Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 2.7.  Предмет: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



 №-31. Урок 2.7.             Предмет: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 

РАЗДЕЛ №-2. «СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ФИЛОСОФИИ»

ТЕМА: «ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Фундаментальные концепции.

2.История западноевропейской философии.

3.Философский анализ бытия.

ЛЕКЦИЯ:

          1. Онтология – учение о бытии относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, – все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира. И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХУП веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей. Если рассматривать понятие «бытие» в его самой широкой и непосредственной трактовке («быть» значит «существовать»), то категория бытия выступает как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть, о различных типах существования явлений, имеющих специфические закономерности функционирования и развития. В философском анализе бытия используются различные типы его классификации. Во-первых, все виды бытия можно подразделить на бытие природных явлений и процессов(живых и неживых),социальное бытие (общественные явления и процессы) и бытие человека как особого явления в мироздании. Во-вторых, целесообразно различать: 1. объективное бытие (объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п. 2. субъективное бытие (субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. Субъективное бытие как реальность существует только в сознании субъекта; умение различать эти два вида реальности, не путать вымысел, фантазию, галлюцинацию с действительностью – признак достаточно высокого уровня интеллектуального развития субъекта и его «вменяемости» (маленькие дети и лица, страдающие некоторыми видами «душевного» расстройства, не всегда способны это сделать).

           2. В истории западноевропейской философии, начиная с Платона, идет традиция различать в мире материальное бытие и «идеальное» бытие, называемое также «духовным», то есть, нематериальным. Платон, как известно, наделил духовное бытие самостоятельным, независимым от материального существования. Эта традиция сохранилась в религиозной философии (бытие Бога как духовной реальности) и в объективном идеализме (например, Абсолютная Идея в гегелевской онтологии). В материалистических концепциях, отрицающих существование сверхчеловеческой духовной реальности, понятия «материальное и идеальное» бытие зачастую трактуются как синонимы понятий «объективное и субъективное» бытие. При этом подчеркивается, что между объективным (материальным) и субъективным (идеальным) видами бытия существует тесная взаимосвязь: 1. с одной стороны, субъективное, идеальное бытие – («внутренний мир» человека) возникает как результат отражения в его сознании объективного бытия предметов и явлений материального мира; 2. с другой стороны, субъективное (идеальное) бытие человеческого «внутреннего мира» объективируется в человеческой деятельности, в предметах и явлениях культуры. Человек воплощает в материю слов, звуков, красок, мрамора и т.д. свои мысли, чувства, настроения. Любое материальное явление, возникшее не естественным путем, а созданное человеком, от высших произведений искусства до тривиальной ямы в саду, содержит в себе элемент субъективности, идеальности в виде замысла, идеи, цели и т.п. Не случайно, стоя перед знаменитым «черным квадратом» Малевича, зрители задаются вопросом: «Что он хотел этим сказать?», признавая, тем самым, наличие в картине, помимо материального холста и красок, некой мысли, скрытого (нематериального) содержания.

           3.  Философский анализ бытия не сводится только к выявлению специфических видов бытия и установлению отношений и связей между ними. Не менее важной для онтологии всегда была проблема сущности бытия. Уже мыслители древности, стремясь найти за изменчивым чувственно-воспринимаемым многообразием окружающего нас мира нечто общее и более устойчивое, поставили вопрос о «истинном бытии» («истинно сущем»). Именно тогда сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции». «Чистое бытие», – это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Такой подход к сущности бытия впервые появился в элейской философии, в частности, у Парменида, который одним из первых начал оперировать философскими категориями максимальной степени общности – «бытие» и «небытие». «Истинное бытие» в учении Парменида – едино, неделимо, однородно, словом, о нем ничего нельзя сказать конкретного, кроме того, что оно существует. Понятие «чистого бытия» играет немалую роль и в онтологии Гегеля, но лишь как исходный пункт развития Абсолютной Идеи, которая в дальнейшем наполняется конкретным содержанием в сфере природы и в общественно-историческом процессе. Следует отметить, что в истории философской мысли концепция «чистого бытия» на получила особого развития. Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель «чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира. Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выписать основные даты темы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.