Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История Петергофа



История Петергофа

Первое упоминание о Петергофе относится к 13 сентября 1705 года, однако основание резиденции относится только к 1714 году. В «Походном журнале» Петра отмечено, что 17 мая он заложил в Петергофе «палатки» на берегу залива. Тогда же приступили к строительству Верхних палат (Большой дворец).

За два первых года строительства повысили уровень земли на территории будущих Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки: прорыли Большой канал и небольшие каналы, отводившие в залив почвенные воды и провели укрепляющие землю мероприятия.

В сентябре 1716 г. в Петергоф прибыл арх. Ж.-Б. Леблон. Еще до приезда в Россию из Франции он был известен в Европе как создатель парков, загородных дворцов и особняков, имел звание королевского арх-ра. Петр назначил его на высшую градостроительную должность - генерал-архитектора. С именем Леблона связан 2-й этап формирования ансамбля. Леблон указал на недостатки уже сложившейся композии и начал переделки. Он укрепил фундамент Верхних палат и проложил параллельно им кирпичную подземную дренажную галерею, которой придал большую парадность. Началась отделка Монплезира. Расширили монплезирную аллею и Большой канал, увеличи размеры ковша, устроили на Большом каскаде пятиарочный грот. Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада и водометов (частично использована), предложил программу скульптурного и фонтанного декора.

После смерти Леблона в 1719 г. руководство строительством перешло к арх. Н. Микетти, прихавшего из Италии (ученик К. Фонтаны). С его именем связан 3-й этап первоначального строительства с 1719 по 1723 г. Им были разработаны проекты фонтанов и каскадов, павильонов, трильяжных беседок и оград, расширены Верхние палаты и завершено сооружение и декор Большого каскада. Браунштейн в эти годы наблюдал за строительством и создавал проекты дворца Марли и павильона Эрмитаж, задуманных Петром.

Совершив поездку в августе 1720 г. к Ропшенским родникам, Петр пришел к выводу о возможности создания самотечного водовода. Водовод был прорыт через год по чертежам первого русского инженера-гидравлика В. Туволкова. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде. После победы в Северной войне (1721) в Петергофе началось интенсивное строительство. В первые годы число одновременно работающих составляло 300-500 человек, в 1720-е в Нижнем парке трудилось ежедневно 2000 - 5000 человек. Даже в самый разгар строительства Петр вносил изменения и дополнения в проекты. Строились Марли и Эрмитаж, стены канала были повышены, вдоль его берегов устроены трельяжные ниши и две полукруглые колоннады по сторонам шлюза. По желанию Петра скульптурное убранство строящихся каскадов - Большого, Марлинского (Золотая гора), Руинного (Шахматная гора) - объединилось темой побед и процветания России.

Открытие загородной резеденции состоялось 15 августа 1723 г. Оно было отмечено первым большим праздником.

В это время Петергоф включал: Верхний сад и Нижний парк, каменный дворцы - Верхние палаты, Монплезир и Марли, более 20 деревянных галерей и павильонов, трельяжные ограды, Большой каскад, Марлиснкий каскад (частычно готовый), 16 фонтанов (Большие, Менажерные, Пирамида, Сноп, водометы в трельяжных нишах на канале, фонтан Менажерного пруда). Всюду стояли свинцовые золоченые, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, Бюсты и вазы. Подстрженные деревья и кустарники, цветники и растения в кадках дополняли картину.

В 1723-1724 гг. арх. М. Г. Земцов внес изменения в оформление Большого каскада и фонтана Пирамида. Земцов начал разработку планов расширения и декоративного обогащения дворцово-паркового ансамбля. Осуществлению их помешала смерть Петра в январе 1725 г. Задуманные проекты воплотили садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов с учениками, скульпторы Б.-К. Растрелли, Н. Пико, К. Оснер, Ф. Вассу, фонтанные мастера П. Суалем, братья Дж. и Д. Баратини с русскими мастерами фонтанного дела. Петергоф стал символом расцвета культуры и искусства России.

Императрица Екатерина I начала "достройку Петергофа". В 1725-1726 гг. арх. Т. Усов закончил отделку Эрмитажа, соорудил фонтаны "Ева" и "Оранжерейный". Во времена правления Петра II Петергоф предали забвению.
В 1730 г. по распоряжению Анны Иоанновны в Петергофе начались новые строительные работы под руководством арх. М. Г. Земцова, продолжавшиеся 10 лет. По проектам Земцова и его помощников И. Бланка и И. Давыдова в 1730-1740 гг. была развита сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада. Трезубец аллей первоначальной планировки превратился в пятилучие. До Марлинского пруда проложили Малибанскую (Морскую) аллею. Появились пандусы со стороны Большого каскада и парадный оранжерейный спуск. По проекту Земцова был перестроен и декорирован скульптурой Марлинский каскад. На месте строившегося Руинного каскада появился каскад Драконов, перед ним - 2 Римских фонтана. Песочный пруд превратили в бассейн Китового фонтана с декоративными скульптурами.
В ковше Большого каскада в 1735 г. появился фонтан со скульптурной группой "Самсон, раздирающий пасть льва", отлитой по модели Б.-К. Растрелли. Фонтан в аллегорической форме прославлял победу над шведамми.
В 1730 г. в Верхнем саду устроили 5 фонтанов, декорированных свинцовой золоченой скульптурой, исполненной Б.-К. Растрелли при участиии молодых скульпторов А. Селиванова, Ф. Медведева, А. Хрептикова. В саду установлы скульптуры, фигурные трильяжные бечедки и перголы.

В середине XVIII в. многообразие петергофского ансамбля умножил арх. Б.-Ф. Растрелли, более 10 лет работавший в Петергофе. По его проекту Верхние палаты были перестроены в Большой дворец, доминирующий над парком. Растрелли построил Екатерининский корпус у Монплезира и связал в единый комплек постройки у петровского дворца. По чертежам Растрелли в Нижнем парке поставили трельяжные беседки у фонтанов Ада и Ева, разбили узорные цветники у Большого каскада, декорировали фонтаном восточный Лабиринт. Арх. расширил Верхний сад, окаймив его монументальной оградой, построил в саду Оперный дом, позже разобранный.

Утверждение в русской архитектуре 1760-1770-х гг. классицизма сказалось и на петергофском ансамбле. Геометрическая подстрижка деревьев, типичная для регулярных парков, была прекращена, цветники заменили лужайками, но в целом композиция не была нарушена. В нижнем парке от Марлинского пруда провели с запада на восток Березовую аллею.
В 1700-х гг. в Петергофе работал арх. Ю. М. Фельтен. Он создал в классическом стиле интерьеры Тронного, Чесменского и Столового залов Большого дворца. Совместно с И. Е. Яковлевым создал фонтан "Солнце". Арх. И. Е. Яковлев в последующие годы изменил оформление фонтанов Верхнего сада после снятия свинцовых скульптур, осуществил ремонт фонтанов Нижнего парка.
С середины XVIII до начала XIX в. значительную роль в поддержании ансамбля сыграли арх-ры С. Волков, Я. Алексеев, И. Яковлев, Ф. Броуэр, садовые мастера Б. Фок, В. Башиловский, Т. Тимофеев, А. Гомбель, фонтанные мастера Г. Рылев, Ф. Крылов, И. Кайзер, Ф. Афанасьев и особенно Ф. Стрельников.

В конце XVIII - начале XIX в. скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, Ж. Рашетт, Ф. Гордеев и литейщики В. Екимов и Э. Гастклу заменили свинцовые статуи Большого каскада копиями античных скульптур из коллекции Академии художеств и оригинальными авторскими работами отлитыми из бронзы. Над обновлением Большого каскада работал арх. А. Воронихин. По проекту Воронихина перед Большим каскадом взамен деревянных возвели колоннады, облицованные пудостским камнем, с водометами на золоченых куполах и фонтанами-вазами на кровле. На террасах арх. разместил миниатюрные каскады и фонтаны чаши (Террасные фонтаны). В западной части Нижнего парка по проекту Воронихина построен четвертый Эрмитажный (Львиный) каскад. Место пересечения канала и Марлинской аллеи арх. акцентировал мраморными вазами на каннелированных постаментах из пудостского камня. Воронихин проектировал верний грот каскада Драконов, обелиски, балюстраду для Марлинского каскада.

Развитие русского камнерезного искусства позволило в 1840-1860-х гг. все фонтанные сооружения заменить новыми - из гранита и мрамора. Эти работы связаны с именем арх. А. И. Штакеншнейдера. По его проектам производилась надстройка восточного флигеля Большого дворца (Ольгинской половины) и создание его интерьеров. По его чертежам изготовили облицовку мрамором Воронихинских колоннад, из каррарского мрамора вырубили чаши и парапеты бассейнов Больших фонтанов, детали и ступени каскадов на террасах. Штакеншнейдер заменил Эрмитажный каскад гранитным Львиным, украсил партер перед Большим каскадом двумя фонтанаит Мраморных скамей. Обработку камня производили мастера Петергофской гранильной фабрики, основанной Петром I.

В 1865-1866 г. по пректу арх. Э. Гана вблизи Монплезира построили Банный корпус и распланировали Китайский садик с фонтаном "Раковина".
В следующие десятилетия работы в Петергофе имели ремонтно-рестраврационное направление. В 1860-1890-х гг. под руководством Н. Бенуа, Э. Гана, И. Комарова, А. Семенова, А. Миняева реставрировали Большой дворец, Большой каскад и канал, дворец Марлия, фонтаны.

Нижний парк и Верхний сад были открыты для прогулок желающих. Начиная с первой четверти XVIII в. в петергофских парках проводили пышные праздники, сопровождавшиеся роскошными иллюминациями и фейерверками. оформляли праздники архитекторы и художники. Со второй половины XIX в. в парке ежегодно устраивались общедоступные праздники с иллюминациуй, фейерверками и лотереей. Зачастую за вход взималась немалая плата (27.07.1869 - 10 коп. серебром).

После Великой Октябрьской революции петергофские дворцы и парки стали достоянием народа, превращены в историко-художественные музеи.
Декретом Совета Народых Комиссаров от 13 июля 1918 г. произведена конфискация имущества императора и членов императорского дома. В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времен первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского канала, капитально реставрированы его стены и уступы Большого каскада, фонтаны "Солнце" и "Пирамида". Работы были осуществлены в 1920-х гг. под руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова (директора петергофского музея). В комплексе открылось 10 музеев. В 1939-1941 гг. Петергоф ежегодно посещали более 1,5 милн. человек. Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские и др. служебные строения приспособили под дома отдыха трудящихся, а парки открыли для посещения.

23 сентября 1941 г. Петергоф был захвачен гитлеровскими войсками. Оккупация продолжалась до 19 января 1944 г. За это время многие художественные ценности Петергофа были расхищены и уничтожены. Во всех парках были вырублены деревья. Самый большой урон нанесен Нижнему парку и Верхнему саду (вырублено более 10 тыс. деревьев). Большой дворец был взорван и сожжен. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса, взорван дворец Марли. Большие повреждения нанесены Монплезиру, Эрмитажу, каскадам, фонтанным бассейнам, чашам и балюстрадам. Выведены из строя подземные водные магистрали, каналы и шлюзы. Фашисты похитили оставшиеся в парке Статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных предметов.

После освобождения Петергофа и разминирования территории тысячи ленинградцев выезжали на расчистку парка.

17 июня 1945 г. Нижний парк был открыт для прогулок. 25 августа 1946 г. ввели в действие 38 водометов центральной части парка. 14 сентября 1947 г. занял свое место золоченый бронзовый Самсон. В последующие годы ленинградские скульпторы и реставраторы по фотографиям воссоздали из бронзы, свинца и листовой меди свыше 330 различных скульптур для каскадов, фонтанов и зданий. Проекты воссоздания каскадов и фонтанов выполнялись в мастерской проф. А. А. Оля. Гидротехническую систему и водовод ремонтировали под руководством инженеров Б. С. Изотова, С. П. Иванова, Л. Ф. Лаврентьева. Петродворец восстал из пепла. К 1980-м гг. г. в Нижнем парке и Верхнем саду действует 172 фонтана и 3 каскада. Восстановлена регулярная планировка Верхнего сада и Марлинского ансамбля. Открылись музеи - Большой каскад, Монплезир, Екатерининский корпус, Марли и павильон Эрмитаж.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.