|
|||
Группа №23. Всеобщая история. Урок №11.26.10. Группа №23. Всеобщая история. Урок №11. Тема урока: Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Цели: изучить наиболее значимые события в истории восточноевропейских стран в указанное время, определить общие и отличительные черты; План 1. Положение в странах Восточной Европы после Второй мировой войны. 2. Режимы «народной демократии» и установление социалистических режимов. 3. Кризисы режимов в 50-70-е годы. ЛЕКЦИЯ Начало строительства социализма. В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет коммунистов. Они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), руководили партизанской борьбой. В 1945 —1946 гг. во всех странах были приняты новые конституции, ликвидированы монархии, национализированы крупные предприятия, проведены аграрные реформы. Коммунисты призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные партии. Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» И. В. Сталин сделал ставку на ускорение преобразований. Это в значительной мере отвечало настроениям населения большинства стран. В строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей, создания справедливого общества. Немаловажно и то, что СССР оказывал восточноевропейским странам огромную материальную помощь. Восточноевропейские страны как под копирку повторяли опыт Советского Союза В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Югославии, а в 1946 г. — в Албании. На смену возникшим в 1944 — 1948 гг. коалиционным правительствам к власти приходили коммунисты. Еще в ноябре 1946 г. в Болгарии Г. Димитровым было сформировано коммунистическое правительство, а летом 1947 г. принята почти скопированная с советской конституция. В августе 1947 г. коммунисты победили на выборах в Венгрии. В декабре того же года румынский король Михай под давлением со стороны советского военного командования отрекся от престола и передал власть коммунистам. В феврале 1948 г. коммунистический режим был установлен в Чехословакии. На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши, который избрал президентом коммуниста Болеслава Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе массовых митингов добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре действующий президент Э. Бенеш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии Клемент Готвальд. К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовалась ГДР. В ряде стран сохранилась многопартийная система, но она была формальной. СЭВ и ОВД. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступили Албания, ГДР, Монголия и Республика Куба. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран — членов Совета. В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД). Ее создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора участники обязывались в случае вооруженного нападения оказывать немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск. Развитие стран народной демократии в 50 — 80-е гг. XX в. К середине 50-х гг. XX в. в результате ускоренной индустриализации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимущественное развитие тяжелой промышленности при незначительных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительских товаров вел к снижению уровня жизни. 1950-е годы: утверждение нового строя Политический строй стран Восточной Европы в конце 1940-х годов получил название народно-демократического, а затем — социалистического. В некоторых странах существовали многопартийные системы, в других (Албания, Венгрия, Румыния, Югославия) действовала только одна партия. Функционировали парламенты, сохранялся пост президента, но руководящая роль принадлежала коммунистическим партиям. Их программы определяли развитие всех сфер общества. Примером служил СССР. Выдвигались главные задачи: Индустриализация; Кооперирование сельского хозяйства; Культурная революция. В результате индустриализации большинство восточноевропейских стран из аграрных превратились в индустриально-аграрные. Главным образом развивалась тяжёлая промышленность. Успехи индустриализации оплачивались ценой напряжения всех ресурсов. Названные государства не получали экономической помощи по плану Маршалла. Одновременно подчёркивалась необходимость укреплять военную мощь в условиях противостояния Западу. Нередко задачи завышались и темпы строительства произвольно ускорялись. Из-за внимания к тяжёлой промышленности отставало производство предметов повседневного спроса. В кооперировании сельского хозяйства имелись отличные от советского опыта черты, учитывавшие национальные условия и традиции. В некоторых странах развивались несколько типов кооператива. Обобществление земли проводилось поэтапно. К концу 1950-х годов в сельском хозяйстве доля обобществлённого сектора превысила 90%. Исключение составляли Польша и Югославия, в которых преобладали частные крестьянские хозяйства. Перемены в области культуры определялись особенностями развития стран. В Албании, Польше, Румынии, Болгарии, Югославии первоочередной задачей являлась ликвидация неграмотности. В ГДР особые усилия требовались для преодоления последствий господства нацистской идеологии. Несомненным достижением стала демократизация образования. Противоречия и кризисы 1950-х годов Общий курс восточноевропейских стран, основывался на единой идеологии, партийной дисциплине, системе отношений в рамках ОВД и СЭВ. Но в 1948—1949 гг. между руководством СССР и Югославии произошёл конфликт, закончившийся разрывом отношений. Контакты восстановились только после смерти Сталина. Югославия за годы разрыва избрала свой путь развития. Утвердилась система общественного самоуправления. Было отменено централизованное управление хозяйством, расширялись функции предприятий по планированию и распределению фондов заработной платы. Повышалась роль местных органов власти. Смерть И. В. Сталина в марте 1953 г. породила надежды на политические перемены. Руководство ГДР провозгласило курс на укрепление правопорядка, а в области экономики — на увеличение выпуска товаров народного потребления. Однако повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г. В Берлине и других крупных городах начались митинги и демонстрации, в ходе которых выдвигались экономические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. Полиция ГДР с помощью советских войск подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Со стороны ФРГ в 1957 г. была введена доктрина, предусматривавшая разрыв отношений со странами, признавшими ГДР. В 1960 г. правительство ГДР ввело ограничения на посещение западными немцами Восточного Берлина, этим едва не было сорвано введение в действие торгового соглашения между ГДР и ФРГ. Высокий уровень жизни западных немцев, демократические права и свободы, реально существовавшие в ФРГ, побуждали бежать из ГДР тысячи граждан. В этих условиях было принято решение о закрытии границы. 13 августа 1961 г. началось строительство Берлинской стены, — зримого воплощения противостояния между двумя странами. Летом 1956 года в Польше начались выступления трудящихся. Рабочие в Познани объявили забастовку, в знак протеста против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с полицией и военными погибли несколько человек. События привели к смене руководства в Польской объединённой рабочей партии. 23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в Будапеште начала события, поставившие страну на грань гражданской войны. Причины кризиса в Венгрии: Выдвижение коммунистическими лидерами нереальных задач; Экономические и социальные трудности; Репрессивная политика руководства и др. Положение осложнялось борьбой в верхушке правившей Венгерской партии трудящихся между догматиками во главе с М. Ракоши и желавшими изменений в партийной политике с лидером И. Надь. Студенты требовали демократизации системы и экономических отношений. Собравшаяся толпа захватила радиокомитет и редакцию центральной партийной газеты. В городе появились вооружённые группы, которые нападали на сотрудников полиции. На следующий день были введены советские войска. При содействии руководства СССР было образовано новое правительство. 4 ноября выступление было подавлено. В уличных боях погибли 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведенной советскими спецслужбами, власть была передана коммунисту Яношу Кадару. В 60 — 70-х гг. XX в. Я. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении политических перемен. В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Экономические трудности совпали с призывами интеллигенции «совершенствовать социализм», придать ему «человеческое лицо». В 1968 г. компартия одобрила программу экономических преобразований и демократизации. Страну возглавил Александр Дубчек, сторонник реформ, но руководство КПСС и компартий восточноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно. Пять членов высшего звена КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «угрозу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши вошли в Чехословакию. Процесс реформирования был прерван. На рубеже 70 — 80-х гг. XX в. кризисные явления резко обозначились в Польше. Ухудшение положения населения вызвало забастовки, в ходе которых возник независимый от властей профсоюз «Солидарность» во главе с электриком Лехом Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал Войцех Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» продолжали действовать в подполье. Особый путь Югославии. В Югославии коммунисты, руководившие антифашистской борьбой, в 1945 г. взяли власть. Президентом страны стал их лидер хорват Иосип Броз Тито. Стремление Тито к самостоятельности привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сторонников Москвы. Советско-югославские отношения после смерти И. В. Сталина были нормализованы, однако Югославия продолжала идти по своему особому пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудовые коллективы через выборные советы рабочих. Ориентация на рыночные отношения привела к росту выпуска товаров широкого потребления. В сельском хозяйстве почти половину сектора составляли крестьяне-единоличники. Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в Федерацию. Во внешней политике Югославия придерживалась нейтралитета и стала одним из инициаторов создания Движения неприсоединения — влиятельной международной организации периода «холодной войны».
Д/з.§21 учебника «Всеобщая история» 11 класс и материалы видео проработать; Ответить на вопросы: 1. Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? - Какие преобразования они провели? 2. С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? - Как они были разрешены? 3. Как развивались восточноевропейские страны в 50 —80-е гг. XX в.? - В чем состоял особый путь Югославии? Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?
Список источников: 1. Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа.]; под ред. Искендерова А. А. – М.: Просвещение, 2016 – 304 с. 2.Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев ; под ред. А. О. Чубарьяна – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2016 – 287 с.
Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: nadejdaurutina@yandex.ua
|
|||
|