![]()
|
|||||||
Эндшпиль — заключительная часть шахматной партии, характеризующаяся тем, что король больше не нуждается в защите со стороны своих фигур, а напротив, становиться активным и главным участником борьбы.. Правило квадрата.
Мы с вами познакомились с некоторыми открытыми и полуоткрытыми дебютами. Помните, я вам говорил, что правильно разыгранный дебют это 40% успеха? Так вот, работайте над дебютами, изучайте их. В интернете много информации. Но, чтобы не распылять свои силы, выберете себе два дебюта. Рекомендую и даже настаиваю на Итальянской партии и Сицилианской защите. Эти два дебюта хорошо теоретически проработаны, оба отличаются довольно интересной и боевой игрой. Изучите их за белых и за чёрных. Если нужны ссылки на сайты, где эти дебюты хорошо разобраны, скажите мне, ссылки дам. Хотя и сами можете легко найти.
А сейчас, новая тема, точнее новый большой блок «Основы эндшпиля». Эндшпиль — заключительная часть шахматной партии, характеризующаяся тем, что король больше не нуждается в защите со стороны своих фигур, а напротив, становиться активным и главным участником борьбы. Памятка шахматисту по игре в эндшпиле: 1. Помни, что король в эндшпиле сильная фигура. Он выходит из своего укрытия и занимает активную позицию чтобы: нападать на фигуры противника, не пропускать вперёд чужого короля или оттеснять его на худшую позицию к краю доски, помогать своим пешкам пройти в ферзи. 2. Стремись к инициативе (нападай и создавай угрозы), ограничивая, таким образом, свободу действия партнёра. 3. Старайся сохранить пешки. Существуют различные шахматные окончания: коневые(когда на доске остаются кони, короли и пешки), слоновые (слоны, короли и пешки), ладейные, ферзевые, пешечные. Пешечные эндшпили (окончания). В пешечных окончаниях на доске остаются короли и пешки. Основным способом выигрыша в таком окончании является проведение своей пешки в ферзи. К этому стремятся обе стороны. Пешка, на пути которой к полю превращения нет пешек партнёра, называется проходной пешкой. Фактически вокруг неё и строится вся игра. Основная цель в пешечном эндшпиле — с помощью разменов или взятия образовать проходную пешку и продвинуть её как можно дальше к полю превращения, а в идеале провести её в ферзи. Позиция 1. Белые: Крd5 пп. a4 d4 g3 g5 Чёрные: Крd7 пп. a5 b6 f7 g6 h7 В этой позиции белая пешка d4 является проходной, белые пешки g3 g5 – сдвоенные, черные пешки b6 f7 h7 – отсталые. Отсталая пешка – пешка, которая на пути к полю превращения не может быть поддержана другими пешками при их наличии на соседних вертикалях. Например, в нашей позиции пешка h7 не может быть поддержана пешкой g6. Сдвоенные пешки – пешки одного цвета расположенные друг за другом на одной вертикали. Сдвоенные и отсталые пешки слабые (хотя есть позиции в миттельшпиле, когда сдвоенные пешки весьма неплохо работают), особенно в эндшпиле. Им трудно дойти до поля превращения и помочь сделать это другим пешкам они зачастую не могут. Избегайте появления у себя сдвоенных пешек в эндшпиле. Правило квадрата. В эндшпиле основную угрозу зачастую создаёт проходная пешка соперника. Иногда за неё даже фигуру свою отдают, лишь бы не прошла. А что делать, когда эндшпиль пешечный? В этом случае, как мы уже говорили, основной игровой фигурой на доске становится король. Вопрос в том, сумеет ли король нагнать и побить неприятельскую пешку. Для того, чтобы не терять зря силы а сразу определить, стоит ли вообще сопротивляться существует правило квадрата. Оно гласит: король, входящий в квадрат пешки партнёра или уже находящийся в нём, догонит проходную пешку. Чтобы определить находится ли король в квадрате, подсчитайте, сколько ходов осталось проходной пешке до поля превращения, а затем отсчитайте в сторону такое же количество полей. Получится квадрат, посмотрите, находится ли в нём король.
На диаграмме выше король не в квадрате и не сможет догнать белую пешку. К тому же белые наверняка сделают ход а2 – а4, у чёрных шансов нет.
А на этой диаграмме белый король в квадрате и успеет перехватить чёрную пешку.
Но есть позиции, в которых успех той или иной стороны, зависит от очерёдности хода. (Смотри ниже)
Допустим, что сейчас ход чёрных. Король идёт на f4 и легко догоняет пешку. А если ход белых? Поставьте эту позицию на игровую доску и попробуйте сыграть сначала чёрными (сделав первый ход), потом белыми (также сделав первый ход).
|
|||||||
|