Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Исследовательская работа с текстом. Посмотрите видеоурок, который поможет в исследовательской работе.



 

                     УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
         «ДУХОВНЫЙ МИР АВТОРА В РОМАНЕ

            А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Цели урока:

1. Научить видеть позицию автора в художественном тексте.

2. Развить навыки самостоятельного анализа художественного текста.

 

Ход урока

 
1. Вступительное слово учителя

Автор в романе «Евгений Онегин» - это повествователь и одновременно «герой», персонаж. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». А.С.Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным - ошибка. Необходимо помнить, что Автор - это художественный образ.

Образ Автора в романе автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских.

Великий русский критик В.Г.Белинский писал, что «здесь (то есть в романе) вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы...» Сегодня нам предстоит выяснить, каков духовный мир Автора в романе «Евгений Онегин».

 

Выясним отношение Автора к:

1. театру

2. моде

3. жизни светского общества

4. любви

5. дружбе

6. каковы объекты авторской иронии

В этом нам помогут авторские отступления, которые играют главную роль в
создании образа Автора.

 

II. Исследовательская работа с текстом. Посмотрите видеоурок, который поможет в исследовательской работе.

 

https://www.youtube.com/watch?v=jagLyovEzJ4

 

Выпишите из текста примеры отношения Автора к театру:

                      I глава ХУШ строфа,

«Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

«И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.»

 

XIX строфа,

«Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?»

 XX строфа.

«Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

   2. Отношение Автора к моде

Задание: I глава, XXV строфа
«Быть можно дельным человеком

«И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Второй ***[* 9], мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа, по крайней мере,

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад».

3. Отношение к светскому обществу.
 

      Задание: I глава

XXIV, XXXVI, XXX, XXXVII, АТУ строфы
     Посвящение к роману.

 

 

XXIV: «Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов —

И для ногтей, и для зубов».

 

XXXVI: «Но, шумом бала утомленной

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Вотще ли был он средь пиров

Неосторожен и здоров?»

 

XXX: «Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил…»

 

XXXVII: «Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум:

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и стразбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец».

 

АТУ: «… К Talon[4]помчался: он уверен,

Что там уж ждет его ***[* 7].

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним Rost-beef окровавленный,

И трюфли — роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет, —

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром Лимбургским живым

И ананасом золотым»

 

  Посвящение к роману:

 

«Не мысля гордый свет забавить,

 

Вниманье дружбы возлюбя,

 

Хотел бы я тебе представить

 

Залог достойнее тебя…»

 

    

        4. Объекты авторской иронии
       
    Задание: IV глава

VII, VIII, XIX, XXII, XXVIII строфы

VIII гл. IX, XI строфы

VII

«Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy 2 лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

VIII

"Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей».

XIX

«Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?»

XXII

«Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Еще усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Еще не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Еще снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони…»

XXVIII

«…Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен».

VIII гл. IX

«Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

За то ль, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем,

Что пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность

Иль оскорбляет, иль смешит,

Что ум, любя простор, теснит,

Что слишком часто разговоры

Принять мы рады за дела,

Что глупость ветрена и зла,

Что важным людям важны вздоры

И что посредственность одна

Нам по плечу и не странна?»

VIII гл. XI

«Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.»

 

 

        5.Отношение Автора к любви
  Задание: VIII глава XXIX строфа
            I глава LVII строфа LVIII строфа
            III глава XXII строфа
            I глава XXX строфа XXXI строфа XXXIII строфа.

VIII глава XXIX

«Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют —

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвый след…»

 


______________________________________

 I глава  LVII


«Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметы

Мне снились, и душа моя

Их образ тайный сохранила;

Их после Муза оживила:

Так я, беспечен, воспевал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц берегов Салгира.

Теперь от вас, мои друзья,

Вопрос нередко слышу я:

«О ком твоя вздыхает лира?

Кому, в толпе ревнивых дев,

Ты посвятил ее напев?»

LVIII

«Чей взор, волнуя вдохновенье,

Умильной лаской наградил

Твое задумчивое пенье?

Кого твой стих боготворил?» —

И, други, никого, ей-богу!

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм: он тем удвоил

Поэзии священный бред,

Петрарке шествуя вослед,

А муки сердца успокоил,

Поймал и славу между тем;

Но я, любя, был глуп и нем».

            III глава XXII

«Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума;

Дивился я их спеси модной,

Их добродетели природной,

И, признаюсь, от них бежал,

И, мнится, с ужасом читал

Над их бровями надпись ада:

Оставь надежду навсегда[4].

Внушать любовь для них беда,

Пугать людей для них отрада.

Быть может, на брегах Невы

Подобных дам видали вы».

I глава XXX

«…Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки: только вряд

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног.

Ах, долго я забыть не мог

Две ножки!.. Грустный, охладелой,

Я всё их помню, и во сне

Они тревожат сердце мне».

XXXI

«Когда ж, и где, в какой пустыне,

Безумец, их забудешь ты?

Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?

Где мнете вешние цветы?

Взлелеяны в восточной неге,

На северном, печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

Давно ль для вас я забывал

И жажду славы, и похвал,

И край отцев, и заточенье?

Исчезло счастье юных лет —

Как на лугах ваш легкий след».

XXXIII

«Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!»

 

 

6. Отношение Автора к дружбе(первая группа)
 Задание: IV глава XXXVIII строфа,
 VI глава, IX строфа II глава, XIII строфа
                  I глава, XVI строфа
                  I глава, XVIII строфа
                  I глава, XXV строфа
                  6 глава, XX строфа
                  6 глава, XLIX строфа
                  IV глава, XLVII строфа

IV глава XXXVIII

«…Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей».

VI глава, IX строфа

«То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель:

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотясь, без лишних слов

Сказал, что он всегда готов.

Зарецкий встал без объяснений;

Остаться доле не хотел,

Имея дома много дел,

И тотчас вышел; но Евгений

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой».

II глава, XIII строфа

«Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника:

Что есть избранные судьбою».

I глава, XVI строфа

«…К Talon[4]помчался: он уверен,

Что там уж ждет его ***».

XVIII строфа

«Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавой;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой;

Там и Дидло венчался славой:

Там, там, под сению кулис,

Младые дни мои неслись».

XXV

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Второй ***[* 9], мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа, по крайней мере,

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад».

6 глава, XX

«Но мысль одна его объемлет;

В нем сердце грустное не дремлет:

С неизъяснимою красой

Он видит Ольгу пред собой.

Владимир книгу закрывает,

Берет перо; его стихи,

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру».

IV глава, XLVII

«Ну, что соседки? Что Татьяна?

Что Ольга резвая твоя?»

— Налей еще мне полстакана…

Довольно, милый… Вся семья

Здорова; кланяться велели.

Ах, милый, как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Что за душа!.. Когда-нибудь

Заедем к ним; ты их обяжешь;

А то, мой друг, суди ты сам:

Два раза заглянул, а там

Уж к ним и носу не покажешь.

Да вот… какой же я болван!

Ты к ним на той неделе зван».

 

        

  Общий вывод:

Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон - главные черты личности Автора. Именно в Авторе А. С. Пушкин воплотил свой идеал человека.

 

III. Домашнее задание: Выписать из текста:

1. Обращения автора романа к читателю:

«Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство,

Хотя людей недоброхотство

В нем не щадило ничего».

«Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель».

2. Авторскую оценку героев:

  «Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубоки эконом...»

 

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...»

 

«Увы, на разные забавы

 Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил...»

3. Пейзажные зарисовки:

Гонимы вешними лучами,

«С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года

Синея, блещут небеса,

 Еще прозрачные, леса

 Как будто пухом зеленеют».

«Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит»

 Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

 

 

4. «Автобиографические отступления:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил».

 

 

                                                                     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.