|
||||||||||||||||||||
Домашняя работа. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
Выполненные задания отправлять
24.10 Домашняя работа Поэт и общество ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ На этом занятии мы: - познакомимся со взглядами Михаила Юрьевича Лермонтова на назначение поэзии, - узнаем об идеале поэта, - сделаем попытку рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Пророк», «Родина», - будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Вы помните, что эти строки из произведения Пушкина, стихотворение называется «Пророк». А кого Пушкин считает пророком? Конечно, поэта! Назначение поэта - нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны? Значит, людям нужны поэт и поэзия? Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» или послушайте в исполнении Бориса Ветрова (видеоурок). ПРОРОК С тех пор как вечный судия Обратите внимание на последние 2 строфы. В этих строчках речь идет об отношении людей к поэту и поэзии. Если поэзия и поэты людям нужны, то почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? А почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Сам поэт дает нам исчерпывающий ответ. Посмотрите в текст, там есть ответ: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья. Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе. За это надо бить камнями? Да, люди злы, потому так и поступают. Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? В очах людей читаю я страницы злобы и порока. А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит. Поэт Отделкой золотой блистает мой кинжал;
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
В этом стихотворении 2 части: 1 часть - сюжетная. Рассказ о судьбе булата, служившего «наезднику» много лет, «не зная платы за услугу». 2 часть - горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта. Множество бытовых деталей: золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др. Они воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки. Наезднику в горах служил он много лет. А в чем предназначение поэта?(служить народу) Кинжал не выполняет своё назначение. Во что он превращен? Игрушкой золотой он блещет на стене. А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения? В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Своё утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Он перестаёт быть пророком. А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь? Кинжал острый - язык поэта острый, кинжал утратил назначенье - поэт тоже. Такой прием называется антитеза. У кинжала есть свой назначение, а когда он используется не по назначению прямому, он становится ……игрушкой, а когда поэт утрачивает своё назначение, он перестает быть …. Пророком. Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт? Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Покрытый ржавчиной презренья? Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт должен оставаться верным своему назначению. Прослеживается ли в данном стихотворении традиционный лермонтовский мотив поэта и толпы? Нет, лирический герой здесь не вдохновенный свыше поэт, чуждый толпе и не понимаемый ею, а выразитель народных дум, «могучие слова» которого жадно слушает «толпа». В этом контексте понятие «толпа» приобретает значение понятия «народ». Любовь к родине – тема многих произведений М. Лермонтова. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году за несколько месяцев до трагической гибели. В этом произведении усиливается интерес к народной России. Можно проследить ту самую противоречивость в отношении поэта к родине. С одной стороны, это презрение к «стране рабов», стране господ», а с другой, – признание в любви. РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! «Поэзия есть добродетель» В.А.Жуковский «Глаголом жги сердца людей» А.С.Пушкин Эти высказывания объединяет традиционная для русской литературы тема, посвященная осмыслению поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. И М.Ю.Лермонтов, как продолжатель русских литературных традиций, как выдающийся поэт не мог не обратиться к этой актуальной во все времена теме. ВЫВОД.1.Лермонтов отрицательно относится к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России, он не принимает поэзию, которая только воспевает "страдальческую любовь". С горечью признает Лермонтов, что его современники перестали понимать "простой и гордый язык" поэта. В стихотворениях о назначении поэта и поэзии звучат также мотивы одиночества, отчужденности от общества, которые находят отражение в одном из последних стихотворений - "Пророк" (1841 год), в котором поэт-пророк встречает враждебное отношение со стороны людей. С точки зрения Лермонтова, истинный поэт является пророком, то есть человеком, который может предвидеть свое будущее и будущее своей страны. 2. Есть противоречивость в отношении поэта к родине. С одной стороны, это презрение к «стране рабов», стране господ», а с другой, – признание в любви. В жизни мужицкой России видит высокий смысл и значение.
|
||||||||||||||||||||
|