|
|||
Вопрос 2. Структура и типология общества. Понятие «социум».Вопрос 2. Структура и типология общества. Понятие «социум». Анализ любого системного объекта предполагает изучение его структуры, то есть выявление его составных частей. Как мы установили, общество можно характеризовать через его наиболее крупные части, называемые подсистемами. Но подсистемы, в свою очередь, подразделяются на более дробные компоненты, которые являются их элементами. В социологии характеристика индивида и общества предполагает использование следующей структуры общества. Основной и главной единицей общества является человек, имеющий в обществе определенный статус и роль. Статус человека устанавливает положение его в группе или обществе, в системе общественного разделения труда. На его основе определяется характер взаимодействия с другими людьми. Множество статусов образует социальную структуру общества в виде сложно и иерархически организованных ячеек, скрепленных социальными функциями, которые определяют общественные отношения. Вместе с тем важное место в организации общества играют социальные группы, представляющие собой совокупность индивидов, ограниченных формальным или неформальным членством. Взаимодействие в ней осуществляется на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Социальные группы могут объединять различное число людей. Также в социальной структуре общества можно выделить социальные институты. Они представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Главными институтами человеческого общества являются семья, производство, образование, религия, государство. Они, в свою очередь, имеют множество частных институтов (например, образование представлено совокупностью школ, техникумов, вузов, научно-исследовательских институтов, министерства образования и пр.). Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс) выделяет основные подсистемы общества: экономическая, политическая, правовая, культурная. Формационный подход (К. Маркс) выделяет три основных компонента структуры общества: 1) производительные силы; 2) производственные отношения; 3) надстройка. Интеракционизм (Дж.-Г. Мид) строит структуру общества по типу отношений в нем: ü межличностные; ü между личностью и группой; ü внутригрупповые; ü межгрупповые; ü организационные; ü политические.
При всей своей устойчивости и целостности ни одна система общества не остается раз и навсегда неизменной. В процессе исторического развития общество проходит различные этапы, порождающие разные типы общественного устройства. Типология общества производится по тем же теоретическим подходам, что и структурирование. 1-я типология – по наличию письменности. Все общества делятся на дописьменные (т.е. не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом, которым фиксируют звуки на материальных носителях). 2-я типология – по числу уровней управления и степени социального расслоения. Согласно этой типологии общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. 3-я типология – по способу добывания средств существования. Самым древним является охота и собирательство. Примитивные способы добывания средств существования соответствовали характеру организации общества – оно состояло из локальных родственных групп. Позже возникают скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Данное занятие возникло из охоты, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. В свою очередь, огородничество выросло из собирательства и явилось переходной формой от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков, положив начало земледелию. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – признаков, которые присущи цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому. В XVIII в. земледельческую, или аграрную, цивилизацию сменила машинная промышленность. Наступила эпоха индустриального общества. 4-я типология – по способу материального производства. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходила из определяющего влияния способа производства и формы собственности. Согласно марксистскому подходу выделяются пять общественно-экономических формаций, выступающих как типы общества и одновременно как последовательные и закономерные ступени его развития: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Общественно-экономическая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. 5-я типология – на основе цивилизационных критериев. Современная социология попыталась объединить все типологии в некую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он разделил общество на три стадии развития: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Данный подход соответствует теории структурно-функционального анализа. Ведь одна стадия приходит на смену другой, сопровождаясь изменениями технологии, способа производства, формы собственности, организации социальных институтов, политического режима, культуры, образа жизни, социальной структуры, численности населения. Современное общество характеризуется как постиндустриальное. В постиндустриальном обществе более заметную роль начинают играть знания, технология, информация. Большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью.На первый план выступают «экологические» ценности в их широком смысле: имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и более внимательное отношение к социальному равновесию и гармонии, которые необходимы для адекватного развития общества.
Особый способ типологизации общества основан на концепте социума. Социум – это тип общества, определенная социокультурная целостность, отличающаяся общностью чувств, привычек, традиций и форм жизнедеятельности людей. Если общество – это целостная, исторически сложившаяся система социальных взаимосвязей людей, то социум – это тип общества, точнее говоря, социокультурный тип. Социум формируется в течение длительного исторического периода, в процессе выработки у данной общности людей своих определенных архетипов, традиций, стандартов поведения и реакций. Каждый социум характеризуется своим особым типом мышления, общения и поведения людей. Социумы можно классифицировать по цивилизационному основанию, по господствующей религии, по отношению к внешней среде, по взаимоотношению личности и общества, по политическому режиму и т.п. Так, для российского социума характерны следующие особенности: ü традиционализм и коллективизм; ü душевность и взаимовыручка в межличностных отношениях; ü обостренное чувство социальной справедливости и уравнительности; ü ценностно-рациональная мотивация социального действия; ü неукорененность частной собственности и рыночных отношений; ü подверженность социальным утопиям и мессианско-эсхатологическим идеологиям и настроениям; ü склонность к идеализации государственной власти и правовой нигилизм; ü противоречивость; ü максимализм и радикальность, слабость демократических традиций.
|
|||
|