Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изучение восприятия, непроизвольной образной па­мяти и связной речи на материале описания игрушки удетей 3-7 лет



Изучение восприятия, непроизвольной образной па­мяти и связной речи на материале описания игрушки удетей 3-7 лет

Материал. Незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков.

Ход исследования. Перед ребенком поочередно ставят игрушки, которые он рассматривает 1-2 минуты. После этого говорят: "Опиши игрушку". Если ребенок затруд­няется, уточняют: "Расскажи, какая она". После пере­рыва 20-30 минут ему вновь предлагают: "Опиши иг­рушку, которую тебе показывали".

Схема анализа данных

I. О с о б е н н о с т и восприятия:

1. Какие признаки дошкольник называет, сколько и в какой последовательности? Воспитатель выявляет, ка­кие из них малыш воспринимает полнее, точнее и лег­че (цвет, форму, величину, пространственное располо­жение деталей). Называет ли ребенок материал, из ко­торого изготовлена игрушка?

Называет ли малыш части предмета и какие? Обыч­но легче всего воспринимаются ярко выраженные и фун­кциональные части, например, лапки у лягушки, корич­невый хвостик у белого щенка. Легкость восприятия та ких частей предметов показывает его зависимость от стро­ения объекта, а также взаимосвязь с непроизвольным вни­манием. Так, дети чаще замечают коричневый хвостик у белого щенка, чем белый у белого.

3.Называет ли ребенок действия игрушки (сидит, сто­ит), ее эмоциональное состояние (задумался, сердитый, веселый), нравственные качества (добрый, сердитый). Пы­тается ли объяснить наличие определенных деталей, то или иное действие, состояние, качество ("Лягушка запе­чалилась. Она сидит так. Сидит опечаленная и думает. Подперла лапкой голову". "Он добрый, потому что улы­бается")? Воспитатель выясняет, почему ребенок именно так описывает игрушку. Это зависит от внешнего вида игрушки, малыш достраивает ситуацию в своем вообра­жении и пр. В попытках интерпретировать воспринимае­мое, найти его причины, т. е. установить причинно-след­ственные связи, проявляется взаимосвязь мышления, вос­приятия и воображения.

4.Выражает ли дошкольник свое отношение к игруш­ке ("Это барашек. Мне такие нравятся"), требование к обращению с ней ("Заяц из резины сделан. С ним нужно по-хорошему обращаться, его можно быстро порвать")? Объясняет ли свое отношение ("Она вся белая. Поэтому она мне нравится")? Дает ли эстетическую оценку ("Кра­сивая"), мотивирует ли ее? Такой анализ позволяет про­следить взаимосвязь эмоций и восприятия.

5.Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается обследовать ее? Как и насколько целенап­равленно делает это (поворачивает, чтобы увидеть ее сза­ди; подносит ближе, чтобы лучше разглядеть; просто кру­тит в руках, гладит). Целенаправленность восприятия го­ворит о сформированности самостоятельных перцептив­ных действий.

6. Из того, насколько последовательно и планомер­но дошкольник описывает игрушку, можно сделать вы­вод о сформированности процесса наблюдения.

Проявляется ли у ребенка (и в чем) связь воспри­ятия и прошлого опыта? Например, малыш называет действия, непосредственно не воспринимаемые, но присущие персонажу ("Обезьянка. У нее в руках банан. Она прыга­ет по веткам". "Лягушка, я думаю, ест комаров"); дейст­вия, которые можно совершать с персонажем ("Если заве­сти, будет ходить. Ключика нет"); происхождение ("Айбо­лит. Его на фабрике сделали") и пр. Строит ли ребенок ситуацию, в которую включает объект ("У котика бан­тик. Наверное, у него день рождения"). Включение в вос­приятие прошлого опыта говорит о взаимосвязи восприя­тия и памяти, ведь прослеживается тот факт, что воспри­нятое активизирует опыт, знания и представления. О вза­имосвязи восприятия и воображения говорит то, что вос­принятый объект является толчком для фантазирования.

8. Использует ли дошкольник сравнения при описа­нии и какие? Например, с литературными героями ("У него нос, как у Буратино"), с самим собой ("Глаза зе­лено-карие, как у меня"), со знакомыми игрушками ("Ой, как куколка! У меня такая есть тоже. Только у нее волосы золотые"). По каким признакам ребенок про­водит сравнение?

9. Какие эмоции переживает малыш в процессе вос­приятия игрушки? Чем они вызваны?

II. Особенности непроизвольной об­разной памяти:

1.Какие признаки предметов воспроизводит ребенок, на­зывает или нет признаки, указанные при восприятии? На­зывание воспринятых ранее признаков игрушки свидетель­ствует о взаимосвязи восприятия и памяти. Воспитатель ус­танавливает, какие признаки наиболее значимы для ребен­ка: почему он воспроизводит их в первую очередь достаточ­но подробно и правильно. Следует сравнить полноту описа­ния при воспроизведении и восприятии, а также установить взаимосвязь восприятия и воспроизведения признаков и де­талей предмета ребенком.

2.Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попыт­ки для  припоминания забытого и какие, использует ли при этом такие приемы воспроизведения, как повторе­ние сказанного, установление ассоциаций и пр. Попытки малыша припомнить говорят о наличии элементов произ­вольности воспроизведения, сформированности процесса припоминания.

3. Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник: неточно называет признак (вме­сто голубого цвета синий); указывает на признак или де­таль, отсутствующую у игрушки; путает признаки у двух игрушек и пр. Каковы причины ошибок (неточное восп­риятие; ассоциации с прошлым опытом, когда у ребенка есть такой же котенок, но не с белым, а с красным бан­том; неумение выбрать нужное слово для обозначения при­знака и пр.)?

III. О с о б е н н о с т и связной речи:

1.Умеет ли ребенок подбирать слова для более точ­ного выражения своей мысли и в чем это проявляется?

2.Правильно ли с точки зрения грамматики строит дошкольник предложения и согласует слова?

3.Насколько логична речь малыша? В чем это прояв­ляется? Воспитатель прослеживает взаимосвязи восприя­тия и памяти у ребенка, а также роль речи в восприятии и воспроизведении, которая выступает как средство позна­вательной деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.