|
|||
Конституция – это Основной Закон государства, в котором закреплены основы конституционного строя, ее политической и экономической системы, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форма правления, основные принципы организации и функц ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Конституция – это Основной Закон государства, в котором закреплены основы конституционного строя, ее политической и экономической системы, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форма правления, основные принципы организации и функционирования, система и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственные символы. Конституция в формальном смысле– это писаный акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государства или непосредственно народом в ходе референдума и обладает высшей юридической силой. Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства: 1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны; 4) стабильность. Основная задача Конституции заключается в укреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права. Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции, закрепляющая демократизм, народный суверенитет, разделение властей, республиканскую форму правления, местное самоуправление, правовое государство, а также приоритетный характер прав и свобод граждан, социальное и светское государство. Конституция ДНР (гл.1) содержит базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя ДНР. Конституция ДНР включает в себя: 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (ст.1-11). Донецкая Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Донецкой Народной Республики. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ДНР, не должны противоречить Конституции ДНР. 2. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА признаются и гарантируются статьями 12- 53 .В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ст.54-55). Территория Донецкой Народной Республики определяется границами, существовавшими на день ее образования. Административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения. Административно-территориальное устройство Донецкой Народной Республики устанавливается законом. 4. ГЛАВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ст.56-62) 1. Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Донецкой Народной Республики. Глава 5. НАРОДНЫЙ СОВЕТ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ( ст. 63 – 74) Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Донецкой Народной Республики. Глава 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ст.75-79)Исполнительную власть Донецкой Народной Республики осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики. Правительство Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Донецкой Народной Республики. Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ( ст.80-81). Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законом Донецкой Народной Республики. Глава 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (Статья 82-83) В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике обеспечивает в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Глава 9. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ВНЕСЕНИЕ В НЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ (ст.84-85) Конституция Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Глава 10. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (Статья 86) Конституция Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики. Согласно Конституции, ДНР является демократическим, правовым, социальным государством (ст. 1). Источником власти в ДНР является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 2). Социальная политика ДНР направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ (ст. 4). Государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики – Парламент Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, суды Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с Конституцией (ст. 6). В ДНР признаётся многопартийность (ч. 1 ст. 9). Государственным языком в Республике являются русский (ч. 1 ст. 10). Форма правления характеризуется как президентская республика. Исполнительную власть Донецкой Народной Республики осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики (ч. 1 ст. 75). Президентской республике присуща главенствующая роль президента в системе органов государственной власти, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Высшим органом законодательной власти является Народный Совет — парламент Донецкой Народной Республики, состоящий из 100 депутатов (ч. 1 и 3 ст. 63). Структура и состав правительства определяются Главой Республики (ст. 76). Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду (ч. 2 ст. 80). В соответствии со ст. 6 Конституции, государственная власть осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Реализация этого принципа призвана предотвратить концентрацию всей государственной власти в руках одного лица или одного органа. Ст. 9 Конституции гарантирует построение общественной жизни на основе идеологического и политического многообразия, а также многопартийности. Внутренняя конструкция государственности ДНР состоит из нескольких линий. 1) Организационное структурирование по территориям. Здесь сложилась своя иерархия, начиная от учреждений центральной власти и заканчивая учреждениями власти минимальных территориальных единиц. Согласно Конституции ДНР, «главы органов местного самоуправления назначаются Главой Донецкой Народной Республики». Территориальные власти в той или иной мере копируют власть более высоких уровней (работает принцип стандартизации). 2) На микроуровне структура Республики разрослась в иерархию деловых учреждений. Это растущий бюрократически-административный аппарат. В Администрации Главы ДНР сформировано шесть Управлений. Рядом и вместе с ними функционирует правительство Республики. В него входят министры и главы ведомств, не имеющие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются Главой Республики. Ныне это 21 министерство. Вместе с Администрацией Главы ДНР они образуют властный тандем. 3) Дифференциация различных функций власти и обособление их в виде особых подразделений власти. Как отмечалось ранее, высшим органом законодательной власти является Народный Совет ДНР. Его депутаты избираются на пятилетний срок в ходе прямых всеобщих парламентских выборов, проводимых по пропорциональной системе в многомандатных округах. Количественный состав Совета, регламентируемый действующим законодательством, 100 человек. Главой же государства и руководителем исполнительной ветви власти является Глава ДНР. Он избирается на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. При этом один и тот же человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Глава ДНР формирует и возглавляет правительство. Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского и административного правосудия. Он является высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам. Господствующее место среди управленческих задач ДНР занимает управление текущей жизнью и поддержание должного порядка и безопасности. В государственном устройстве ДНР выделяются такие элементы: 1) центральное правительство (Глава ДНР и Совет Министров ДНР); 2) местные (территориальные) органы власти; 3) административно-бюрократический аппарат; 4) органы общественного порядка и защиты Республики; 5) правящая группа; 6) «околоправительственные» организации. Между ними имеет место множество взаимоотношений. В силу насущной необходимости исполнительная власть в ДНР частично сохраняет военно-гражданский характер. ДНР возводится как общество с таким управляющим органом, каким является государство. При том условии, что государство, будучи «уполномочено» на роль управляющего органа в процессе своего формирования, стало самодовлеющим социальным феноменом, субъектом, использующим Республику как сферу и орудие своего собственного бытия. Функция государственности заключается в том, чтобы обеспечить жизнь и самосохранение ДНР как единого целого и управление им как целым. Государственные функции в ДНР различаются по широте действия, по степени сложности и важности. Отметим важнейшие из них: 1) Защита Республики от внешних и внутренних врагов. 2) Поддержание и оптимизация жизнедеятельности населения. 3) Международное признание ДНР (внешняя идентификация). 4) Интеграция с Россией. После провозглашения в апреле 2014 г., 11 мая того же года был проведён всенародный референдум о статусе ДНР. На нём более 80 % его участников поддержали независимость и суверенность Республики. После чего был сформирован Верховный Совет ДНР, который являлся первым законодательным органом власти Республики. Последним этапом легитимации власти стали выборы Главы ДНР и депутатов Народного Совета Республики, состоявшиеся 2 ноября 2014 г. Вместе с этим важнейшим признаком ДНР как государства является его суверенность. Она означает, что ДНР в рамках своей подвластной территории законно не признаёт никакой другой власти над собой. И не делит власть ни с кем, кто (и что) находится вне её государственности. Особенности структуры и статуса аппарата власти внутри ДНР заключены в следующем. Первая — несовпадение фактической и номинальной власти. В силу естественной тенденции власти к сужению круга её носителей сложился фактический механизм власти, позволяющий правящей группе контролировать всю ДНР. Так, исполнительная власть стала доминирующим компонентом внутри самой сферы власти. Вторая особенность — дифференциация различных функций единой власти (идейных, административных, представительно-показных, управленческих, социальных) и воплощение их в различных организациях. Созданы организации, воплощающие в себе и реализующие на деле социальные функции власти. А в силу особенностей ДНР именно социальная функция власти является доминирующей. Это и есть та самая власть коллектива над индивидом. Местное самоуправление. Согласно конституции, Донецкая народная республика – демократическое правовое социальное государство. Источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Процессы демократизации, становления правового государства и гражданского общества в Донецкой Народной Республике предполагают развитие такого социально значимого института как местное самоуправление. Являясь сферой объединения интересов граждан, местных сообществ, общественных организаций, государства, он обладает значительными потенциальными возможностями гармонизации взаимоотношений между ними, укрепления социальных связей. Развитие института местного самоуправления способствует вовлечению населения в деятельность по управлению обществом и участию граждан в социально-политической жизни. Самоуправление– это способ социального управления общими делами определенной общности (формирования) людей, который основывается на их совместной деятельности по принятию решений и их осуществления. Самоуправлению присуще следующие черты: - наличие социального управления; - саморегуляция; - самоорганизация; - осуществление власти непосредственно объеденными субъектами или через основанные ими органы; - общая деятельность по реализации принятых решений. В Донецкой Народной Республики местное самоуправление признается и гарантируется на конституционном уровне. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что местное самоуправление необходимо рассматривать, как: - один из фундаментальных принципов конституционного строя; -одну из форм народовластия; -форму привлечения граждан к участию в решении вопросов местного значении; - разновидность общественного управления. Согласно ст.8 Конституции Донецкой Народной Республики признается и гарантируется местное самоуправление. Понятие местного самоуправления закреплено в ст.2 Закона Донецкой Народной Республике «О местных выборах Донецкой Народной Республике». Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике – это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка, города, района – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Донецкой Народной Республики. В настоящее время Донецкая Народная Республика пытается выстроить систему управления, включающую как государственное управление, так и местное самоуправление. Государственная политика в Донецкой Народной Республике направлена на становление и развитие местного самоуправления. Основной целью государственной политики является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, что является необходимым условием становления демократического, социально-экономического развитого государства. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое государственность общества и власть. 2. Дайте определение самоуправления. 3. Охарактеризуйте систему правоохранительных органов государства. 4. Какие черты присуще самоуправлению? 5. Можно ли рассматривать местное самоуправление как одну из форм народовластия, и почему?
Домашнее задание Список источников: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с. 2.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Право» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г. 3. Никитин А.Ф. Право.10—11кл. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Ф. Никитин.—7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2017.— 414 с.
Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: nadejdaurutina@yandex.ua
|
|||
|