![]()
|
|||||
Методические рекомендации к проведению Первого урока в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году, посвящённого Году Великой ПобедыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Методические рекомендации к проведению Первого урока в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году, посвящённого Году Великой Победы «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!» Салют и слава годовщине Навеки памятного дня! Салют Победе, что в Берлине Огнём попрала мощь огня! Салют её большим и малым Творцам, что шли путём одним, Её бойцам и генералам, Героям павшим и живым, Салют! Александр Твардовский
Первый урок 2020-2021 учебного года – отправная точка в реализации новых программ духовно-нравственного воспитания на уровне начального общего образования и программ воспитания и социализации обучающихся на уровнях основного общего и среднего общего образования в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты. Он призван решать разнообразные образовательно-воспитательные задачи, связанные с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. В новом учебном году одно из таких направлений определяется Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30 декабря 2019 года № 380, согласно которому 2020 год объявлен Годом Великой Победы.В связи с этим тема Первых уроков в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики связана с 75-летней годовщиной этого значимого для жителей всего постсоветского пространства события: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!». Безусловно, красной нитью всех Первых уроков, которые состоятся 01 сентября 2020 года, станут патриотическая и духовно-нравственная содержательные линии. А значит, цель Первого урока2020-2021 учебного года предполагает формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных результатов. Задачи Первого урока: -углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны; -расширить знания обучающихся о земляках – героях Великой Отечественной войны; -воспитать патриотов Родины, способных встать на защиту государственных интересов страны; -формировать эмоционально-чувственную сферу и ценностные ориентиры личности ребёнка; -содействовать становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающегося; -содействовать формированию и развитию классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся. В рамках Первого урока возможна интеграция различных профилей образования и направлений воспитательной работы: социально-педагогического, гуманитарного, культурологического, эколого-натуралистического, туристско-краеведческого и др. Каждый из них обладает потенциалом для интеграции с патриотическим направлением воспитательной работы. Так, предметом обсуждения на Первом уроке могут стать: -исторические события, связанные с Великой Отечественной войной; - знаменательные даты в истории городов и районов Донецкой Народной Республики, связанные с освобождением от немецко-фашистских захватчиков; -судьбы героев Великой Отечественной войны, в том числе земляков; -биографии детей – героев Великой Отечественной войны, детей войны; -биографии тружеников тыла; -литературные / публицистические / музыкальные / художественные произведения о Великой Отечественной войне; -мемориалы героям Великой Отечественной войны в Донецкой Народной Республике и в разных странах мира; -неизвестные факты о Великой Отечественной войне; -научные достижения, предопределившие Великую Победу; -письма Победы; -истории четвероногих участников Великой Отечественной войны и т. д. В ходе Первого урока рекомендуем наметить перспективы социально значимой деятельности в рамках мероприятий, приуроченных к Году Великой Победы, в которую будут вовлечены обучающиеся в течение учебного года. Содержание Первого урока не должно дублировать содержание общеобразовательных программ – истории, обществознания, литературы и др. Оно должно иметь метапредметный характер и способствовать формированию у обучающихся адекватного восприятия истории Великой Отечественной войны, не допускающего её искажений, гордости за подвиги своих предков, ощущения детьми и подростками собственной сопричастности к сохранению исторической памяти. В связи с этим по ходу урока можно спланировать несколько коллективных творческих делгероико-патриотической направленности для реализации в каждом конкретном классном коллективе, результаты которых смогут найти применение не только в учебных или воспитательных ситуациях, но и в реальной жизни, дадут возможность детям и подросткам сделать свой вклад в большое общее дело увековечения подвига советского народа – победителя. Например, обучающиеся могут изготавливать тематические листовки и плакаты, снимать социальную рекламу, проводить экскурсии для жителей микрорайонов по музеям и музейным комнатам своих общеобразовательных организаций и т. д. Целесообразно устроить на Первом уроке аукцион идей и выбрать те виды деятельности, которые в наибольшей степени отражают потребности обучающихся и возможности общеобразовательной организации. Выстраивая Первый урок для обучающихся разного школьного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности, традиции классного коллектива, специфику организационно-педагогических условий, в которых будет проходить занятие. Для каждого уровня общего образования следует избрать ту форму проведения Первого урока, которая позволит максимально удовлетворить образовательно-воспитательные потребности обучающихся. Первый урок для обучающихся младшего школьного возраста рекомендуем провести в игровой форме: · квест «Дорогами Великой Победы»; «Вспомним всех поимённо»; · сюжетная игра «Семейная реликвия», «Традиции Дня Победы»; «Письмо в прошлое»; · познавательная эстафета «Великая Победа – бесконечная паять»; «Листая страницы Великой Отечественной войны»; · интеллектуальные паззлы «Монументы Победы в Донецкой Народной Республике»; · игра-презентация «Творчество писателей-фронтовиков»; · познавательная игра, виртуальная экскурсия «Музеи Великой Отечественной войны»; · шляпа вопросов «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»; · кроссворд «О героях былых времён» и др. На Первом уроке в 5-9 классах желательно использовать нестандартный, креативный подход к проведению занятия. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо грамотно подать тему и максимально вовлечь в обсуждение всех обучающихся, позволив им самим решать, какие проблемы для них более актуальны. Урок станет более информативным, полезным и увлекательным, если пригласить гостей – историков, работников музеев и архивов, литераторов, волонтёров и т. д. (возможно, из числа родителей обучающихся), которые смогут поделиться опытом, принять участие в компетентном обсуждении рассматриваемых на уроке вопросов. Сплотить и увлечь подростков можно с помощью флешмобов и квестов, современных способов подачи информации, например, презентации, видео и пр. Кроме того целесообразно использовать и такие формы проведения Первого урока, как устный журнал, живая газета, викторина, интеллектуальная игра-соревнование, музейная экскурсия, презентация семейных, трудовых традиций, выставка-конкурс тематических фотографий, литературно-музыкальная гостиная. Можно организовать и провести акцию, направленную на оказание посильной адресной помощи ветеранам и детям войны, разработать проект «От сердца к сердцу передай добро», «Мы друг за друга и за мир в ответе», «Они начали нашу историю с чистого листа», «Героям – слава, память и почёт», «За наше детство вас благодарим!» и т. п. Первый урок для обучающихся старшего школьного возраста рекомендуем выстраивать с использованием проблемных и дискуссионных педагогических технологий. Целесообразно включить в него элементы проектно-исследовательской деятельности (презентации пилотных проектов, проспектов будущих исследовательских работ), профориентационной работы, в основе которой – краеведческий материал (истории соотечественников – тружеников тыла). В рамках урока возможно использование игровых форм воспитательной работы: викторины «Неизвестная война», «Герои 1941-1945», конкурсов «Читаем о войне», «Нарисую мир», деловых игр «Готов ли я стать защитником Отечества?», «Что было бы, если бы…». Рекомендуется приглашение гостей: ветеранов, родителей учеников, краеведов. Первый урок для обучающихся старшего школьного возраста может быть проведен силами самоуправления классного коллектива: -урок в форме соревнования и игр: конкурс «Карта памяти», «О родном крае в годы войны», турнир «Калейдоскоп памятных дат», эстафета «А ты знаешь, что…?», деловая игра «Флот и армия едины», ролевая игра «Свидетели войны», викторина «Герои тыла» и т.п. -урок-беседа, который предполагает диалог, дискуссию, диспут, связанные с важными социальными проблемами «Кто, если не мы?», «Детство, опалённое войной», «Один в поле не воин. Так ли это?» и т. д. Для обучающихся нетрадиционные формы урока – это переход в иное психологическое состояние, опыт нового стиля общения, возможность ощутить себя в новом качестве, а это влечёт за собой новые обязанности и ответственность. Например, в рамках видеоурока дети и подростки могут попробовать себя в роли сценаристов, режиссёров, операторов или актёров; урока-проекта – получить материальный результат своей деятельности; урока-экскурсии – выступить экскурсоводами, создателями тематической промопродукции и т. д. В рамки Первого урока могут быть перенесены и традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, инсценировка, «клуб знатоков». При этом традиционную форму важно наполнить нестандартным, небанальным содержанием: вместе с обучающимися наметить перспективы исследовательской деятельности (социологических опросов «Что вы знаете о…?» и т. д.). При подготовке к Первому уроку следует обратить внимание на оформление кабинета, в котором могут быть представлены следующие элементы: карты Великой Отечественной войны, фотографии героев Великой Отечественной войны; библиотечные выставки; творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о войне; портреты знаменитых деятелей истории и культуры Донбасса, в своих произведениях и своей деятельностью увековечивших Великую Победу. Итоги проведения занятия (наиболее интересные суждения, рисунки, фотографии, сообщения и т.п.) важно отразить на сайте общеобразовательной организации, класса.
Разработки уроков и воспитательных мероприятий: 1. Интерактивный календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://centrvospitanie.wixsite.com/kalendar/den-pobedy. 2. Лучшие методические разработки победителей Международного конкурса «Уроки Победы» 75-летию Великой Победы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prosv.ru/pobeda/9.html. 3. Педагогическая сокровищница Донетчины. – 2020. – № 1. – 128 с. (тематический выпуск, посвящённый Году Великой Победы в Донецкой Народной Республике).
Список интернет-ресурсов:
|
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|