Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 3.1. Предмет: «ИСТОРИЯ»



 №-16. Урок 3.1.                                  Предмет: «ИСТОРИЯ»

 

РАЗДЕЛ №-3. «ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В СРЕДНИЕ ВЕКА»

ВИД УРОКА: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»

ТЕМА: «ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Арабская культура.

2.Политическое развитие Индии в Средние века.

3.Индийская община.

4.Культура Индии.

ЛЕКЦИЯ:

          1. Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком литературы и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие. При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек. Благодаря арабам в европейских языках появились слова «алгебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII-IX в. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, в математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему. С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

           2. В V-VII в. на территории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, атак же часть Центральной Индии завоевали раджпуты – потомки смешавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство Пратихаров. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и первые попытки проникновения в Индию арабов. В XIII в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства – Делийского султаната. Еще до его возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на землях, захваченных мусульманами. Начало существованию Делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правителей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и Южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в государстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусульманским духовенством. Весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от Податей. Города Индии успешно развивались, чему способствовали расширением торговых связей с исламским миром, строительство и Меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи. В Индии стал распространяться ислам. Но основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, совместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению Делийского султаната.

           3.  В жизни основной части населения Индии – крестьян – важнейшее значение имела община. Обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или даже целый округ, представлявших собой единое целое. Почти в каждой деревне был свой общинный совет. Возглавлял его староста. Представители каждой деревни и старосты входили в большой совет всей общины. Община представляла собой замкнутый мирок, почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. В течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и услугами, необходимыми каждому члену общины. Наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами и обладавшие наследственными правами на них. Далеко не все земледельцы в общине сами обрабатывали свои наделы. Так, брахманские и другие наиболее зажиточные семьи использовали труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. Представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст.

           4. Наиболее известные памятники культуры раннего Средневековья находятся в Аджанин и Эллоре, Аджания прославилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульптурой, занявшей с периода раннего Средневековья господствующее место в убранстве храмов. На юге Индии в X-XII в. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств, главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана – бога танца. Завоевание Северной Индии в X-XII в. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи). Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля – шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические труды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

История-I. Артёмов. стр. 71-118.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.