![]()
|
|||
Франц фон Зуппе
Музыкальный театр. Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, — фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос. Жак Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных родоначальников жанра оперетты. Ему принадлежат такие известные произведения, как Прекарасная Елена и Парижская жизнь. Вскоре театры оперетт возникают и в других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена, где работают такие композиторы, как Ференц Легар, Франц фон Зуппе
и Иоганн Штраус-сын (автор знаменитой Летучей мыши). Главными именами английской оперетты были У.Гилберт и А.Салливен, чья популярность вскоре распространилась и на США. Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился. Музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом «звезд» и «легенд». Мюзик-холлы вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) — «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным Этот термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими, а то и большими темпами, чем в Европе. 28-ая улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее «Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки. В первых десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, — эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру: мюзикл. Джаз в сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и установкой на эффектную зрелищность, - вот на этом и строился мюзикл. Особенно свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза. К середине 20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор остается главной музыкальной улицей Америки.
Россия. В 19 в. большое распространение получает жанр романса (от исп. romance) — лирической песни, исполняемой в сопровождении фортепиано или гитары. Несмотря на сословные барьеры, романс стал достоянием всего русского общества: бывало и так, что одну и ту же песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской усадьбе. Народные песни становились основной для романсов, и наоборот — романсы, написанные на стихи вполне определенных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Апухтина) становились народными песнями. Таких примеров множество: Вот мчится тройка удалая — слегка измененный отрывок их стихотворения Ф.Глинки Венера, а Я вновь пред тобою стою очарован - переработка стихотворения В.Красова Стансы, Что ты жадно глядишь на дорогу? (песня на стихи Н. Некрасова), Когда я на почте служил ямщиком (переработка стихотворения Л.Трефолева Ямщик), Степь да степь кругом (переложение стихотворения В.Сурикова В степи, которое, в свою очередь, является переработкой народной песни Степь Моздокская) и др. Цыганский романс, русские песни, влияние западноевропейской музыки, все вместе это легло в основу т. н. городского романса, который начал развиваться в России приблизительно с середины 19 в. Одним из первых и наиболее ярких примеров является романс Две гитары за стеной… (Эх, раз, еще раз) на стихи Аполлона Григорьева.
Среди других замечательных исполнителей городского романса 20 в.- Изабелла Юрьева
и Петр Лещенко, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 века. Вопросы: 1. С чем связано развитие музыкального театра?
|
|||
|