Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Домашняя работа. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ



 

Выполненные задания отправлять
на электронную почту tilyuhina68@mail.ru,
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v,
Индивидуальные консультации, оценивание устных ответов по тел. 0721693268, 0950579315. Илюхина Татьяна Владимировна

Дата 26 октября 2020 г.
№ занятия по расписанию
Группа 1 аб
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану
Тема Поэт и общество
Источник информации 1. Тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!..». 2. Видеоурок Российской электронной школы Михаил Юрьевич Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк». «Родина» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3078/main/ 3.  Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Домашнее задание. Форма выполнения 1. Просмотреть видеоурок Российской электронной школы Михаил Юрьевич Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк». «Родина» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3078/main/ 2. Изучить теоретический материал для самостоятельного изучения. 3. ПИСЬМЕННО. В тетрадь записать ВЫВОД.
Срок предоставления выполненного задания 27 октября 2020 г.

 

24.10

Домашняя работа

Поэт и общество

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

На этом занятии мы:

- познакомимся со взглядами Михаила Юрьевича Лермонтова на назначение поэзии,

- узнаем об идеале поэта,

- сделаем попытку рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Пророк», «Родина»,

- будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Вы помните, что эти строки из произведения Пушкина, стихотворение называется «Пророк». А кого Пушкин считает пророком? Конечно, поэта!
Основное содержание занятия
1. Введение в тему поэта и поэзии
2. Стихотворение «Пророк»
3. Стихотворение «Поэт».
4. Два облика России в произведении «Родина».

Назначение поэта - нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны? Значит, людям нужны поэт и поэзия?

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» или послушайте в исполнении Бориса Ветрова (видеоурок).

ПРОРОК

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Обратите внимание на последние 2 строфы. В этих строчках речь идет об отношении людей к поэту и поэзии. Если поэзия и поэты людям нужны, то почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? А почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Сам поэт дает нам исчерпывающий ответ. Посмотрите в текст, там есть ответ:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья.

Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе. За это надо бить камнями? Да, люди злы, потому так и поступают. Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину?

В очах людей читаю я

страницы злобы и порока.

А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит.
Почему же пророк продолжает говорить правду? В этом его назначение.
Обратите внимание, как часто в тексте мы слышим слова Бог, вечный судия, Предвечный, божьей, божий глас. Почему они так часто встречаются? Да потому, что поэзия - Божий дар, поэт, он от Бога. Он будет говорить правду, несмотря ни на что, потому что в этом его предназначение, предназначение поэта.

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.


Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.


Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.


Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.


Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!


Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?


Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.


Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.


Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

В этом стихотворении 2 части: 1 часть - сюжетная. Рассказ о судьбе булата, служившего «наезднику» много лет, «не зная платы за услугу». 2 часть - горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта.
Здесь противопоставлены 2 образа: образ клинка и поэзии.

Множество бытовых деталей: золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др.

Они воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки.
Для чего предназначен кинжал?

Наезднику в горах служил он много лет.

А в чем предназначение поэта?(служить народу)

Кинжал не выполняет своё назначение. Во что он превращен?

Игрушкой золотой он блещет на стене.

А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения?

 В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

 Он перестаёт быть пророком.

А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь? Кинжал острый - язык поэта острый, кинжал утратил назначенье - поэт тоже. Такой прием называется антитеза.

У кинжала есть свой назначение, а когда он используется не по назначению прямому, он становится ……игрушкой, а когда поэт утрачивает своё назначение, он перестает быть …. Пророком.

Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт?

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт должен оставаться верным своему назначению.

Прослеживается ли в данном стихотворении традиционный лермонтовский мотив поэта и толпы? Нет, лирический герой здесь не вдохновенный свыше поэт, чуждый толпе и не понимаемый ею, а выразитель народных дум, «могучие слова» которого жадно слушает «толпа». В этом контексте понятие «толпа» приобретает значение понятия «народ».

Любовь к родине – тема многих произведений М. Лермонтова. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году за несколько месяцев до трагической гибели. В этом произведении усиливается интерес к народной России. Можно проследить ту самую противоречивость в отношении поэта к родине. С одной стороны, это презрение к «стране рабов», стране господ», а с другой, – признание в любви.

 РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
В стихотворении «Родина» 3 строфы, и каждая имеет свое значение. В 1 строфе показана Россия официальная в традиционных поэтических формулировках. 2 строфа - описание природы, просторов. В 3 строфе - тема русской деревни, высокая тема реализуется обычными словами. Лермонтов поэтизирует простое и будничное, т.к. в жизни мужицкой России видит высокий смысл и значение.

«Поэзия есть добродетель» В.А.Жуковский

«Глаголом жги сердца людей» А.С.Пушкин

Эти высказывания объединяет традиционная для русской литературы тема, посвященная осмыслению поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

И М.Ю.Лермонтов, как продолжатель русских литературных традиций, как выдающийся поэт не мог не обратиться к этой актуальной во все времена теме.

ВЫВОД.1.Лермонтов отрицательно относится к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России, он не принимает поэзию, которая только воспевает "страдальческую любовь". С горечью признает Лермонтов, что его современники перестали понимать "простой и гордый язык" поэта. В стихотворениях о назначении поэта и поэзии звучат также мотивы одиночества, отчужденности от общества, которые находят отражение в одном из последних стихотворений - "Пророк" (1841 год), в котором поэт-пророк встречает враждебное отношение со стороны людей. С точки зрения Лермонтова, истинный поэт является пророком, то есть человеком, который может предвидеть свое будущее и будущее своей страны.

2. Есть противоречивость в отношении поэта к родине. С одной стороны, это презрение к «стране рабов», стране господ», а с другой, – признание в любви. В жизни мужицкой России видит высокий смысл и значение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.