|
|||||||||
План работы.
27.10.2020 Физика Группа 263 1 курс Тема занятия: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» Вид занятия (тип урока):Лабораторная работа № 2
Для достижения цели занятия вам рекомендуется организовать самообразовательную деятельность, опираясь на предложенный план работы. План работы. 1. Запишите в тетрадь по образцу: Двадцать седьмое октября Лабораторная работа Тема: Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка Ход работы
2. Прочитайте теоретическую часть работы, указания к выполнению работы: Теоретическая часть работы. Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиуса R. При этом нить АВ, к которой прикреплен шарик, описывает поверхность прямого кругового конуса. На шарик действуют две силы: сила тяжести и натяжение нити (рис. а). Они создают центростремительное ускорение , направленное по радиусу к центру окружности. Модуль ускорения можно определить кинематически. Он равен: Для определения ускорения надо измерить радиус окружности и период обращения шарика по окружности. Центростремительное (нормальное) ускорение можно определить также, используя законы динамики. Согласно второму закону Ньютона . Разложим силу на составляющие и , направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх. Тогда второй закон Ньютона запишется следующим образом:
Направление координатных осей выберем так, как показано на рисунке б. В проекциях на ось О1У уравнение движения шарика примет вид: 0 = F2 — mg. Отсюда F2 = mg: составляющая уравновешивает силу тяжести , действующую на шарик. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на ось О1х: man = F1. Отсюда Модуль составляющей F1 можно определить различными способами. Во-первых, это можно сделать из подобия треугольников ОАВ и FBF1: Отсюда и Во-вторых, модуль составляющей F1 можно непосредственно измерить динамометром. Для этого оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу R окружности (рис. в), и определяем показание динамометра. При этом сила упругости пружины уравновешивает составляющую . Сопоставим все три выражения для аn:
, , и убедимся, что они близки между собой. В этой работе с наибольшей тщательностью следует измерять время. Для этого полезно отсчитывать возможно большее число оборотов маятника, уменьшая тем самым относительную погрешность. Взвешивать шарик с точностью, которую могут дать лабораторные весы, нет необходимости. Вполне достаточно взвешивать с точностью до 1 г. Высоту конуса и радиус окружности достаточно измерить с точностью до 1 см. При такой точности измерений относительные погрешности величин будут одного порядка. Указания к работе. 1. Определяем массу шарика на весах с точностью до 1 г. 2. Нить продеваем сквозь отверстие и зажимаем пробку в лапке штатива (рис. в). 3. Вычерчиваем на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измеряем радиус с точностью до 1 см. 4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности. 5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращаем маятник так, чтобы шарик описывал окружность, равную начерченной на бумаге. 6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает, к примеру, N = 50 оборотов. 7. Определяем высоту конического маятника. Для этого измеряем расстояние по вертикали от центра шарик; до точки подвеса. 8. Находим модуль центростремительного ускорение по формулам: и 9. Оттягиваем горизонтально расположенным динамо метром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измеряем модуль составляющей . Затем вычисляем ускорение по формуле . 10. Результаты измерений заносим в таблицу. Сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, сделать вывод:
3. Просмотрите видеоролик с экспериментом, перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=qMyQJSmDbws 4. Используя данные эксперимента со странички http://phys.shcool8.ru/labrab101.html , перенесите таблицу в тетрадь после слов «Ход работы» 5. Выполните расчеты и занесите их в тетрадь после таблицы 6. Запишите вывод в тетрадь
Домашнее задание 1. Проработать материал урока 2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы
Отсканированный вариант или файл WORD выполненных заданий урока, а так же возникшие вопросы присылайте преподавателю личным сообщением по адресу https://vk.com/id403066777 до 30.10.2020 Преподаватель Лисица Елена Петровна
|
|||||||||
|