|
|||
От греческого dis-расстройство, lalio-говорю. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Главным образом страдают согласные звуки, более сложные при артикуляции. Простые звуки, как правило не нарушаютсяОт греческого dis-расстройство, lalio-говорю. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Главным образом страдают согласные звуки, более сложные при артикуляции. Простые звуки, как правило не нарушаются (к,п,т). Симптоматика - Внешние нарушения звукопроизношения могут быть выражены либо в одном из нижеперечисленных вариантах, либо сочетание: 1) отсутствие звука (рыба-ыба); 2) искажение звука, при котором искаженный звук не соответствует нормальному языку (рыба-ыаба, г`ыба); 3) замена одного звука другим, при этом звук заменитель будет нормальным, соответствующим фонетической системе языка (рыба-лыба, саша-саса); 4) смешение звуков и взаимозамена звуков (рыба-лыба и лампа-рампа); Замена и смешение звуков квалифицируется, как фонематические или фонологические дефекты, при котором нарушена фонематическая система языка (различение звуков речи), а отсутствие и искажение звуков является фонетическим дефектом, при котором нарушается способность произвольно производить правильные артикуляционные позы. Этиология – нет ярко выраженных факторов. Анамнез очень часто свидетельствует об отсутствии проблем в внутриутробном и раннем развитии, исключения составляют дети с аномалиями в строении органов артикуляционного аппарата. 2 группы причин: 1) Биологические – *общая физическая ослабленность, вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного развития речи; *вредности внутриутробного периода и неблагоприятная наследственность, которые приводят к нарушению строения органов периферического артикуляционного аппарата; *травмы (выбитые зубы). 2) Социальные – *вредная манера взрослых общаться с ребенком лепетной речью; *подражание неправильной речи окружающих; *длительное пребывание ребенка среди сверстников без планомерного воздействия на его речь образца речи взрослых; *билингвизм в раннем детстве (двуязычие). Распространенность - во 2 половине 20 века недостатки звукопроизношения отмечались у 20-30% детей 5-6 лет и 17-20% младших школьников. У старших классов они занимали не более 1%. В настоящее время 70-80% нарушений речи у дошкольников, из них Дислалия менее 1% от всех речевых патологий. В 1879 году Кусмауль описал классификацию нарушения звукопроизношения, которая в основных чертах сохранилась до настоящего времени. Используя греческий алфавит, он ввел терминологию для обозначения нарушений отдельных звуков: «ротацизм» Он обозначил искаженное произнесение звуков, а для обозначения «ламбдацизм» случаев замен и смешении, он ввел приставку «пара», которая «гаммацизм» добавляется к терминам. «сигматизм» Затем эта классификация была доработана и описывает, какие группы звуков нарушены и объем нарушенного звукопроизношения. Согласно этой классификации можно выделить группы нарушения звуков:
|
|||
|