Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Открылся Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ), теперь - Московский театр Ленинского комсомола.



Открылся Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ), теперь - Московский театр Ленинского комсомола.

ТРАМ - это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Здание, в котором в настоящее время находится театр, построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба архитектором И.А. Ивановым-Шицем. Интересный факт - В 1920 году в особняке проходил III-й съезд Российского коммунистического союза молодежи. Известно, что здесь неоднократно выступал с речами В.И. Ленин.

Четыре года новый театр существовал на полупрофессиональных началах. Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея "Ермоловой, днем работающей у станка, а вечером играющей в театре", популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным - в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра.

Состав сотрудников и преподавателей с самого начала предопределил высокий профессиональный и творческий потенциал будущего театра. Заведующим литературной частью здесь был сам Михаил Булгаков, который даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал композитор Исаак Дунаевский. Актерское мастерство преподавали выдающиеся актеры МХАТа Николай Баталов, Алексей Грибов, Николай Хмелев, Виктор Станицын и Илья Судаков, основы биомеханики В.Э. Мейерхольда трамовцам передавала его родная дочь Ирина Хольд, сценографией занимались Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. Благодаря этому великолепному составу преподавателей из стен театра вышли такие известные советские актеры, как П. Шпригнфельд, З. Щенникова, В. Соловьев, А. Пелевин и, конечно же, звезда 1930-1960-х годов Николай Крючков.

Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. В 1932 году в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТ – И.Я. Судаков, В.Я. Станицын, И.М. Горчаков, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев. Постепенно в репертуаре московского ТРАМа начинает преобладать классический репертуар – А.С. Пушкин, М. Горький, А.Н. Островский. Спектакли выходят на высокий художественный уровень.

Появление в театре в 1938 году Ивана Николаевича Берсенева с блестящей плеядой молодых мхатовских актеров – Софьей Гиацинтовой, Серафимой Бирман, Ростиславом Пляттом, Аркадием Вовси и другими - привело к созданию серьезного театра, который быстро завоевал любовь москвичей.

Иван Николаевич Берсенев

В том же 1938 году искусный политик и признанный лидер театра Иван Николаевич Берсенев сумел добиться ликвидации малопрестижного названия "ТРАМ" и появления на фасаде театра нового наименования, которое способствовало официальному признанию его прежних и будущих заслуг – "Московский театр имени Ленинского комсомола". Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Интересна и разнообразна афиша театра этого периода: "История одной любви", "Парень из нашего города", "Так и будет", "Русский вопрос" К. Симонова, "Фронт" А. Корнейчука, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Зыковы" и "Васса Железнова" М. Горького, "Живой труп" Л. Толстого, "Месяц в деревне" И. Тургенева, "Нора" Г. Ибсена, "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, "Валенсианская вдова" Лопе де Вега. Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Анатолий Васильевич Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963 года).

Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов

Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссера, и для всего театра – "В день свадьбы" В.С. Розова, "104 страницы про любовь" и "Снимается кино" Э.С. Радзинского, "Мой бедный Марат" А.Н. Арбузова, "Мольер" М.А. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами – В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым...

Новая эпоха в жизни коллектива начался в 1973 году, когда художественным руководителем театра стал Марк Захаров.

Он поставил ряд спектаклей, которые стали событиями московской театральной жизни: "Тиль" Г. Горина по мотивам романа Ш. Де Костера, "Иванов" А. Чехова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" П. Неруды, первая русская рок-опера "Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л. Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Поминальная молитва" Г. Горина (по произведениям Шолом-Алейхема).

Труппа театра Ленком ( в центре режиссёр театра Марк Захаров)

С 1990 года театр носит название "Ленком".
""...Название "Ленком" появилось не случайно. Это продукт городского фольклора, которым воспользовалась позднее уже новая театральная генерация, пришедшая на смену всем предыдущим. Мы долго боролись за новое название театра, целиком не открещиваясь от истоков его прежней аббревиатуры, но наши усилия увенчались успехом уже в новое, перестроечное время, когда рухнул прежний партийно-цензурный аппарат..."" (Марк Захаров, из книги "Суперпрофессия")

В последние годы за "Ленкомом" прочно закрепилось определение "звездный театр". Более 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром "Ленком"... Продолжает работать не покладая рук во имя развития театра, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм.

Празднование 90-летия театра Ленком. 31 января 2017 год

Сегодняшний репертуар театра разнообразен и богат. Зрительный зал "Ленкома" переполнен, и театр продолжает уверенный путь к своему столетию. Стремясь к расширению творческих контактов, театр проводит большую гастрольную работу. Зрители более 60 городов нашей страны и зарубежья познакомились с его искусством. Театр гастролировал в Лиссабоне, Варшаве, Париже, Болонье, Амстердаме, Нью-Йорке, Будапеште, Праге, Афинах, Мюнхене, Берлине, Эдинбурге, Тель-Авиве, Риге, Шизуоке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.