класс. II четверть.. УРОК 1. ПОСТРОЕНИЕ СЕКСТЫ.. Как определить знаки в тональности. Диезные мажорные тональности.. Бемольные мажорные тональности
3 класс. II четверть.
УРОК 1. ПОСТРОЕНИЕ СЕКСТЫ.
1.Вспомните порядок диезов и бемолей.
Как определить знаки в мажорной тональности?
Как определить знаки в тональности
Диезные мажорные тональности.
Для того, чтобы определить знаки в мажорной диезной тональности, нужно найти VII ступень этой тональности. Назвать диезы по порядку до этой VII ступени, включая её. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Например: Нужно найти знаки в тональности Ми мажор. Ищем седьмую ступень – Ре. Называем диезы по порядку до этой седьмой ступени «Ре», включая её. Знаки в Ми мажоре – фа, до, соль, ре.
В нотном тексте легко определить тонику мажорной диезной тональности. Для этого нужно от последнего ключевого диеза шагнуть на полутон выше.
Например: при ключе написаны диезы – фа, до, соль. Последний диез – соль. Шагаем на полутон выше и находим мажорную тонику нотного примера – Ля мажор (или параллельный фа-диез минор).
Бемольные мажорные тональности
Для того, чтобы определить знаки в мажорной бемольной тональности, нужно назвать бемоли по порядку до названия данной тональности плюс следующий бемоль.
Например: нужно найти знаки в тональности Ля-бемоль мажор. Называем бемоли по порядку до «Ля-бемоль» - си, ми, ля- плюс следующий бемоль – ре. Таким образом, знаки в Ля-бемоль мажоре – си, ми, ля, ре.
В нотном тексте легко определить тонику мажорной бемольной тональности. Ею будет предпоследний ключевой бемоль.
Например: при ключе написаны бемоли – си, ми, ля, ре, соль. Предпоследний бемоль – ре. Значит тональность нотного примера – Ре – бемоль мажор (или параллельный си –бемоль минор).
2. Что такое параллельные тональности?
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ –мажорные и минорные тональности, у которых одинаковыйсостав звуков и одинаковые ключевые знаки.
Параллельная минорная гамма строится от VI ступени мажорной гаммы.
Параллельная мажорная гамма строится от III ступени минора.
Расстояние между тониками параллельных тональностей – малая терция (1,5 тона).
3.Фа-диез минор. Запишите три вида минора.

4.Обращение трезвучия –это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
У Тонического трезвучия(Т53) есть два обращения: Тонический секстаккорд(Т6) и Тонический квартсекстаккорд(Т64). Т53 строится: I - III - V. Т6 строится: III – V - I. Т64 строится: V - I – III.
Запишите тоническое трезвучие и два его обращения.

5. Пение нотного примера. 
Перепишите нотный пример в тетрадь скорописью (нотами-чёрточками).
6. Строение интервалов.
Название интервала
| м2
| б2
| м3
| б3
| ч4
| ч5
| м6
| 66
| м7
| б7
| ч8
| Кол-во тонов
| 0,5
|
| 1,5
|
| 2,5
| 3,5
|
к ч5 +полутон
| 4,5
к ч5 +тон
|
от ч8 - тон
| 5,5
от ч8 - полутон
|
|
|