![]()
|
|||
Изучение восприятия, непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки удетей 3-7 летИзучение восприятия, непроизвольной образной памяти и связной речи на материале описания игрушки удетей 3-7 лет Материал. Незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков. Ход исследования. Перед ребенком поочередно ставят игрушки, которые он рассматривает 1-2 минуты. После этого говорят: "Опиши игрушку". Если ребенок затрудняется, уточняют: "Расскажи, какая она". После перерыва 20-30 минут ему вновь предлагают: "Опиши игрушку, которую тебе показывали". Схема анализа данных I. О с о б е н н о с т и восприятия: 1. Какие признаки дошкольник называет, сколько и в какой последовательности? Воспитатель выявляет, какие из них малыш воспринимает полнее, точнее и легче (цвет, форму, величину, пространственное расположение деталей). Называет ли ребенок материал, из которого изготовлена игрушка? Называет ли малыш части предмета и какие? Обычно легче всего воспринимаются ярко выраженные и функциональные части, например, лапки у лягушки, коричневый хвостик у белого щенка. Легкость восприятия та 3.Называет ли ребенок действия игрушки (сидит, стоит), ее эмоциональное состояние (задумался, сердитый, веселый), нравственные качества (добрый, сердитый). Пытается ли объяснить наличие определенных деталей, то или иное действие, состояние, качество ("Лягушка запечалилась. Она сидит так. Сидит опечаленная и думает. Подперла лапкой голову". "Он добрый, потому что улыбается")? Воспитатель выясняет, почему ребенок именно так описывает игрушку. Это зависит от внешнего вида игрушки, малыш достраивает ситуацию в своем воображении и пр. В попытках интерпретировать воспринимаемое, найти его причины, т. е. установить причинно-следственные связи, проявляется взаимосвязь мышления, восприятия и воображения. 4.Выражает ли дошкольник свое отношение к игрушке ("Это барашек. Мне такие нравятся"), требование к обращению с ней ("Заяц из резины сделан. С ним нужно по-хорошему обращаться, его можно быстро порвать")? Объясняет ли свое отношение ("Она вся белая. Поэтому она мне нравится")? Дает ли эстетическую оценку ("Красивая"), мотивирует ли ее? Такой анализ позволяет проследить взаимосвязь эмоций и восприятия. 5.Воспринимает ли малыш игрушку только зрительно или пытается обследовать ее? Как и насколько целенаправленно делает это (поворачивает, чтобы увидеть ее сзади; подносит ближе, чтобы лучше разглядеть; просто крутит в руках, гладит). Целенаправленность восприятия говорит о сформированности самостоятельных перцептивных действий. 6. Из того, насколько последовательно и планомерно дошкольник описывает игрушку, можно сделать вывод о сформированности процесса наблюдения. Проявляется ли у ребенка (и в чем) связь восприятия и прошлого опыта? Например, малыш называет действия, непосредственно не воспринимаемые, но присущие персонажу ("Обезьянка. У нее в руках банан. Она прыгает по веткам". "Лягушка, я думаю, ест комаров"); действия, которые можно совершать с персонажем ("Если завести, будет ходить. Ключика нет"); происхождение ("Айболит. Его на фабрике сделали") и пр. Строит ли ребенок ситуацию, в которую включает объект ("У котика бантик. Наверное, у него день рождения"). Включение в восприятие прошлого опыта говорит о взаимосвязи восприятия и памяти, ведь прослеживается тот факт, что воспринятое активизирует опыт, знания и представления. О взаимосвязи восприятия и воображения говорит то, что воспринятый объект является толчком для фантазирования. 8. Использует ли дошкольник сравнения при описании и какие? Например, с литературными героями ("У него нос, как у Буратино"), с самим собой ("Глаза зелено-карие, как у меня"), со знакомыми игрушками ("Ой, как куколка! У меня такая есть тоже. Только у нее волосы золотые"). По каким признакам ребенок проводит сравнение? 9. Какие эмоции переживает малыш в процессе восприятия игрушки? Чем они вызваны? II. Особенности непроизвольной образной памяти: 1.Какие признаки предметов воспроизводит ребенок, называет или нет признаки, указанные при восприятии? Называние воспринятых ранее признаков игрушки свидетельствует о взаимосвязи восприятия и памяти. Воспитатель устанавливает, какие признаки наиболее значимы для ребенка: почему он воспроизводит их в первую очередь достаточно подробно и правильно. Следует сравнить полноту описания при воспроизведении и восприятии, а также установить взаимосвязь восприятия и воспроизведения признаков и деталей предмета ребенком. 2.Воспитатель выясняет, делает ли ребенок попытки для припоминания забытого и какие, использует ли при этом такие приемы воспроизведения, как повторение сказанного, установление ассоциаций и пр. Попытки малыша припомнить говорят о наличии элементов произвольности воспроизведения, сформированности процесса припоминания. 3. Нужно обратить внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник: неточно называет признак (вместо голубого цвета синий); указывает на признак или деталь, отсутствующую у игрушки; путает признаки у двух игрушек и пр. Каковы причины ошибок (неточное восприятие; ассоциации с прошлым опытом, когда у ребенка есть такой же котенок, но не с белым, а с красным бантом; неумение выбрать нужное слово для обозначения признака и пр.)? III. О с о б е н н о с т и связной речи: 1.Умеет ли ребенок подбирать слова для более точного выражения своей мысли и в чем это проявляется? 2.Правильно ли с точки зрения грамматики строит дошкольник предложения и согласует слова? 3.Насколько логична речь малыша? В чем это проявляется? Воспитатель прослеживает взаимосвязи восприятия и памяти у ребенка, а также роль речи в восприятии и воспроизведении, которая выступает как средство познавательной деятельности.
|
|||
|