Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Франц фон Зуппе



 

Музыкальный театр. Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, — фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.

Жак Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных родоначальников жанра оперетты. Ему принадлежат такие известные произведения, как Прекарасная Елена и Парижская жизнь. Вскоре театры оперетт возникают и в других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена, где работают такие композиторы, как Ференц Легар,

 Франц фон Зуппе

и Иоганн Штраус-сын (автор знаменитой Летучей мыши).

 Главными именами английской оперетты были У.Гилберт и А.Салливен, чья популярность вскоре распространилась и на США.

Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился.

Музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом «звезд» и «легенд».

Мюзик-холлы вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) — «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным

Этот термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими, а то и большими темпами, чем в Европе.

28-ая улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее «Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки.

В первых десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, — эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру: мюзикл.

Джаз в сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и установкой на эффектную зрелищность, - вот на этом и строился мюзикл. Особенно свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза.

К середине 20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор остается главной музыкальной улицей Америки.

 

Россия.
Городской романс и эстрада. Традиции русской народной песни уходят в глубь веков. Как популярная, так и академическая музыка России основывается на народных традициях. Выразительный диапазон русского фольклора очень широк — от глубоких, печальных песен, выражающих тоску и отчаяние, до крайне «скоромных» (неприличных) частушек.

В 19 в. большое распространение получает жанр романса (от исп. romance) — лирической песни, исполняемой в сопровождении фортепиано или гитары. Несмотря на сословные барьеры, романс стал достоянием всего русского общества: бывало и так, что одну и ту же песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской усадьбе. Народные песни становились основной для романсов, и наоборот — романсы, написанные на стихи вполне определенных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Апухтина) становились народными песнями. Таких примеров множество: Вот мчится тройка удалая — слегка измененный отрывок их стихотворения Ф.Глинки Венера, а Я вновь пред тобою стою очарован - переработка стихотворения В.Красова Стансы, Что ты жадно глядишь на дорогу? (песня на стихи Н. Некрасова), Когда я на почте служил ямщиком (переработка стихотворения Л.Трефолева Ямщик), Степь да степь кругом (переложение стихотворения В.Сурикова В степи, которое, в свою очередь, является переработкой народной песни Степь Моздокская) и др.

Цыганский романс, русские песни, влияние западноевропейской музыки, все вместе это легло в основу т. н. городского романса, который начал развиваться в России приблизительно с середины 19 в. Одним из первых и наиболее ярких примеров является романс Две гитары за стеной… (Эх, раз, еще раз) на стихи Аполлона Григорьева.

Среди других замечательных исполнителей городского романса 20 в.- Изабелла Юрьева

и Петр Лещенко,

 чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 века.

Вопросы:

1. С чем связано развитие музыкального театра?
2. Чем отличался музыкальны театр от оперы?
3. Кто считается одним из главных родоначальников жанра оперетты?
4. Какие известные произведения принадлежат Жаку Оффенбаху?
5. Какие композиторы работаю в Вене в 19 в. в жанре "Музыкальный театр"?
6. Как называется жанр, которому мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь?
7. Как называется джаз в сочетании с фольклорными элементами?
8. На чем строился мюзикл?
9. Какой жанр получает большое распространение в России в 19 в.?
10.Приведите примеры романсов и их исполнителей, помимо предоставленных в лекции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.