Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Носкова Н.А.. National Geographic. Россия» как тип издания



Носкова Н.А.

«National Geographic. Россия» как тип издания

Сегодня существует достаточное количество печатных изданий, освещающих научно-популярную тематику, к которой с каждым днём растёт интерес аудитории. Но при этом зачастую нет развёрнутого и интересного контента. Рассмотрение одного из научно-популярных журналов покажет, каким должно быть издание, чтобы не потерять аудиторию. Объектом исследования является научно-популярная журналистика России на примере публикаций журнала «National Geographic. Россия» за период 2019-2020 гг.

Научно-популярная журналистика за последние 20 лет прошла через многие изменения, как и журналистика в целом. В постоянно меняющемся современном мире проблема информированности общества о достижениях ученых высока. Популяризация науки и получение знаний являются важнейшей общенациональной задачей. Известно, что человечество не всегда имело возможность в секунды получать информацию из всемирной «паутины» как сейчас. А возможность эта появилась не так давно. Так, до открытия Интернета люди пользовались самым доступным на тот момент способом получения знаний - это книги, газеты, журналы. Каждая газета или журнал выбирала собственное направление: политика, научные открытия или мода. Свою нишу занял и журнал «National Geographic», который на протяжении вот уже 129 лет неизменно делится с читателями интересными фактами и событиями о природе, географии, культуре и науке.

Идея «National Geographic» гораздо сложнее научно-популярного издания. Журнал с помощью текстов и иллюстративного материала показывает красоту нашей планеты, разнообразие форм жизни, их хрупкость и важность для всей Земли. Журнал несет ценность толерантного отношения к другим, непохожим на нас существам, этносам и культурам. Можно утверждать, что предмет «National Geographic» — весь окружающий мир во всем его разнообразии [7].

Статьи о научных исследованиях — очень важная, но лишь одна из составляющих содержания журнала в целом. Во-первых, в журнале рассказывается об исследованиях, направленных на изучение природы, которые служат сохранению природных ландшафтов, биоразнообразия, экосистем, защите природных ресурсов от нецелесообразного и чрезмерного эксплуатирования человеком. Во-вторых, научно-популярные материалы «National Geographic» посвящены работе ученых, занимающихся изучением истории и особенностей человеческой цивилизации — археологов, антропологов, историков, культурологов.

Другая важная предметная составляющая журнала — это репортажи, заметки и путевые очерки. В них заложено стремление убедить, исправить, привлечь к проблеме, обратить внимание. Чаще всего подобные публикации посвящены сложным проблемам, вопросам, стоящим сегодня перед человечеством. Например, глобальное изменение климата, перенаселение планеты, социальные проблемы, конфликты и войны, уничтожение биоразнообразия, жестокое обращение с животными и т.п., а также поискам и возможным путям выхода из сложившейся ситуации.

В «National Geographic.Россия» присутствуют статьи как иностранных, так и отечественных авторов. Соотношение таких материалов в каждом номере различное. Авторы журнала - известные, признанные в своей профессиональной среде журналисты и писатели. Один из постоянных авторов российской версии — главный редактор А.В. Грек. Каждый номер открывает его колонка, где поднимаются важные проблемы и задается тон всему выпуску.

Жанровая палитра «National Geographic» чрезвычайно разнообразна. Примерно половину каждого номера занимает рубрика «Факты», где публикуются информационные заметки о научных изысканиях или просто об интересных фактах из жизни.

Постоянная рубрика «National Geographic» — «Исследователи», где сообщается о результатах научных проектов, получивших грант Национального географического общества.

Большую роль в структуре «National Geographic» играет иллюстративный материал и фотографии, в частности, в журнале есть постоянные рубрики «Фото читателя» и «Фото Мастер». В издании размещаются лучшие по исполнению, ранее нигде не публиковавшиеся снимки.

Проанализируем отдельные материалы издания.

«Картины Леонардо да Винчи: спорные работы и хитрости художника» – таким интригующим заголовком начинается публикация «National Geographic. Россия» «National Geographic. Россия» (далее – NG) в номере за июнь 2019 года. В наши дни достаточно распространена проблема фальсификации не только малоизвестных картин, но громких шедевров.

Здесь мы узнаём тонкости и нюансы полотен, на которых есть подтверждающая отметина – роспись, оставленная великим мастером. Были случаи, когда из-за разногласий о собственнике, Леонардо мог создавать копии собственных произведений.

В этой расширенной заметке есть не только характерные этому жанру ответы на вопросы: «что?», «где?», «когда?», но и присутствует графическое дополнение. Схемы и занимательная инфографика, в ней есть статистика, 24 репродукции: среди них пять работ, созданных с помощниками; две с подмастерьем; шесть работ, где рука мастера оспаривается и даже две утерянные работы.

Также представлена сноска с хитростями творчества художника, например, секрет сфумато или обман зрения. Простым языком консультант NG, историк искусства из Оксфорда Мартин Кемп делится фактами творчества да Винчи.

Материал направлен на просвещение в области искусства. Несложный текст без терминов, подкреплённый лаконичной инфографикой легко воспринимается и радует глаз читателя [2].

«Закулисье зоотуризма: специальный репортаж» - материал своим заголовком обещает приоткрыть завесу тайны одного из самых прибыльных бизнесов нашего времени. Уже давно не секрет, что блогеры, популярные личности и простые пользователи социальных сетей идут на многое в погоне за лайками и комментариями. Подписчики – это зрители, требующие «зрелищ», а на спрос всегда найдётся предложение. На почве таких закономерностей растёт и процветает бизнес (зоотуризм в том числе).

О зверинцах, зоопарках, цирках, океанариумах и других местах содержания животных в неволе в репортаже рассказывает Наташа Дейли. Она приводит несколько мнений на счёт такого бизнеса. Первое – Мины Каламапиджит, владелицы парка «Маэтамана» и «Эко-Долины» (Тайланд). В первом случае («Маэтамана») предоставляются увеселительные мероприятия в компании слонов, а во втором – возможность понаблюдать за свободными от цепей, пасущимися животными (в тайне от туристов здесь используются одни и те же слоны, они работают посменно): «За всеми 56 слонами хорошо ухаживают, а участие в шоу и прогулки с туристами восполняют им недостаток двигательной активности, уверяет Мина…» [3].

Мина, как и другие владельцы контактных точек, в один голос твердит «так лучше для них». Животные, которые содержатся вне опасности дикой природы и имеют кормёжку по расписанию, чувствуют себя лучше и живут дольше, только опухшие ноги/лапы, ссадины и абсцессы, спиленные/вырванные зубы/когти/бивни и острие в руках дрессировщика, говорят о другом. Для туристов создаётся иллюзия, что животным нравится такая работа, поэтому мало кто задаётся вопросом, какими путями животное становится покорным.

Журналистка поговорила с Аллой Азовцевой - дрессировщицей дельфинов, которая имея большой стаж, разочаровалась в своей профессии. Она видит, как умные животные выполняют однотипную работу, а после поворачиваются носом вниз (показатель депрессии): «…она разочаровалась в профессии: для того, чтобы ею заниматься, нужно заставлять очень умных и социальных животных вести одинокую, скучную жизнь в тесных резервуарах… Это все равно, как если бы ученого-физика заставили подметать улицы, – грустно улыбается Алла. – Когда дельфины не выступают и не тренируются, они просто зависают в воде головой вниз. Это признак глубочайшей депрессии» [3]. Владельцы дельфинариев и океанариумов в обход законам покупают животных у браконьеров, умалчивают об их тяжёлом состоянии и даже смерти, во многих странах, в том числе и в России, разрешены передвижные цирки и дельфинарии. «Артисты» таких арен зачастую содержатся в ненадлежащих условиях.

Так почему же животные подвергаются таким мучениям? Дело в том, что человеку всегда будет интересен мир дикой природы, от которой он отгородился, а буквально прикоснуться к ней – ощущение за гранью. Чтобы погладить милую зверюшку и получить фото, люди готовы платить деньги – это и есть отправная точка большой бизнес-машины. Зачастую зритель не видит всей «кухни» красивого кадра, не осознаёт происходящего. Возможно, что зрелищность и вспышки фотокамер ослепляют, и никто не обращает внимания на намордники, ошейники с шипами и невозбудимое состояние «артиста». К слову, животных готовят к такому образу жизни с младенчества: их отнимают в раннем возрасте от матери и приучают к боли, повиновению, страху перед человеком. Маленькие клетки, рутинный образ жизни, от самого начала до её конца – одни из пунктов «райдера».

Дейли в противовес словам владельцев контактных точек в стиле «так лучше» добавляет и мнение специалистов. Например, Общества защиты животных США: «Оппоненты (в том числе Общество защиты животных США, не одобряющее содержание дельфинов в неволе) утверждают обратное. Их аргументы просты: эволюция приспособила этих животных к тому, чтобы проплывать большие расстояния и жить в сложных социальных группах: таких условий в бассейне создать невозможно» [3].

К репортажу прикреплены скриншоты из социальных сетей, на них пользователи в компании диких животных. С фотографий на нас смотрят модели, дети, счастливые (чего не сказать о самих животных) семьи в окружении тигров, слонов, приматов, волков, дельфинов и т.п. «Понять, что животному больно, нелегко. Но мы точно знаем, что звери чувствуют все точно так же, как и мы. Нервная система у млекопитающих устроена очень схожим образом. Недавно ученые Пенсильванского университета в США выяснили – даже рыбы чувствуют боль, у них есть нервные волокна, которые реагируют на внешние раздражители. Что уж говорить о других, более крупных животных? Четырехлетний ребенок, которому в тело вопьются шипы, конечно, закричит от боли. А четырехлетний слоненок просто будет молча стоять под дождем» [3].

NG показывает проблему жестокого обращения с животными и содержания их в неволе, призывает к её решению (как минимум, отказ от услуг с использованием животных, нет спроса – нет предложения). Тем самым выполняя свою первостепенную задачу – рассказывать о многообразии нашего мира и ценности жизни каждого существа [3].

NG известен своими кадрами, описывающими мир дикой природы. Листая страницы журнала, читатель узнаёт о многообразии живых существ из разных точек нашей необъятной планеты и многое другое. В фоторепортаже «Земля без границ» представлены материалы, сделанные за пределами земного шара – на Международной Космической Станции.

Тимоти Пик – астронавт Европейского Космического Агентства делится своими впечатлениями о первобытной красоте планеты. Из космоса не видно ни людей, ни стран, только природные границы: «Мы привыкли считать, что мир разделен на государства и народы, но, когда смотришь на планету из космоса, не видишь отдельных стран. Единственные границы – те, что созданы природой 4,5 миллиарда лет назад», - говорит Тимоти.

Короткие записи впечатлений и снимки – составляющие фоторепортажа. Издание снова обращает внимание на то красивое и хрупкое, что мы имеем, то, что нужно хранить и оберегать – нашу планету. Здесь нет сложных тем и глубокой идеи, лишь запечатленная красота Земли – возможность посмотреть на свой «дом» со стороны, буквально снаружи [1].

Путевая заметка «Священные вершины: греческие монастыри на отвесных скалах»: собрана краткая информация о том, как лучше посетить Монастыри Метеоры в Греции. Дэниел Стоун как будто в спешке рассказывает читателю факты об этом месте: это надо видеть. И действительно, дух захватывает от одних фото – монастырь стоит прямо на краю пропасти. Отсюда читатель узнаёт, как добраться, что посмотреть в монастыре, что интересного в округе. Также небольшая информация «в цифрах» и даже карта с точками расположения ночлега и монастырей. Издание как бы ненавязчиво рекламирует нетуристическое место, показывающее удивительные уголки, где стоит побывать каждому. Здесь основной посыл – пропаганда путешествий, путём знакомства читателя с новыми, неизвестными местами [4].

NG снова говорит о теме хрупкости природы, на этот раз объектом стал подводный мир. «Пересадка кораллов: как рифам дают новую жизнь» - заметка о программе спасения от Терезы Мачемер. Идеей материала служит информирование о возможности восстановления рифа, призыв к участию только в разрешённых акциях, организованных профессионалами, а не энтузиастами (которые зачастую наоборот, вредят рифу неправильными действиями). Проблема заключается в изменении климата, что приводит к разрушению подводной флоры и фауны, но в человеческих силах замедлить губительные действия своевременным восстановлением. В материале описана суть программы, а текст подкреплён фотографиями (например, на одном из них «Ныряльщики восстанавливают отломанные фрагменты кораллов в подводном питомнике перед пересадкой») [5].

Уделяя внимание природе - одной из своих главных тем, NG в выпуске опубликовал список краснокнижных животных, которые были на грани исчезновения, но не перешагнули эту страшную черту. «Выжившие: 5 видов животных, которые нам удалось сохранить» - заметка, дополненная фотографиями и инфографикой. Издание освещает тему «Красной книги», применяя факты и статистику о редких особях. Посыл публикации – освещение работы специалистов над проблемой. Международный союз охраны природы заявляет: «Многие… успели побывать в разных категориях Красного списка этого союза: прошли путь от статуса «вызывают наименьшие опасения» до «уязвимые», «исчезающие», «находящиеся на грани полного исчезновения» и в итоге «исчезнувшие». Однако, время от времени какому-нибудь виду всё же удаётся выжить и выйти из этого списка» [4]. Последние слова подкрепляются огромным вкладом специалистов.

Для читателей объясняются различия ступеней исчезновения вида на примере инфографики, в ней описаны стадии и причины. В конце заметки оставлена ссылка на другой материал по схожей теме, он говорит о животных, которые всё ещё находятся на грани исчезновения [7].

Таким образом, проведённый контент-анализ журнала «National Geographic. Россия» показал, что жанрово-тематическое своеобразие журнала достаточно широко. Собирая в себя всё самое яркое, необычное и интересное, издание производит продукт для широкой аудитории. Тематика издания строится на контрасте - материалы представляются как на сложные темы, так и на легко воспринимающиеся. Контент в «National Geographic. Россия» в зависимости от темы подается в разных жанрах: информационном – заметка, репортаж; в публицистическом жанре – очерк, зарисовка.

Наука движет прогрессом, а научная деятельность является одной из важных функций современного общества. Она отвечает на вопросы об окружающем мире, рассказывает о том, как всё устроено, решает глобальные проблемы. На протяжении многих лет средства массовой информации развивались и видоизменялись как в России, так и во всём мире. Требуется как можно выше оценивать роль этой сферы, освещать и узнавать новое о научной жизни.

Научно-популярная журналистика - ветвь социальной журналистики, освещающая различные явления в мире природы и науки, ставит перед собой задачу интересно и грамотно донести информацию до читателей. Данная функция лучше всего выполняется при помощи научно-популярной журналистики, образцом которой, может послужить издание «National Geographic. Россия». Тематика этого издания довольно разнообразна - это проблемы экологии, конфликты и войны, разнообразие жизни человека и дикой природы.

В ходе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что данное издание соответствует всем современным требованиям научно-популярного журнала (освещение тем и проблем природы; сочетание познавательного и развлекательного контента; популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры среди широкой аудитории в доступной форме). «National Geographic. Россия» - российская версия американского ежемесячного одноимённого журнала официального органа Национального географического общества (США) является примером качественного научно-познавательного издания.

Ведущими жанрами в журнале «National Geographic. Россия» является репортаж и заметка, что соответствует задачам журнала, как научно-популярного издания – рассказать и показать, как устроен мир. Отличительной чертой издания является публикация исследовательских репортажей из разных уголков планеты. Контент-анализ показал, что издание насыщено и большими материалами (репортажами), и короткими заметками с освещением актуальных проблем и познавательных вопросов.

Библиография:

1. National Geographic. Россия. – 2019. - № 187.

2. National Geographic. Россия. – 2019. - № 189.

3. National Geographic. Россия. – 2019. - № 191.

4. National Geographic. Россия. – 2020. - № 197.

5. National Geographic. Россия. – 2020. - № 198.

6. National Geographic. Россия. – 2020. - № 198.

7. Сайт: «National Geographic». Рубрика: фото. http://www.nat-geo.ru/photo

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.