|
|||
Тема 2. Теория конституции. Виды конституций зарубежных стран.Тема 2. Теория конституции. Виды конституций зарубежных стран. 1.Понятие и сущность конституций 2. Виды конституций 3. Порядок принятия и изменения конституций 4. Характерные черты конституций стран Запада, принятых в послевоенный период 5. Понятие конституционного надзора (контроля) 6. Органы конституционного контроля и надзора 1. Понятие и сущность конституций
В иерархии источников конституционного права особая роль отводится конституции. Термин «конституция» (лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в античные времена, так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти были приняты в конце XVIII в. (США 1787 г., Франция 1791 г., Польша 1791 г.). Представители разных правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, последователи школы естественного права видят в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы государства, сторонники марксизма-ленинизма — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. Сегодня сущность конституции как политико-правового документа большинство авторов определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В современной науке конституционного права термин конституция употребляется в двух основных смыслах: конституция фактическая и юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие конституционные отношения в той или иной стране. Юридическая конституция— это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и личности. Содержание конституции в каждом государстве зависит от многих факторов — времени и обстоятельств её создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т.д. Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете, юридические основы статуса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения,государственную символику, статус столицы государства. Закрепление этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами. Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции: 1) основополагающий характер; 2) учредительность; 3) народность; 4) стабильность; 5) легитимность. Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле «более, чем закон» — нечто первичное, основное. Трактовку конституции как основного закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик Ф. Лассаль. Основной закон обычно включает в себя краткую преамбулу, разделы, главы, статьи, также содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей Конституции в силу, порядок замены старых политических институтов новыми). Иногда помещается текст присяги (клятвы) Президента или другого главы государства. Неотъемлемой частью конституции являются поправки к ней. Она закрепляет объекты конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные нормы регламентируют не только статус высших (верховных) органов государственной власти и некоторые вопросы правового положения граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и достаточно обширный круг других вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, достаточно подробную номенклатуру социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г. и новых постсоциалистических конституционных документов стран Восточной и Центральной Европы. Обычно конституция вступает в силу с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Переходные ее положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее — обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной территории).
2. Виды конституций
Большинство современных конституций имеет форму основного закона, которая позволяет говорить о конституции как о систематизированном нормативном акте, обладающим высшей юридической силой, являющийся базой для других законов. Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам. По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям: Конституции первого поколения — это первые в истории человечества ныне действующие Конституции (США — 1787 г., Бельгия — 1831 г., Норвегия — 1814 г., Люксембург — 1868 г.); Конституции второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Марокко — 1911 г.; Ирландия — 1937 г.); Конституции третьего поколения — послевоенного периода (Италия - 1947 г., Япония - 1946 г., ФРГ - 1949 г., Франция - 1958 г.); Конституции четвертого поколения — постсоциалистические (Болгария — 1991 р., Чехия, Словакия — 1992 г., Польша — 1997 г.). Самостоятельное значение имеют новейшие основные законы таких развитых государств, как, например, Швейцария (Союзная конституция от 18 апреля 1999 г.) и Финляндия (Основной закон от 11 июля 1999 г.). По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства при наступлении которых, они должны быть заменены на постоянные. Многие эти акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Гаити, Боливия, Южно-Африканская Ре-публика). Абсолютное большинство конституций — постоянные, в них не устанавливается срок действия. Однако отсутствие указания на временной период действия конституционных норм не означает их вечности, а лишь свидетельствует о намерениях законодателя. В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов представляющих определенную систему — Швеция, Израиль). Неписаные конституции —. редкое явление в конституционной практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Неписаная конституция это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Как и писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т.д. Однако эти базовые положения не содержатся в каком-то едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающиеся также и по времени принятия. В зависимости от происхождения Конституции различаются на оригинальные и заимствованные.К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость как правило в послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок конституций их бывшей метрополии. Можно также подразделять эти базовые документы в зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств). 3. Порядок принятия и изменения конституций
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции (фр. octroyer — жаловать, даровать), основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представительных органов (Катар, Кувейт, Малайзия, Непал). Это наименее демократический способ принятия Основного закона. Они были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии. В XX в. известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 г. она была октроирована президентом этой страны, а в Фиджи в 1990 г. — правительством). Конституции, принятые представительным органом, которым может быть как учредительное собрание (конституционный конвент, учредительный конгресс, конституционное собрание), так и парламент, образованный на основании предшествующих легитимных актов. Сегодня данный способ принятия конституции является широко распространенным. В новейшей истории подобный способ применялся в Италии 1947, Индии 1950, Греции 1975 гг. Учредительное собрание — это специально формируемый с целью выработки и (или) принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона. Так, еще в 1791 г. во Франции одна из первых конституций принималась созванным Учредительным собранием. В последние годы посредством Учредительного собрания были разработаны и приняты конституции Болгарии, Бразилии, Камбоджи, Колумбии, Румынии и ряда других стран. Этот способ в юриспруденции получил наименование конституанты. Принятие конституции законодательным органом — парламентом страны осуществляется в особом усложненном порядке, как правило, для этого требуется квалифицированное большинство голосов депутатов. Большинство конституций социалистических государств и все советские основные законы принимались на специальных заседаниях высших законодательных органов. Во многих странах одобрение проекта основного закона представительным органом не является заключительным этапом, так как после него проект конституционного текста выносится на референдум, как это было, например, во Франции в 1946 г. Однако общенациональное голосование может быть использовано и недемократическими силами. Так, конституционный референдум применялся после захвата власти военными в Турции в 1961 г., в Греции - в 1968 г., в Чили - в 1980 г. Конституции, принятые на референдуме, по праву считаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил распространение в послевоенное время. Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. — Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г.— Пятой республики), после чего выносится на референдум; На референдуме принимались такие документы в Ирландии, Дании, Испании, на Филиппинах. В условиях демократического правления применяется сочетание двух способов: одобрение конституции представительным органом в окончательное утверждение на референдуме. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия). Жесткие конституции — это те конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному; требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США
4. Характерные черты конституций стран Запада, принятых в послевоенный период
После Второй мировой войны были приняты следующие Конституции: Германии 1949 г., Италии 1947 г., Франции 1958 г., Японии 1946 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Швейцарии 1999 г., Финляндии 1999 г. Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. 1. Они основываются на традиционном европейском варианте конституционализма, вобравшем западные либеральные ценности. 2. Закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. 3. Исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод. 4. Устанавливают обязательства государства по проведению социальной политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей. Скандинавские государства, ФРГ, Италия достигли значительных успехов в социально-экономической сфере, в нормализации отношений между работодателями, с одной стороны, и профсоюзами и наемными работниками, с другой. 5. Признали принципы политического, идеологического плюрализма и многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология. Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов. Существует огромное число общественных объединений (ассоциаций), действующих на общенациональном, региональном и муниципальном уровне. 6. Конституционные и законодательные нормы прямо и четко закрепили не только государственную и частную собственность, но и другие виды собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, предприятий с иностранным участием. 7. Зафиксировали новые подходы к проблеме соотношения национального и международного права. При коллизии между ними приоритет отдается, как правило, общепризнанным нормам и принципам международного права. Основные законы ФРГ и Японии разрабатывались при активном участии властей оккупационных держав (прежде всего США). В них содержатся демократические положения об отказе от войны, политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма. Конституции Греции, Португалии и Испании принимались 1970-е гг. после краха авторитарных режимов.
5. Понятие конституционного надзора (контроля)
Положение о высшей юридической силе конституции по отношении к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор, судебный, административный акт должен находится в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому является недействительной. Теория конституционного контроля в современном понимании впервые появилась в США. При рассмотрении дела Верховный Суд США взял на себя полномочия по осуществлению конституционного контроля, который в последующем никогда не оспаривались. В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль. Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган конституционного надзора не правомочен отменить его. Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его. Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти — правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами. В некоторых субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной юрисдикции. Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах эти правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным(проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным(осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом). По времени проведения в практике современных государств выделятся последующий и предварительный конституционный контроль. При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, талии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу. При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акт, противоречащим конституции, неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основном; закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом.
6. Органы конституционного контроля и надзора
Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные институты — органы конституционного контроля, которые созданы во многих зарубежных странах. Их обязанностью является не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих Конституции, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих конституционные нормы, если таковые уже вступили в законную силу. Осуществлять мероприятия по правовой охране Конституции могут различные государственные органы: глава государства, парламент, прокуратура, но сейчас во многих государствах созданы судебные или специальные квазисудебные органы, основной функцией которых является поддержание и обеспечение конституционной законности. Как правило, они действуют весьма эффективно. В настоящее время они существуют в абсолютном большинстве государств, где есть писаные конституции. Повсеместное утверждение данного института началось после Второй мировой войны. Конституционный надзор (контроль) может осуществляться: а) Судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике, Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона на основании которого возникло судебное дело может быть поставлен судом любой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция (например, Верховный Суд США). В ряде стран конституционный контроль (надзор) осуществляется только верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией данной страны (напр., Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР). Это децентрализованная или американская система. б) Специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль — главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов общей юрисдикции. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, ФРГ, Италия, Испания, Турция, Кипр, Болгария). Это централизованная или европейская система. Впервые она появилась в Австрии в 1920 г., а позже была воспринята многими государствами, в числе которых ФРГ (1951 г.), Италия (1955 г.), Испания (1980 г.), Российская Федерация (1991 г.) и др. в) Особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции, состав которого определяется президентом и парламентом). Аналогичная система утвердилась в некоторых африканских государствах — бывших французских колониях. В исламских государствах конституционный контроль отличается своеобразием. Так, в Пакистане наряду с Верховным судом, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски граждан, в том числе о несоответствии нормативных актов шариату.)
|
|||
|