Источники самообразования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 16»
Ново-Савиновского района г. Казани
Индивидуальный план самообразования
учителя-дефектолога Орешниковой Людмилы Алексеевны
на 2020-2025 учебные года
по теме:
«Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ДЦП»
2020 год
Общие сведения об учителе-дефектологе:
Ф.И.О.: Орешникова Людмила Алексеевна
Год рождения: 1973 г.р.
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 16»
Должность: учитель-дефектолог
Педагогический стаж: с 2005 года
Стаж в данной должности: с 2013 года
Образование: высшее.
Тема самообразования: «Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ДЦП»
Период работы над темой: с 2020по 2025 гг.
Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП посредством использования информационных коммуникативных технологий.
Задачи:
- изучить методическую литературу, интернет – ресурсы, познакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов по данной теме.
- освоить новые подходы к организации коррекционного процесса с использованием информационных коммуникативных технологий;
- создать презентации, интерактивные игры с учетом образовательных потребностей детей с ДЦП;
- подобрать методики обследования, критерии оценок;
- разработать планирование коррекционной работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;
- разработать конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП с использованием информационных коммуникативных технологий;
-апробировать на практике применения информационных коммуникативных технологи;,
- анализ эффективности применения информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП;
-распространить опыт среди коллег: участие в педсоветах, в работе районных МО учителей-дефектологов, семинарах-практикумах слушателей курсов повышения квалификации, студентов;
- систематизировать опыт работы с детьми по развитию познавательных процессов с использованием ИКТ в виде медиатеки;
- участвовать в профессиональных Международных, Республиканских конкурсах;
- разработать методические рекомендации;
- публикации в сборниках научных трудов Международных научно-практических конференциях.
Ожидаемые результаты:
· повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в работе с детьми с ДЦП с применением информационных коммуникативных технологий;
· разработка конспектов занятий, презентаций, интерактивных игр и т.д направленных на развитие и коррекцию познавательных процессов детей с ДЦП, с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала,
· разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
· доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
· продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Формы самообразования:
1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-дефектологов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Источники самообразования
· Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
· Интернет - ресурсы;
· Медиа - информация на различных носителях;
· Открытые занятия и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.
Этапы реализации
Сроки
| Задачи
| Содержание работы
| Подготовительный
2020-2021учебный год
| 1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Использование ресурсы Интернета для ознакомления с передовым опытом и наработками других педагогов по данной теме.
| · А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.
· Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
· Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004. 4.
· Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц , Москва, 2008.
· Микляева Н. В. Интерактивная педагогика в детском саду, Москва, «Сфера» 2012
· Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
· Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
· Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”, М., 2003, № 3, 67-76с.
· М. М. Киселева, В. В. Евдокимова, Е. Н. Медведева
· Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании лиц с детским церебральным параличом . Интернет-ресурс: cyberleninka.ru
Изучение материалов на сайтах:
- Детский портал "Солнышко"
- Журнал"Дефектология" uchkopilka.ru ; doshkolnik.ru.
| Организационный
2021-2022 учебный год
| 1. Разработка перспективных и тематических планов
2. Подбор диагностического инструментария.
3. Создание презентаций, интерактивных
4. Разработка конспектов
| · Разработка перспективного плана работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год
· Подбор методики обследования, критерий оценок;
· Разработка планирования коррекционной работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;
· Создание презентаций, интерактивных игр с учетом образовательных потребностей детей с ДЦП;
· Разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП с использованием информационных коммуникативных технологий
| Практический
2022-2024 учебный год
| 1. Апробация на практике применения информационных коммуникативных технологий.
2. Использование платформ для проведения дистанционных занятий
| · Проведение первичного обследования развития познавательных процессов детей с ДЦП групп компенсирующей направленности
· Планирование индивидуальной работы с детьми групп компенсирующей направленности по развитию развития познавательных процессов детей
· Проведение коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов детей с ДЦП группы компенсирующей направленности, с использованием ИКТ
· Проведение промежуточного и итогового обследования развития познавательных процессов детей с ДЦП групп компенсирующей направленности с целью отслеживания результата работы
· Анализ результатов обследования
| Аналитический
(Обобщение опыта работы)
2024-2025
учебный год
| 1. Анализ созданных коррекционных условий для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.
2. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала с целью распространение опыта работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне
| · Обработка данных обследования развитию развития познавательных процессов детей с ДЦП за два учебных года, соотнесение результатов с поставленными целями
· Анализ эффективности применения информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП
· Распространение опыта работы на федеральном, республиканском, муниципальном уровне
· Создание медиатеки коррекционно-развивающих презентаций, интерактивных игр
· На основе изученных методических источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному применению информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП для родителей и педагогов
· Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования
|
|