|
||||||||||||
Перспективный план наблюдений на экологической тропеПерспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе
Сентябрь | 1. | Наблюдение за цветами, растущими на клумбе | Формировать представление детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются. | Колокольчик и левкой, георгин – шар золотой, Василек, ромашка, астра, ландыш с запахом прекрасным, Хорошо запомни ты, как называются цветы. | Сбор семян цветов, заготовка земли на зиму, для посадки рассады. | |||||||
2. | Наблюдение за подорожником | познакомить детей с растением подорожник, рассмотреть строение, рассказать детям о лечебных свойствах подорожника и о том, где его можно увидеть; развивать мышление, речь детей, воспитывать бережное отношение к растениям. | Вот листок растет какой – Весь в прожилках, небольшой. Будто нитками прошит – Подорожник Айболит! Хоть и топчут его ноги – Не уходит он с дороги! По нему бегут, шагают И совсем не замечают! А напрасно! Лист полезный – Лечит многие болезни. | Сбор информации о лекарственных растениях, рассматривание открыток, иллюстраций. | ||||||||
3. | Наблюдение за берёзой | Продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев. воспитывать желание любоваться красотой дерева. | Стоят столбы белые, на них шапки зелёные, Летом мохнатые, осенью желтоватые. (Берёза) | Сбор и засушивание красивых листьев для поделок. | ||||||||
4. | Наблюдение за воробьём | Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей. | Маленький мальчишка, в сером армячишке, По двору гуляет, крошки собирает. (Воробей) | Сбор семян деревьев. | ||||||||
5. | Наблюдение за листопадом | Познакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе. | Золотые тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем. (Осень) Падают, падают листья, В нашем саду-листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят. | Сбор разноцветных листьев. Выкладывание из природного материала силуэтов на песке. | ||||||||
6. | Наблюдение за вороной | Расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. | Хромая старая ворона Давно живёт в саду моём. В густых зелёных ветках клёна Она построила свой дом. | Рассматривание энциклопедий, открыток, подбор иллюстраций. | ||||||||
7. | Целевая прогулка по территории детского сада | Познакомить детей с характерными признаками осени, самостоятельно находить их. Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. | По лесным тропинкам ходит – бродит осень. Сколько свежих шишек у зелёных сосен! И листок берёзы золотистой пчёлкой Вьётся и играет над зелёной ёлкой | Выкопать на клумбе цветок и пересадить в ящик для дальнейшего наблюдения в группе. | ||||||||
8. | Наблюдение за птицами | Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах. | Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в тёплые края. | Сбор семян деревьев. Разучивание поговорки: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». | ||||||||
9. | Рассматривание осенних листьев, плодов, семян | Уточнить и систематизировать представления детей о состоянии растений осенью. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. | Утром мы во двор идём Листья сыплются дождём Под ногами шелестят И летят, летят, летят. | Сбор природного материала (шишки, семена…) | ||||||||
10. | Наблюдение за рябиной и сосной | Продолжать формировать представления о том, что не все деревья сбрасывают листья осенью. Продолжать развивать наблюдательность и интерес к окружающей природе. | Весной зеленела Летом загорела. Осенью кораллы Красные одела. (Рябинка) | Лепка «Ягоды рябины» | ||||||||
11. | Наблюдение за осенними работами на огороде | закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | Мы идём копать картошку, Огурцов сорвём немножко, Снимем с грядки помидоры, И горошек у забора, Выдернем чеснок и репу, Будут овощи к обеду. | Аппликация «Заюшкин огород». Засыпание листьями цветочных клумб и грядок. | ||||||||
12. | Наблюдение за сорокой | обогащать знания о жизни птиц ранней осенью. | Бела, как снег, Черна, как жук, Вертится, как бес, Повернулась — и в лес. (Сорока) | Рассказывание потешки «Сорока-ворона кашу варила…» | ||||||||
Октябрь | 1. | Наблюдение за перелётными птицами | Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах. | Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в тёплые края. | Чистка кормушки от мусора. | |||||||
2. | Наблюдение за увядшими растениями | Уточнить названия цветов, представление о том, что растения изменяются (растут, цветут, пока много света и тепла, а увядают. Когда тепла становится меньше..) Продолжать формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано. | Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. | Уборка сухой ботвы на клумбе. Беседа «Что нам осень принесла?» | ||||||||
3. | Наблюдение за воробьями | Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья. Воспитывать наблюдательность, внимание. | Воробей по лужице Прыгает и кружится. Пёрышки взъерошены, Хвостик распустил | Насыпать корм для птиц в кормушку. | ||||||||
4. | Наблюдение за рябиной | Познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды, рассмотреть её яркий, осенний наряд. | У рябины листопад- Под ветвями листьев клад. Облетели листья, но остались Кисти-красные, яркие- Снегирям подарки. | Рисование «Гроздь рябины» | ||||||||
5. | Рассматривание осеннего дерева | Формировать знания об основных частях дерева, их высоте, толщине. | Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят, Лишь в бору мохнаты ели Зелень мрачную хранят. | Составление рассказов «Осень наступила». | ||||||||
6. | Наблюдение за листопадом | Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад». | Летают, кружатся, На землю ложатся. С земли не встают И тут пропадут. | Сгребание опавших листьев, укрывание ими корней деревьев. | ||||||||
7. | Рассматривание веточек дерева | Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам. Развивать умение сравнивать. | Октябрь уж наступил- Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей… | Сбор природного материала для поделок. | ||||||||
8. | Наблюдение за деревьями | Познакомить детей с названиями и внешним видом деревьев, с особенностями их развития в осенний период. Различать по форме и окраске. | Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят. Лишь в бору мохнаты ели Зелень мрачную хранят. | Сбор листьев для гербария. | ||||||||
9. | Наблюдение за вороной | Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелётные. | На суку сижу, Кар-кар! — кричу. (Ворона) | Разучивание стихотворения о вороне | ||||||||
10. | Наблюдение за берёзой | Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. | Если б дали березе расческу, Изменила б березка прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди. И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косички. | Художественное творчество - рисование берёзы | ||||||||
11. | Наблюдение за птицами | Учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. | Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей. | Аппликация из листьев «Птица» | ||||||||
12. | Наблюдение за сорокой | Формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. | Всюду я летаю, Все на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу. Может быть, меня за это И зовут лесной газетой. | Просмотр мультфильма «Сорока-ворона кашу варила…» | ||||||||
13. | Прогулка в осенний парк | Формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе. | Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот, В огороде листик вишни На дорожку упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая — куст малины В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их покроет тень, Станет пасмурной река — Третья верная примета. Осень бродит близко где-то. Ранним утром на поляны Лягут белые туманы, А потом уж жди не жди — Моросящие дожди Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень. | Изготовление поделок из овощей. Беседа «Нужно ли человеку готовится к зиме?» | ||||||||
14. | Наблюдение за сосной | Знакомить с особенностью сосны, по которым её легко выделить среди других деревьев. | Сладко пахнут сосновой смолой. Разогретые тёмные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. | Поделка «Ёжик» с использованием сосновых иголок | ||||||||
Ноябрь | 1. | Наблюдение за деревьями | Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева. | Что ты знаешь о деревьях? Есть у них могучий ствол, Ветви, веточки и листья Ветер в кроне их нашёл… | Рисование «Деревья поздней осенью» | |||||||
2. | Наблюдение за сосной (хвойными деревьями) | Закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам; знакомить с особенностями хвойных растений, по которым их легко выделить среди других деревьев. | Елочка – короткая иголочка. Сосна – игла длинна. | Беседа «Ель и сосна – верные помощницы человеку» (о пользе и лечебных свойствах). Ароматерапия с использованием масла хвойного дерева. | ||||||||
3. | Наблюдение за берёзой и рябиной осенью | Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев. | А на дереве – рябинке Грозди алые висят. Эти ягодки на зиму Птички малые съедят. | Сгребание снега к стволам деревьев. | ||||||||
4. | Наблюдение за вороной | Закрепить знания детей о вороне. Вспомнить, что вороны - зимующие птицы. | ВОРОНЬЯ КРИЧАЛКА Прилетели в лес вороны, Закричали по-вороньи: — Каррр-каррр-карррр-карррр! Прикатили солнца шарррр! | Изготовление самодельных кормушек | ||||||||
5. | Наблюдение за птицами | Уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции. | Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) | Закрепление кормушек на деревьях, кормление птиц хлебными крошками. | ||||||||
6. | Наблюдение за кустарниками | Формировать представление об основных частях кустарника. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Красную ягоду дала мне рябина. Думал я, сладкая, А она как хина. | Приготовление корма для птиц. Оформление гербария с листьями. | ||||||||
7. | Наблюдение за птицами у кормушки | Продолжать наблюдение за птицами, их повадками. Сравнить воробья и синичку. | Воробей над кормом Прыгает, кружится, Пёрышки взъерошены, Хвостик распушился. | Беседа «Как помочь птицам зимой». Кормление птиц | ||||||||
8. | Наблюдение за воробьём | Закрепить знание детей о птицах: название, части тела, питание. Формировать знания о повадках птиц. | Чик-чирик! С ветки прыг! Клюй, не робей. Кто это? (Воробей) | Чистка кормушки. | ||||||||
9. | Наблюдение за рябиной | Закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года. | Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад, А яркие гроздья рябины Всё также, свисая, горят. | Изготовление поделок из природного материала с использованием ягод рябины. | ||||||||
10. | Наблюдение за сорокой | Расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада. | Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) | Подбор материала о сороке (стихи, загадки, рассказы). | ||||||||
11. | Прогулка в осенний парк | Закреплять знания об осенних месяцах, сезонных изменениях; воспитывать любовь к природе. | Летел пан, На воду пал, Сам не тонет И воды не мутит. (Лист) Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает. Одним проходу не дает, Других он прогоняет. (Ветер) | Коллективная аппликация «Деревья осенью» | ||||||||
12. | Наблюдение за синичкой | Расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах. | Синичка кричит «синь-синь-синь». Угадай, какая птица — Бойкая, задорная, Ловкая, проворная? Звонко телькает: «Тель-тель! Как хорош осенний день!» | Подбор загадок о птицах. | ||||||||
Декабрь | 1. | Наблюдение за синицей | Закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Маленькая птичка- Желтогрудая синичка, По двору гуляет, Крохи собирает. | Подкормка птиц. Развешивание кусочков сала на нитке для синичек | |||||||
2. | Наблюдение за рябиной | Закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года. | Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина) | Сгребание снега на корни деревьев. | ||||||||
3. | Наблюдение за птицами у кормушки | Углублять знания о жизни птиц в зимний период. Развивать умение и желание помогать им | Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся как домой стайки на крыльцо. | Составление рассказа «Птицы у кормушки» | ||||||||
4. | Наблюдение за деревьями зимой | Формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе. | Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужею злою. | Рассматривание альбома с гербарием из собранных осенью листьев. | ||||||||
5. | Наблюдение за зимующими птицами | Закрепить знание детей о зимующих птицах. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Сформировать желание заботиться о живых существах. | Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. | Оформление альбома «Зимующие птицы». Чистка кормушек | ||||||||
6. | Обзорная экскурсия по участку детского сада | Уточнить и систематизировать представления детей о признаках наступившей зимы. | Идёт волшебница- зима, Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов… | Кормление птиц | ||||||||
7. | Экскурсия в парк зимой | Углубить представления детей о типичном состоянии природы зимой, учить видеть красоту зимнего убора земли. | Вот и мороз, забыта осень Затих, застыл наш зимний лес. Под низкой крышею небес Деревья спят, одежды сбросив. | Расчистка дорожек от снега. Беседа «Почему люди зимой не мерзнут?» | ||||||||
8. | Наблюдение за березой и рябиной | Формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе. | ТЫ ЧЕГО СКРИПИШЬ, БЕРЁЗА? — Ты чего скрипишь, берёза? — Стынут корни от мороза. — Ты чего вся побелела? Прячешь ветки в кружева? — Я совсем заледенела... Но не бойся... я жива... | Украшение деревьев разноцветными льдинками | ||||||||
9. | Наблюдение за вороной | Продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них. | Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, И зовут ее ... (Ворона) | Игра-тренажёр «Узнай птицу по силуэту» | ||||||||
10. | Наблюдение за сосной | Формировать у детей представление о хвойных, их красоте. | Мне елку купили, мне елку купили! Ее на опушке в лесу не рубили, А сделали ёлку на добром заводе, Хорошие дяди, веселые тети! Скорей приходите, скорей поглядите На ёлку из тонких серебряных нитей, Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень, и она зазвенит еле слышно. А ёлка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели, Соседке живой и не спиленной ели. | Сгребание снега к стволам деревьев. Украсить искусственную ель | ||||||||
11. | Наблюдение за птичьими следами на снегу | Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание. | Всё вертится, суетится, Ей на месте не сидится, Это бойкая... (Синица) | Рассматривание иллюстраций с изображением следов птиц и животных | ||||||||
Январь | 1. | Наблюдение за зимующими птицами | Закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах. | На дворе морозище Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна не скоро. | Слушание записей с пением разных птиц. | |||||||
2. | Наблюдение за елью зимой | Учить узнавать ель, рассказать о её характерных особенностях. | Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт. А в иголках круглый год. | Дидактическая игра-опыт «Иней на ветках» (В концентрированный соляной раствор, опустить в него небольшие ветки ели и сосны. Поставить эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дать им высохнуть. На ветках образуются кристаллы соли.) | ||||||||
3. | Наблюдение за синичкой | Закрепить представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Синица расписная Свистит не уставая. | Развешивание на деревьях кусочков сала для синичек | ||||||||
4. | Прогулка в парк | Полюбоваться красотой заснеженных деревьев, закрепить понятия «дерево, кустарник» воспитывать любовь к природе. | Зима спешит, хлопочет, укутала в снега Все кочки и пенечки, скамейки и стога. Белеют рукавицы на веточках берез, чтоб им не простудиться, Чтоб выдержать мороз. Зима велела дубу накинуть пышный мех, На ель надела шубу, тепло укрыла всех. | Беседа «Живые ли деревья зимой?» Кормление птиц | ||||||||
5. | Целевая прогулка по территории детского сада | Познакомить детей с характерными признаками зимы, самостоятельно находить их. Уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в жизни растений. | Ну-ка в руки снежный ком, будем строить снежный дом Мы польем его водой дом наш будет ледяной. Ком за комом кладем, вырастает снежный дом. | Обсуждение и разучивание пословицы:«Белее зима – зеленее лето». | ||||||||
6. | Наблюдение за вороной | Продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них. | Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона-это... (Ворона) | Расчистка дорожек от снега. | ||||||||
7. | Наблюдение за сорокой | Вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание), и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам. | Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее... (Сорока) | Рассматривание открыток, подбор иллюстраций. | ||||||||
8. | Наблюдение за рябиной | Продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов. | Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) | Сгребание снега к кустам и деревьям. | ||||||||
9. | Наблюдение за зимующими птицами (воробьями) | Расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них. | Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. | Чистка кормушек от снега. | ||||||||
10. | Наблюдение за берёзой | Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, отметить, что она сбросила листву на зиму, объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. | Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза) | Рисование палочками на снегу | ||||||||
Февраль | 1. | Наблюдение за воробьями | Расширять представления детей о внешнем виде воробья, его повадках, среде обитания. Воспитывать заботу о зимующих птицах. | Воробушки игривые, как детки сиротливые, Прижались у окна. | Кормление птиц | |||||||
2. | Наблюдение за птичьими следами на снегу | Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме. | Маленькие ножки Бежали по дорожке… | Чистка кормушек от снега. | ||||||||
3. | Наблюдение за птицами зимой | Отметить, что с наступлением холодов, на участок стало прилетать больше птиц, чем было осенью. Рассмотреть, какие птицы прилетают. | Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замёрзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. | Слушание голосов птиц. Подкормка птиц. | ||||||||
4. | Наблюдение за синичкой | Знакомить с синичкой, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. | Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. | Подкормка птиц. | ||||||||
5. | Наблюдение за изменениями на участке | Сформировать у детей представление о зиме. Учить наблюдать за изменениями вокруг нас. | Мороз и солнце- День чудесный… | Расчистка участка от снега. | ||||||||
6. | Рассматривание веток деревьев и кустарников | Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам (форма, цвет, величина). Развивать умение сравнивать. | Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна. Словно белою косынкой повязалась сосна | Беседа «О чем грустит растение?» | ||||||||
7. | Рассматривание веток тополя и берёзы с распустившимися листьями (в группе) | Закрепить знания детей о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зелёные листья. | Вскрываются почки, как реки, Такая стоит трескотня….. | Разучивание пословицы:«Солнце летом греет – зимой морозит» | ||||||||
8. | Наблюдение за снегирями | Расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей. | Подойду поближе к ней — И глазам не верится. Стайка алых снегирей Облепила деревце! | Беседа «Кто весной возвращается домой?» (беседа о перелетных птицах). | ||||||||
9. | Наблюдение за сосной | Закреплять знания детей об особенностях сосны, умение легко выделить среди других деревьев. | Её всегда в лесу найдёшь – Пойдёшь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. | Физминутка «Сосна». | ||||||||
Март
| 1. | Наблюдение за птицами у кормушки | Закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде. Вызывать желание заботиться о птицах. | Возвращаются певцы, Наши старые жильцы. Носят, носят в домики, Птицы по соломинке… | Уборка мусора на участке. | |||||||
2. | Наблюдение за рябиной | Расширять знания детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | Эти камушки рубиновые И ягодки рябиновые На холмах и на равнинах Одевают кисти на рябинах | Сбор поломанных веток на участке. | ||||||||
3. | Целевая прогулка по территории детского сада | Закреплять знания о времени года. Обратить внимание детей на приметы весны: яркое солнце, голубое небо, белые облака. | Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) | Уборка территории. | ||||||||
4. | Наблюдение за грачом | Установить связь между изменениями природных условий и прилётом птиц. Формировать представления о размножении птиц. | Чёрный, проворный, Кричит: «Крак!» Всем червякам враг. (Грач) | Создание правил поведения в природе. | ||||||||
5. | Наблюдение за голубями | Расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания; формировать реальные представления о жизни птиц. | Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон. | Слушание голосов птиц. | ||||||||
6. | Наблюдение за деревьями весной | Уточнить представление об основных частях дерева: ствол, ветви, почки, листья, корни. Формировать представление о том, что дерево живое, оно растёт, набухли почки, проклёвываются листочки. | Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы Развесила с тонких ветвей. | Сбор сухих листьев, веток. | ||||||||
7. | Наблюдение за таянием снега возле берёзы | Формировать представление об изменении снега под влиянием тепла: тает, появляются лужи и т.д. | К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. | Беседа «Почему весной бывают наводнения?» | ||||||||
8. | Наблюдение за воробьём | Продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память. | Угадайте, что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится — Собирает крошки, А потом на ветку — прыг И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей) | Расчистка участка от снега. | ||||||||
Апрель | 1. | Наблюдение за перелётными птицами | Расширять представления детей о перелётных птицах. | Возвращаются скворцы- Наши старые жильцы, Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся… | Собрать кормушки, почистить | |||||||
2. | Наблюдение за растениями и кустарниками | Закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник - живое существо. Воспитывать бережное отношение к природе. | Вчера крыжовник весь светился- Он был корявый и смешной. А нынче сразу распустился, Стоит под зеленью сплошной. | Уборка участка от прошлогодней листвы. | ||||||||
3. | Наблюдение за сосной | Формировать у детей представление о том, как весной из семечка появляется росток, как он превратится в большое дерево. | Её всегда в лесу найдёшь – Пойдёшь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. | Уборка участка от прошлогодней листвы. | ||||||||
4. | Наблюдение за тополем весной | Расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки. | Эти маленькие почки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна | Уборка участка от прошлогодней листвы. | ||||||||
5. | Наблюдение за проталинами и весенней травой | Обратить внимание детей на проталины, там уже появилась первая травка, предложить провести ладошкой по траве – она мягкая. | Травка-муравка Со сна поднялась… | Скалывать снег, где он ещё лежит. Беседа «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед). | ||||||||
7. | Наблюдение за птицами | Познакомить с жизнью птиц весной. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. | Возвращаются певцы, Наши старые жильцы. От невидимых лучей, Побежал с горы ручей… | Повесить скворечник | ||||||||
6. | Наблюдение за берёзой | Вспомнить, как выглядит береза, спросить, почему её называют белоствольной. Воспитывать бережное отношение к природе. | Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза раскудрявая! | Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с изображением берёзы | ||||||||
8. | Наблюдение за набуханием почек на деревьях | Уточнить представление об основных частях дерева, формировать представления о том, что дерево живое, оно растёт, о том, что набухли почки, проклёвываются первые листочки. | Эти маленькие почки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна | Обкапывать кусты, деревья | ||||||||
9. | Наблюдение за первыми листочками на деревьях | Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Рассмотреть появившиеся листочки. | Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнцу, Не поймут со сна… | Очищать песок от мусора. | ||||||||
10. | Наблюдение за цветением деревьев и кустарников | Познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | Залит солнцем день весенний, И сквозь окна светлые Смотрят в сад кусты сирени Тучкой фиолетовой. | Помочь дворнику убрать дорожки | ||||||||
11. | Наблюдение за сорокой | Расширять представления о весне и поведении птиц в это время года; обогащать знания новыми словами, понятиями. | У сороки дел немало. Целый день она порхала От веранды к огороду, Стрекотала про погоду: «Будет дождь, дождь, дождь... Просто дрожь, дрожь, дрожь...» Поклевала хлебных крошек, Погоняла вредных мошек, За сараем на шестке Отдохнула в холодке. | Оригами «Птичка» | ||||||||
12. | Наблюдение за вороной | Продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них. | ВОРОНЬЯ КРИЧАЛКА Прилетели в лес вороны, Закричали по-вороньи: — Каррр-каррр-карррр-карррр! Прикатили солнца шарррр! | Раскрашивание птиц в раскрасках. | ||||||||
13. | Наблюдение за цветником | Закреплять знания о цветнике; воспитывать желание ухаживать за клумбой. | ЛАНДЫШИ Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья по ветру парят, Веселых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят. Пусть дуют ветры прокаленные, И дождик хлещет на цветок, Но лес зелеными ладонями Прикрыл дрожащий огонек. | Приведение в порядок цветника, взрыхлить землю, подготовить клумбу к посадке рассады цветов | ||||||||
Май | 1. | Наблюдение за птицами | Расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. | Кто приклеил майским днём Рукавичку под окном, Поселил в неё жильцов- Непоседливых птенцов? (Ласточка) Начинается считалка: На дорогу села галка Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. | Уборка территории. Выучить считалку | |||||||
2. | Наблюдение за проклюнувшимися почками березы | Знакомство с третьей победой весны над зимой. Развивать обанятельтную память детей. | Я, раскрывая почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (Весна) | Перекапывание земли на клумбе. Нюхание листьев и почек березы. | ||||||||
3. | Наблюдение за деревьями и кустарниками | Закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник- живое существо. Воспитывать бережное отношение к природе. | Солнце дарит всем весну, Вытаяли стёжки. Я за пазухой несу Вербины серёжки. | Очистить участок от веточек | ||||||||
4. | Наблюдение за подорожником | Продолжать знакомить детей с подорожником, закрепление знаний о лечебных свойствах подорожника, о том, где он растёт; развивать мышление, речь детей, воспитывать бережное отношение к растениям. | Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям, Но я совсем не плакал, я вылечился сам: На ранку травку - листик я быстро приложил, О маленькой царапинке я тут же позабыл. Скакать по кочкам можно и бегать у ракит. Спасибо, лекарь добрый, мой добрый Айболит! | Изучение свойств лекарственных растений | ||||||||
5. | Целевая прогулка по территории детского сада | Обратить внимание на сочную зелень молодой травы, на позеленевшие деревья; воспитывать умение красоту вокруг себя; развивать разговорную речь. Полюбоваться цветущими деревьями, обратить внимание на то, что разные деревья цветут по разному. Воспитывать бережное отношение к природе. | ЧЕРЕМУХА И вся благоухая, Роняя лепестки, Цветет, цветет черемуха В овраге у реки! С утра до поздних сумерек Со всех концов земли К цветам ее торопятся Тяжелые шмели. | Обсуждение и разучивание пословицы:«Май леса наряжает, лето в гости ожидает». | ||||||||
6. | Наблюдение за рябиной и сиренью | Расширить представление о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение, воспитывать интерес к природе, бережное отношение к р
|
||||||||||
|