Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».



Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».

Учебные группы: ОКБ-3, ОКД-3.

Преподаватель Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема 1.2. Психология личности.

1. Личность. Индивид. Индивидуальность.

Цель:дать понятияличности, индивида и индивидуальности, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств.

План:

1.Научное определение понятия «личность».

2.Краткие сведения из истории изучения личности.

3.Понятие индивидуальности и индивида.

В истории исследований личности можно выделить три периода:

Исторические периоды в изучении личности Кто занимался вопросами изучения личности? Какие проблемы психологии личности изучались?
I.Философско-литературный (от работ древних мыслителей до начала XIX в.) Философы и писатели Вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.
II. Клинический (начало XIX в. – начало XX в.) Врачи-психиатры Особенности личности, природа человеческой личности
III.Собственно эспериментальный (XXв.) Профессиональные психологи Дифференциация направлений в исследованиях личности.

 

Из всех определений, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось определение, данное Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.

    В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Так, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный «внутренней позицией». Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к её развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

    А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Личность, по его мнению, - это психическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

    Основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева, как и у Л.И.Божович, является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека к его мотивам. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем внутренне богаче сама личность.

    Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество, представленности общественных отношений в индивиде».

    В понятие индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек - это индивид.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальностьхарактеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей.

Понятия личность индивидуальность образуют единство, но не тождество. Черты индивидуальности, не представленные в системе межличностных отношений, оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Следовательно, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое личность?

2.Расскажите о современных теориях личности.

Домашнее задание:

Три основных исторических периода в изучении личности. Их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний.

 

Литература

1.Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.

2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3.Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. – М., 1992, Ч.3.

4.Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М., 1984.

5.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М., 1961.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.