Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





группа№23, биология, урок №52.



27.10, группа№23, биология, урок №52.

Тема программы: Основы эволюционного учения.

Тема урока: Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов

Тип урока: Практическая работа.

Цель работы: научиться определять гомологичные, аналогичные органы, рудименты и атавизмы у животных и растений, установить их значение в доказательстве эволюции.

Ход работы:

Задание 1

Завершите предложения, вписав необходимые термины или понятия.

1. Органы, имеющие единое происхождение, общий план строения, но выполняющие разные функции, – …

2. Органы, имеющие разное происхождение и внутреннее строение, выполняющие сходные функции и имеющие внешнее сходство, –…

3. Недоразвитые органы современных организмов, имевшиеся у предковых форм и утратившие в процессе эволюции свое значение у потомков, – …

4. Признаки предков, утраченные в ходе эволюции, появляющиеся у некоторых особей данного вида, – …

5. Процесс длительного исторического развития организмов, – …

Задание 2

Из приведенных примеров выберите гомологичные и аналогичные органы (ответ оформите в виде таблицы):

а) жабры речного рака и жабры щуки; б) усики гороха, колючки барбариса, колючки кактуса; в) усики винограда, шипы розы; г) крыло птицы и крыло стрекозы; д) колючки боярышника и колючки ежевики;

е) плавательный пузырь окуня и легкие ящерицы.

 

Аналогичные органы

 

Задание 3

Из приведенных примеров выберите рудименты и атавизмы (ответ оформите в виде таблицы):

а) многососковость у человека; б) трехпалость у лошади; в) остатки тазовых костей в

скелете китов и питонов;

г) крылышки у нелетающей птицы киви; д) отсутствие зубов у муравьеда; е) недоразвитие глаз у пещерной саламандры и крота; ж) наличие хвоста у человека.

 

Атавизмы

 

Задание 4 Определите какие органы изображены на рисунках. Аргументируйте свой ответ.

 

1. Видоизмененные конечности насекомых. 2. Крыло бабочки, птицы, летучей мыши.

 

3. Колючка-побег, лист, кора. 4. Видоизмененные побеги.

Задание 5 Объясните, почему гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы считаются доказательствами эволюции. (Учебник. Биология 11класс. (базовый уровень) Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. §3, с.18-19. §12, с.63, *дополнительная литература.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.