Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отсутствие права оптации для граждан СССР влечет не прекращение



☭ Отсутствие права оптации для граждан СССР влечет не прекращение

субъекта права СССР и гражданства СССР ☭

 

Оптация(от лат. Optatio - желание, выбор) – в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине и является исключением из общего порядка приобретения гражданства. При территориальных изменениях право оптации возникает в следующих случаях: возникновение нового государства путём отделения его от другого государства, распад одного государства на несколько новых государств, переход части территории одного государства в соответствии с международным договором под суверенитет другого государства. Лица, которым предоставлено право оптации, должны в течение заранее определённого срока сделать выбор: либо сохранить гражданство государства, в котором они ранее проживали; либо получить гражданство того государства, которому фактически отходит территория. Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей. Также при оптации за лицами сохраняются их имущественные права.

В 2014 году в связи с присоединением Крыма к России население, проживающее на территориях Крыма и Севастополя, получило «право оптации»: вступить в российское гражданство либо остаться гражданами Украины - ст. 4 Федерального конституционного закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ: со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

В связи с этим можно утверждать, что проект Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» (далее – Проект РСФСР) опубликованный как закон статьей 13 не предоставлял право оптации гражданам СССР, т.к. согласно п. 11 Декларации СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-I «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» за каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР. Т.е. выбора оставить гражданство СССР или стать гражданином РСФСР не было. Но Проект РСФСР не был обнародован в течение 14 дней со дня принятия (т.е. 28.11.1991) в нарушение императивных норм ст. 117 и ст. 121-5 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 (ред. 10.12.1992). В ст. 48 Проекта РСФСР указано вступление в силу с момента опубликования, что противоречило ст. 3 Закону РСФСР от 13.07.1990 № 89-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» где Законы РСФСР вступают в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Таким образом, ст. 48 Проекта РСФСР не применима, а значит, дата, когда Проект РСФСР был опубликован (т.е. 06.02.1992) не может выступать для ст. 13 Проекта РСФСР основанием приобретения гражданства РСФСР. Так же ст. 13 Проекта РСФСР не применима для недееспособных граждан СССР (рожденных с 07.02.1974), т.к. Проект РСФСР не регулировал законных представителей граждан СССР, только законных представителей граждан РСФСР (глава 4). К сведению, не действующие акты не применяются, в случае применения не могут нарушить права вследствие не действия.

Дополнительно можно рассмотреть термин, введенный в Прибалтийских странах, находившихся в составе СССР (до развала органов субъекта права СССР): «неграждане». Т.е. в Эстонии, Латвии и Литве с позиции права ввести граждан СССР в статус «апатрид» не представлялось возможным, ввели в статус «неграждане» в связи с отсутствием права оптации у граждан СССР (всем гражданам СССР выдан паспорт иностранцав связи с отсутствием возможности выдать паспорт СССР). По примеру в РФ гражданам СССР выдан паспорт гражданина РФ, но согласно пп. Г п. 4 ст. 41.2 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ 1993 года). Но граждане СССР не могут приобрести гражданство РФ до тех пор, пока не прекратят гражданство СССР (т.к. права оптации не было) в соответствии с главой III Закона СССР от 23.05.1990 № 1518-1 «О гражданстве СССР». Граждане СССР не находятся в юрисдикции действия законодательства РФ как и любого другого субъекта планеты Земля.

Неграждане Латвии - жители Латвии, не имеющие с 1991 г. или с рождения гражданства ни одной страны, но имеющих специфический статус. Приблизительно 65% из них составляют этнические русские. С юридической точки зрения - субъекты закона от 12.04.1995 «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» - лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР, отвечающие таковым требованиям: «1 июля 1992 года они были вне зависимости от статуса указанной в прописке жилой площади прописаны на территории Латвии, или их последнее зарегистрированное место жительства до 1 июля 1992 года было в Латвийской Республике, или решением суда установлен факт того, что до упомянутой даты они не менее 10 лет непрерывно жили на территории Латвии», а также их дети, не получившие какого-либо гражданства. Существенная часть неграждан родилась на территории Латвии.

Неграждане Эстонии - лица, не имеющие гражданства, проживающие на территории Эстонии. Статус этих людей регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года. Большинство неграждан - это бывшие граждане СССР, проживавшие на территории Эстонии и не получившие её гражданства после распада СССР.

К сведению, Прибалтийские страны были включены в состав СССР вследствие подписания СССР и нацистской Германией в августе 1939 года договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе, секретные протоколы которых зафиксировали разграничение сфер интересов этих двух держав в Восточной Европе. Т.е. включение несло спорный характер, но в результате Ялтинских соглашений 1945 года они были демаркированы в границах СССР и в ходе Заключительного акта Хельсинки 1975 года уже были в составе СССР.

Вопрос гражданства при включении в СССР Прибалтийских стран регулировался Указом ВС СССР от 7 сентября 1940 года «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», но у граждан Эстонии, Латвии и Литвы было право не становиться гражданами СССР в случае не явки до даты 01.07.1949 (см. Указ ВС СССР от 30 марта 1948 «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Республик и уроженцами Бессарабии, проживающими в странах Латинской Америки»), чем они и воспользовались.

 

Документы в субъекте РФ, которые подтверждают гражданство РФ:

Согласно п. 45 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее – Указ РФ) выделим три основных, которые есть у любого гражданина:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, в том числе заграничный паспорт (какой страны не указан, т.е. любой);

д) удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении (не указано, на какой территории выдано, т.е. на любой), в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя.

В части паспорта гражданина РФ Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – № 62-ФЗ) регламентирует в ст. 10 необходимые условия для удостоверения гражданства документом удостоверяющим личность гражданина РФ (паспорт гражданина РФ) - содержание указания на гражданство лица (т.е. юридическая запись, штамп или пр.).

На основании вышеперечисленного у любого гражданина РФ должны быть все документы в соответствии, в случае если хотя бы один не имеет указания на гражданство РФ – может устанавливаться гражданство РФ, после установления может быть выдана справка об отсутствии гражданства РФ согласно п. 59 Указ РФ. Порядок подачи заявлений (устное или письменное) по вопросам гражданства Российской Федерации согласно п. «а» ч. 1 ст. 32 № 62-ФЗ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.