формирование УУД: ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе. Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое досуг?», «Моё хобби» Ход мероприятия:
Внимание! «Гости в классе здесь сейчас Начинаем классный час Поведем сейчас рассказ Как идут дела у нас!» А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии. 2. Основная часть: дискуссия Начать наш разговор я хочу с маленького стихотворения. Послушайте, пожалуйста, этот стих:
Создан радостным трудом. Без работы, без труда Не построить города. Слышен грохот под землёй- Рудокоп пошёл в забой. Без работы, без труда Не появится пруда. Экскаватор зашагал- Будет рыть в степи канал. Без работы, без труда Не пойдёт в поля вода. В корпусах станки стучат- Человек работе рад. Поспевая, шепчет рожь: «Без труда не проживёшь».
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие. И в наше время человек в обществе ценится по труду. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Терпенье и труд…(все перетрут) Под лежачий камень…(и вода не течет) Маленькое дело …(лучше большого безделья). Горька работа, …(да сладок хлеб) Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье) Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки) Не спеши языком-…(спеши делом) Любишь кататься- …(люби и саночки возить) Делу время,…(потехе час)
Продолжить наш разговор я хочу маленьким рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. «Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. - От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.» -Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.) -Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.) -Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.) -Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Ответы детей: -Труд красит человека, а безделье его уродует. -Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества. -Без туда человек заржавеет и может заболеть.
Подумайте, что было бы, Подумайте, что было бы, Подумайте, что было бы, Сказал учитель в школе бы: Подумайте, какая бы Любое дело выполнят, (Л.Куклин) Вы знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться. Сегодня вы за школьной партой. Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?». И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии. А как вы понимаете пословицу «Труд и кормит и мучает, и учит»
Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
«Ленивый человек ни в чём не может иметь успеха. Лень никогда ничего не произвела и ничего не совершит в мире. Это бремя, люди ей преданные есть люди бесполезные» Самуэль Смайлс - Как эти вы понимаете слова? Но поговорить сегодня я хочу всё же не о труде во время учебы, а об отдыхе. Ведь каждый человек, сколько бы он не трудился хочет отдохнуть. Вот именно об отдыхе я и хочу повести нашу беседу.
Мы с вами сегодня поговорим о досуге, полезном и бездельном досуге, о плодах досуга. «Не сладок плод бездельного досуга»- Слышали такую пословицу? А вы знаете откуда она появилась? Эта фраза взята из поэмы древнегреческого поэта и философа Софокла «Ифигении», в точности звучит она так: «Не сладок плод бездельного досуга, и праздному не помогает Бог…» Со временем она была усечена и стала пословицей. А что такое пословица? (Народная мудрость) - Что такое досуг? Объясните. (Ответы детей) Сравните свои представления с толкованием этого слова в словаре Ожегова: свободное от работы время (в вашем случае, свободное от учёбы время) -А как вы понимаете выражение бездельный досуг, безделье, бездельник? В словаре: бездельный - не заполненный делами, праздный. Бездельник- лентяй. Расскажите, чем вы заполняете своё свободное время? (Ответы детей) - Знаете, я люблю вязать. Это серьёзное увлечение, но материальных плодов оно не даёт. Вещи, которые я вяжу, нельзя носить. Они не пропорциональны, петли порой неодинаковые, узор нарушен, но при вязании я чувствую успокоение, я думаю, мечтаю, чему в другое время места нет. Это бездельный досуг, какая тут польза? (Досуг не бездельный, т.к. продуктом, пусть и нематериальным, является успокоение, сосредоточение) -Какие плоды даёт ваш досуг? Поделитесь со мной. ( Ответы детей) Что такое досуг? Дети находят по словарю определение. «Досуг» – это полезное времяпровождение.
«Хобби» - это увлечение человека Дети рассказывают о своих увлечениях. - Представьте, что мы мало знаем друг о друге. У меня есть такая идея: вы называете свое имя и увлечение, хобби (я, А.П., люблю читать и вязать) - Ребята, скажите, пожалуйста, время, которое вы тратите на увлечения можно назвать досугом? Полезным или бездельным?
-Можете привести пример бездельного досуга? (Сидение перед телевизором можно назвать бездельным, лень на диване) Будь в 19 веке телефон и телевизор в Ясной поляне и в Михайловском, мы лишились бы многих великих произведений. Что это значит?
- есть даже пословица: Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
Предлагаю работу по составлению схемы : 1 группа: Выберите из перечисленных увлечений плодотворные: вязание, курение, разговоры с друзьями по телефону, велоспорт, плавание, бисероплетение.
Хочу предложить вам вместе со мной сделать фигурку цветка из бумаги при помощи техники оригами. Так вы тренируете свое мышление, логику, память… Пусть эта поделка будет символом досуга. А как вы будете проводить свой досуг, это вам решать. Ребята, послушайте «Стихи про Петрова». Что он делал не так?
- Петров, повсюду ходит слух, Вывод. Выберите правильный ответ. Как можно назвать Петрова? * верхогляд * пустослов * лодырь 4. Подведение итога (рефлексия) - Продолжите мысль «Беречь время, значит…» Обсуждение. - чем мы сегодня занимались, что нового узнали, что показалось наиболее интересным, какой вывод сделали для себя, насколько активно работали? - Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны нашей с вами работой на классном часе. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. - Ребята, рекомендую вам прочитать «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца
|
|||
|