|
|||||
РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ
02.11.2020г. гр.3ТПС-4 Дисциплина Конструкция, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация подвижного состава (локомотивы) Преподаватель Самарский В.Т. Занятие № 41 Тема : Назначение и принцип работы реле боксования. Классификация систем защиты от боксования колёсных пар. Структурная схема действия реле боксования. Принципиальная схема включения катушек реле боксования. Цель дидактическая: обучить студентов, давая им систему теоретических знаний, а также практических умений и навыков; развивать мыслительные способности, их устную и письменную речь, память, воображение, навыки самоорганизации; содействовать воспитанию нравственных или эстетических убеждений, чувств, волевых и социально-значимых качеств Рассматриваемые вопросы: 1 Как машинист может прекратить начавшееся боксование? 2 На чём основан принцип работы реле боксования? 3 Роль тахометрического блока при угрозе боксования; 4 Какова роль МР-5 В регуляторе числа оборотов; 5 Роль реле РУ-2 при срабатывании РП-3 в случае глубокого боксования, или превышении допустимой конструкционной скорости.; 6 Роль блокировок РВ-2 в цепи ВШ; 7 Роль блокировок РУ-11, РУ-17 и РУ18 в цепи селективного узла; Учебный материал: Описание схемы, Схема тепловоза 2ТЭ116, учебник, Глава учебника в формате Word.
РЕЛЕ БОКСОВАНИЯ Боксование колесных пар тепловоза представляет собой крайне вредное явление. При боксовании резко снижается сила тяги локомотива, повышается износ бандажей колесных пар и рельсов, возникает искрение щеток тяговых электродвигателей и подгар их коллекторов. Якорь тягового электродвигателя боксующей колесной пары может разрушиться от действия чрезмерных центробежных сил.Естественно, что не следует допускать боксования колесных пар. Если же оно и возникло, то должно быть прекращено в кратчайший срок. Как устранить боксование, если оно началось? Для этого нужно на короткое время быстро уменьшить ток тяговых электродвигателей. При этом уменьшится сила, с которой двигатели вращают колесные пары тепловоза, боксование прекратится. Дальше нужно, не теряя времени, вновь увеличить ток и тяговое усилие тепловоза, чтобы не снижать скорости движения поезда.
Рис. 210. Блок реле боксования Реле боксования состоит из ярма, электромагнитной катушки, поворачивающегося вокруг своей оси якоря с двумя подвижными контактами в его верхней части. Нижний конец якоря оттягивается пружиной, при этом замыкается подвижный контакт с неподвижным задним контактом. Рис. 211. Схемы включения катушки реле боксования: Один конец катушки реле боксования РБ подсоединяется между тяговыми электродвигателями в точке b, другой — между двумя резисторами СРБ в точке с. Напряжение, подведенное к точкам a и d, где соединяются цепи тяговых двигателей и резисторов реле боксования, падает двумя равными частями на каждом из двигателей и на каждом из резисторов. Электрические потенциалы точек подключения зажимов катушки реле боксования будут одинаковы, и по катушке реле ток не проходит.
На тепловозах ТЭМ2, 2М62, 2ТЭ10Л размыкающие контакты реле боксования включены в цепь катушки контактора ВВ. При срабатывании реле боксования эти контакты разрывают цепь катушки контактора ВВ. Выключение контактора ВВ уменьшает ток обмотки возбуждения и мощность тягового генератора, что способствует прекращению боксования и отпусканию реле. Вновь включается контактор ВВ, увеличивая возбуждение и мощность до исходного уровня. Вследствие большой индуктивности обмоток возбудителя и тягового генератора периодическое выключение возбуждения возбудителя не вызывает резкого снижения силы тяги тепловоза, а лишь ее уменьшение. Замыкающие контакты реле боксования создают цепь питания звукового сигнала, предупреждающего машиниста о возникшем боксовании колесных пар. Другие контакты дополнительно включают сигнальную лампу на пульте машиниста. На тепловозах 2ТЭ116 и ТЭП70 реле боксования включается на выход схемы сравнения, которая состоит из диодов, включенных в 12 плеч. Плечи схемы сравнения подсоединены к минусовым щеткодержателям тяговых электродвигателей через вспомогательные контакты поездных контакторов П1...П6. При отсутствии боксования и приблизительно одинаковых токах в цепи электродвигателей ток на выходе схемы сравнения и в катушке реле боксования равен нулю. При возникновении боксования от одной до пяти колесных пар в схеме сравнения появляется уравнительный ток, который вызывает срабатывание реле боксования. На тепловозах 2ТЭ10М и 2ТЭ116 используется схема с тремя реле боксования. В начальный период боксования срабатывает реле РБ1, при более сильном боксовании - реле РБ2, а при боксовании в режиме ослабленного возбуждения - реле РБ3. Последовательно с катушкой реле РБ1 включен резистор СРБ1, последовательно с катушкой реле РБ2 - резисторы СРБ2 и СРБ3, а в цепь реле РБ3 - блокировочный контакт РУ16, которое получает питание при включении реле переходов. На всех локомотивах предпочтительно прекращать боксование автоматическим снижением силы тяги только боксующего двигателя или двигателей данной параллельной цепи, как это выполнено в системе поосного регулирования силы тяги.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОТИВОБОКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА На тепловозе 2ТЭ116 для защиты от боксования колесных пар применена схема измерения тока групп тяговых двигателей- с помощью четырех трансформаторов ТПТ1 - ТПТ4 с выделением максимального сигнала, который подается в селективный узел и обеспечивает динамическую жесткую характеристику тягового генератора. Жесткая динамическая характеристика позволяет задержать рост напряжения Г при некотором снижении его мощности, что бывает достаточно для прекращения боксования. При неблагоприятных условиях в работу вступает устройство обнаружения боксования и релейная защита. Устройство обнаружения боксования колесных пар тепловоза основано не принципе сравнения токов нагрузки каждого из шести ТЭД. В качестве сигналов используются величины падения напряжения на обмотках главных и дополнительных полюсов каждого ТЭД которые поступают на диодный мост блока сравнения БДС, где выделяются наибольший и наименьший из них. Разность потенциалов этих сигналов определяет величину тока через реле боксования РБ1 (796, 794) и РБ2 (798, 799), которые включены на выход моста блока БДС (794; 795). Реле боксования настроены таким образом, что первым включается РБ1, при более глубоком боксовании - РБ2. Для защиты от боксования при ослабленном магнитном поле тяговых двигателей контактом реле РУ16 (793, 792) на выход моста блока БДС подключается реле боксования повышенной чувствительности - РБЗ (792, 797). При включении реле РБ1 получает питание реле РУ17, которое своими контактами (1774, 1543) включает электромагнит МР5 «ОРЧОМ» (568; 1203) и вводит в селективный узел, дополнительный резистор ССУ2.5 (484, 472), ограничивающий напряжение главного генератора, что способствует прекращению боксования. Электромагнит МР5 выводит индуктивный датчик ИД ОРЧОМ на минимальный упор, что вызывает снижение мощности генератора. Кроме того; реле РУ17 включает реле РВ2 (1466, 1458), которое исключает возможность срабатывания контакторов ослабления магнитного поля ВШ1, ВШ2. При более глубоком боксовании следом за реле РБ1 включается реле РБ2. При включении реле РБ2 получают питание реле РУН (1423), РВ4 (1428, 1497), звуковой сигнал боксоваиия СБ. Реле РУ11 вводит в селективный узел дополнительный резистор ССБ1 (699, 700), который еще больше ограничивает величину напряжения тягового генератора. Посредством контактов реле РУ11 включается сигнальная лампа «Сброс нагрузки» боксующей секции (1317, 1763 или 1768). Реле РВ4 (692, 691) вводит в селективный узел дополнительный резистор ССБ2 (692, 693), что вызывает дополнительное снижение мощности тягового генераторе. По мере восстановления сцепления колес с рельсами уровни напряжения и мощности тягового генератора тоже восстанавливаются. При. этом мощность повышается постепенно как; за счет замедления отпадания рале РВ4, так и за счёт плавного догружения дизеля индуктивным датчиком ИД. Разблокируется цепь питания контакторов ВШ1, ВШ2. Действие защиты от боксования при срабатывании реле БРЗ на ослабленном поле аналогично рале РБ2. При аварийном возбуждении тягового генератора защита от боксования сводится к отключению контактами реле РУ17 (1618, 1619) катушки КАВ (1619, 1623). Это вызывает снижение уровня мощности тягового генератора. Действие описанной противобоксовониой системы эффективно при боксовании в том случае, когда хотя бы одна колесная пара из шести сохраняет нормальное сцепление с рельсами. При боксовании всех колесных пар, а также при превышении конструкционной скорости тепловоза, срабатывает дифференциальное реле РПЗ (651, 652), которое, воздействуя на реле РУ2, обеспечивает сброс нагрузки тягового генератора. Реле РПЗ включается в схему аналогично реле перехода на ослабленное поле РП1, РП2. Для предотвращения возможного боксования при трогании и разгоне поезда, а также при ухудшении сцепления колес с рельсами тумблером ТОБ «Ограничение боксования» (1277, 1278) включается реле РУ18, которое вводит своим контактом в селективный узел дополнительный резистор ССУ2.5 (484, 482). Последний, как отмечалось, ограничивает рост напряжения тягового генератора. Для обеспечения полного использования мощности дизеля при скорости 20 - 25 км/ч тумблер ТОБ необходимо отключить.
Учебник Тепловозы основы теории и конструкция – 2-е изд., испр. под редакцией доктора техн. наук В.Д.Кузьмича-М. «Транспорт»,1991г.: 353 с. Стр.269-284. Схема и её описание тепловоза 2ТЭ116.Прилагается глава учебника в формате Word. Обратная связь: выполненные задания, вопросы отправляем в комментариях или личные сообщения преподавателю или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru
|
|||||
|