Виды зависимости. Как определить наличие зависимости
Виды зависимости. Как определить наличие зависимости
3-5 класс
Цель:сформировать представление об Интернет зависимости, научить не подвергнуться данной опасности.
Задачи:
образовательные:познакомить с видами Интернет-зависимости, познакомить с правилами психологической самозащиты при работе с Интернетом и ПК, выявить меры борьбы с зависимостью;
развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся;
воспитательные:воспитывать ответственное отношение к физическому и психическому здоровью; воспитывать интерес к получению новых знаний.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вы уже знаете, как правильно сидеть за компьютером, сколько времени можно за ним проводить. Компьютер – одно из самых полезных устройств, но и он может стать причиной больших бед.
Все вы знаете, что существуют вредные привычки, опасные для здоровья человека и для окружающих. Хуже того – это зависимости, т.к. они становятся потребностями человека, без них он не может существовать. Курение, алкоголизм, наркомания – это смертельно опасные зависимости, которые легко приобрести, но от которых очень трудно избавиться. К сожалению, даже такие полезные изобретения как компьютер и Интернет тоже могут стать источниками смертельно опасных зависимостей.
|
| Предлагаю провести упражнение: «Приветствие без слов».
За 2 минуты приветствуйте как можно больше людей в классе. Делайте это молча, без слов. При этом используйте каждый способ только один раз. Для следующего приветствия придумайте новый способ.
*Сколько людей удалось поприветствовать?
*Что сложнее: выдумать новые способы приветствия или их продемонстрировать?
*Ощутил ли кто-то дискомфорт? На каком этапе это произошло?
Практически это упражнение помогает снять психологическое напряжение и ведет к свободному общению. Общаясь в интернете, люди используют вспомогательные слова, символы, смайлики. Каждый вкладывает в них свое значение, которое может быть непонятным для других участников. С появлением новых on-line-возможностей увеличивается и количество угроз.
*Что же может случиться в реальной жизни через беззаботное виртуальное поведение
ребенка?
*Слышали ли вы когда-нибудь о понятии «безопасный интернет»?
*Учат ли вас родители online-этикету?
Вы знаете, что многие способы использования компьютера для работы и отдыха. Не замечали ли вы, на что вы тратите за компьютером больше времени – на работу или на развлечения?
Любое занятие может превратиться в привычку – как полезное, так и вредное. Хорошие привычки:
вовремя делать уроки,
читать,
убирать комнату,
заниматься спортом.
| Выполняют упражнение
Отвечают на вопросы
Слушают рассказ учителя
Отвечают на вопросы
Ответ детей: Вспомнить об учебных и офисных программах, браузерах, средствах интернет-общения, играх и т.п.
| Привычка часами смотреть телевизор или играть в компьютерные игры – это уже хуже. С возрастом, к сожалению, человеку становится известно все больше вредных занятий – курение, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры – и это еще далеко не все, что может причинить вред. Но хуже всего то, что знакомство со всеми вредными занятиями очень легко может перерасти в крепкую дружбу. Последствия же такой дружбы разрушенная жизнь и горе семьи и друзей. Может возникнуть вопрос – а причем здесь компьютер? Это же не наркотик, не сигареты – какие от него проблемы?
Как безобидное, в общем-то, занятие может превратиться в привычку, а привычка в зависимость? Психологи говорят о следующих этапах развития зависимости. Сначала тратится время в поисках «подходящей» виртуальной реальности. Становится ясно, во что человек готов «погрузиться с головой», не считаясь со временем и здоровьем. Что это будет для каждого конкретного человека бесконечное общение в социальных сетях, компьютерные игры или постоянные путешествия по Интернету в поисках зачастую ненужной и бессмысленной информации? Но вот занятие выбрано и на него тратится все больше времени. Постепенно простая трата времени перерастает в нечто более серьезное: реальная жизнь становится неинтересна, все цели и смысл переносятся на жизнь виртуальную – вам будет важнее мнение посторонних людей в социальных сетях, чем мнение ваших близких, лайки под постами станут важнее, чем реальные успехи и достижения; ваш персонаж в компьютерной игре будет для вас заменой собственной личности – и что из того, что в жизни вы слабы и беспомощны, зато в игре вы повелитель вселенной. Бурная стадия зависимости постепенно угасает, но не исчезает. Вся реальная жизнь становится только неизбежным злом, с которым хотелось бы сталкиваться как можно реже. Уроки, прогулки, даже еда и сон – все это воспринимается как препятствие на пути к цели – компьютерной игре или общению в социальной сети. Даже важные события в жизни семьи не вызывают интереса – ведь они отвлекают от «смысла жизни».
Известны многие виды Интернет- и компьютерной зависимости:
1) информационная зависимость (стремление постоянно путешествовать по Интернету в бесцельных поисках информации);
2) игровая зависимость;
3) зависимость то интернет-общения;
4) зависимость от азартных игр в интернете;
5) стремление к поиску информации агрессивного или непристойного содержания;
6) постоянное стремление к просмотру или скачиванию фильмов, или музыки;
7) стремление к совершению вредных действий (целенаправленное нарушение правил сетевого этикета, распространение ненужной или вредной информации и т.п.).
Интернет-зависимые (или зависимые от компьютера) как большинство психически нездоровых людей не осознают тяжести своего состояния и с раздражением и агрессией относятся к попыткам отвлечь их от источника зависимости. Но это происходит, когда болезнь зашла уже слишком далеко. До этого еще можно и самостоятельно обнаружить у себя признаки формирующейся зависимости и, если хватит силы воли, вовремя остановиться.
Как узнать, что привычка начала переходить в болезнь? Проверьте себя, отвечайте «Да» или «Нет» у себя на листочках, честно. Проверять не будем.
1. Вы испытываете радость и удовольствие при занятиях с компьютером и отвращение ко всем остальным видам деятельности;
2. Друзья постепенно перестают с вами общаться, но вас это не расстраивает;
3. Вас интересует только то, что связано с предметом вашего увлечения – играми, социальными сетями и т.п.;
4. Все разговоры вы стремитесь свести к обсуждению источника вашей зависимости, независимо от того, кто ваш собеседник;
5. Вы считаете, что следует потратить все деньги на покупку новых игр или на увеличение мощности компьютера и вас раздражает, если родители с вами в этом не соглашаются;
6. Вы проводите за компьютером слишком много времени и не замечаете этого, вас раздражают замечания родителей об этом;
7. Вы воспринимаете людей, которые могут попросить вас освободить компьютер для себя, как личных врагов;
8. Вы любитель поиска информации, вы постоянно переходите по ссылкам с одного сайта на другой, поглощаете информацию без разбора, не разбираясь, правдива она или ложна, ценна или бессмысленна;
9. События, о которых вы читаете в Интернете, вызывают у вас чрезмерно острую реакцию (гнев, счастье, ненависть);
10. У вас начались проблемы со здоровьем: бессонница, раздражительность, боль в спине, жжение в глазах, головная боль и пр.
Если вы честно ответите «да» на большую часть следующих вопросов – вы в опасности.
Однако с любой проблемой можно справиться, если осознавать в этом необходимость.
Конечно, когда болезнь зашла слишком далеко, без лечения и врача не обойтись. Но никакой врач не сможет помочь тому, кто не хочет помочь себе сам. Для того чтобы не попасть в компьютерную зависимость, помогут следующие действия:
1) Если вы проводите за компьютером по несколько часов, начните постепенно уменьшать время пребывания за компьютером, хотя бы на 10 минут каждый день;
2) Не старайтесь при каждой неприятности отвлекаться от нее с помощью компьютера;
3) Больше будьте на воздухе, двигайтесь, постарайтесь заняться спортом;
4) Старайтесь побольше общаться с друзьями лично, а не в сети;
5) Если у вас появилось свободное время, не торопитесь за компьютер попробуйте выяснить, нет ли для вас более полезного занятия (уроки, работа по дому);
6) Определите для себя время на развлечения за ПК и не выходите за эти пределы;
7) Если вы работаете с компьютером в учебных целях, следите за тем, чтобы не отвлекаться на ненужные ресурсы;
8) Ложитесь раньше спать, отрегулируйте режим питания, не ешьте за компьютером.
| Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию
Отвечают письменно на вопросы
Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя
| Опрос:
1) перечислить виды компьютерной и интернет-зависимости;
2) перечислить признаки зависимости в поведении и образе жизни человека.
А теперь подведём итоги нашего урока. Используйте для своего ответа следующие фразы:
Сегодня на уроке я узнал …
Я буду применять полученные знания на…
Мне понравился урок …
Сегодня на уроке я ничего нового не узнал.
Сегодня мы рассмотрели, как работа с ПК и интернетом может привести к проблемам. Обсудите дома с родителями, не замечали ли они у вас каких-либо признаков зависимости от компьютера. Внимательно отнеситесь к их замечаниям. Найдете в Интернете информацию по запросу «Признаки игромании».
|
|
|