Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логико-математические игры для детей



Логико-математические игры для детей

старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Аннотация

Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования  элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.

Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.

Задачи:

- формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания.

- развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач в разделах:

Количество и счёт:

· Познакомить с цифрами от 1 до 5;

· Учить детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; отно­сить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам;

· Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;

· Учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;

· Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5;

Решение логических задач:

· Формировать логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

· Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

 

Стоит отметить, что при реализации поставленных задач дидактические игры и задания на развитие логического мышления были подобраны в соответствии с изучаемой цифрой. Данные игры и задания используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми.

 

Перспективный план

Месяц/

Тема

Раздел: Количество и счет Раздел: Решение логических задач
Дидактические игры и задания Дидактические игры и задания
Октябрь   Цифра 1   - Покажи все цифры 1 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисован только один предмет, фигура - Сосчитай и нарисуй столько же - Продолжи ряд - «Четвертый лишний» (11А1 и т.п) - Наложенные цифры (обведи все цифры 1) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 1
Ноябрь   Цифра 2   - Покажи все цифры 2 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисовано два предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - Один или два (9) - Продолжи ряд - «Четвертый лишний» (Можно использовать цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 2) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 2 - «Веселый цифролов» (1) - Веселые задачки (см.приложение)
Декабрь   Цифра 3   - Покажи все цифры 3 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисовано три предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - «Счетная лесенка» (10) - «Гараж» (11) - Продолжи ряд 22322 и т.п. - «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 3) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 3 - «Узнай цифру» (по части) - Разложи картинки (цифры 1,2,3 написанные разным шрифтом, разложить на три группы) - «Веселый цифролов» (1) - Веселые задачки (см.приложение)
Январь   Цифра 4   - Покажи все цифры 4 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части) - Раскрась картинку, где нарисовано четыре предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - Счетная лесенка (10) - «Магазин» (14) - «Счет на слух» (5)     - Продолжи ряд 2 3 4 2 4 3 2 1 4 и т.п. - «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 4) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 4 - Узнай цифру (по части) - Разложи картинки (цифры 1,2,3,4 написанные разным шрифтом, разложить на четыре группы) - Веселый цифролов (1) - Веселые задачки (см. приложение)
Февраль   Цифра 5   - Покажи все цифры 5 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части) - Раскрась картинку, где нарисовано пять предметов, фигур - Сосчитай и нарисуй столько же - Следопыты (8). - Счетная лесенка (9) - «Грибники» (14) - «Цифры поссорились» (15) - «Угадай, какое число закрыто» (16)   - Продолжи ряд 2 3 4 2 4 3 2 1 4 и т.п. - Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 5) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 5 - Узнай цифру (по части) - Веселый цифролов (1) - Веселые задачки (см. приложение) - «Чудесный мешочек» (12) - «Сосчитай на ощупь» пальцами пуговицы на карточках.  
Март   Цифра 0   - Сказка «Спор цифр»  (18); - Покажи все цифры 0 по порядку; - Соедини одинаковые цифры; - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части);   - Продолжи ряд 0 1 2 0 2 1 0 2 и т.п. - Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 0) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 0 - Узнай цифру (по части)
Апрель   Счет с названием итогового числа   - Найди цифру, которую я назвала (от 0 до 5), выложи их по порядку - Не собьюсь – считать умею (посчитать количество предметов, обозначить нужной цифрой) Различие количественного и порядкового счета. - Отвечаем на вопрос «сколько», «какой по счету» - Театр (дети находят свое место (место матрешки, мышки, зайца и т.п.) в зрительном зале по словесному описанию или по «билету», где указан номер ряда и номер места). - «Угадай-ка» (3) -Закрепление знаний цифр, порядкового счета - «Какое число задумано» - «Продолжи счет» - «Скажи последующее число» - «Назови предыдущее» -  «Какой цифры не стало» - «Строим дома» (18)   - Танграм (цифры) (11)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Веселые задачки

Цель: приобщение детей к активной умственной деятельности, выработка умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, а так же уточнение, конкретизация знаний у детей о числах, их назначении.  

Цифра 2

1) Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная.

                               Ответ: Коньки

2) Один говорит,

Двое глядят, двое слушают.

                               Ответ: Язык, глаза, уши

3) Два соседа — непоседы.
День — на работе, ночь — на отдыхе.
                              Ответ: Глаза

Цифра 3

1) Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя)

2) У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор) .

3) Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз - значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Цифра 4

1) Четыре братца под одним шатром стоят.
Ответ: Стол

2) Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
Ответ: Поросенок

3) Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Ответ: Времена года

Цифра 5

1) Пред тобой – пятерка братьев,Дома все они без платьев.

А на улице зато

    Нужно каждому пальто.

                                                   (Перчатка и рука.)

2) В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

3) Есть, друзья, такая птица,

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною – вся семья.

(Пятерка)

 

 

ИГРЫ

1. «Весёлый цифролов»

Цель:  упражнять в запоминании и различении цифр.

Оборудование: цифры от 0 до 5, вырезанные из картона, нитки, скотч.

В кабинете на ниточках развешаны цифры, вырезанные из картона. Задача игроков: подбегать и срывать только те цифры, которые меньше или равны 2 (3,4,5) . Игра окончена, когда каждый игрок окажется с цифрой в руке

2. «Закрепляем цифры»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

3. «Угадай-ка»

Цель:  упражнять детей в порядковом счете

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

4. «Счет на слух»

Цель: упражнять в счете на слух

Ход игры: для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

Вариант 3: Подними такую цифру, сколько раз я хлопнула, ударила молоточком, топнула, постучала

5. «Угостим зверюшек»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов

Поставьте перед ребенком игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

6. «Считай, не ошибись!»

Цель: учить детей считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

7.  «Следопыты»

Цель: совершенствовать навык количественного счета, развивать наблюдательность, концентрацию внимания.

Ход игры: для этой игры понадобятся карточки с точками. Ребенка просят принести столько игрушек, сколько на карточке кружков.

8.  «Один или два»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Для этой игры понадобятся карточки с цифрами 1 и 2. Педагог просит ребенка принеси столько кубиков (игрушек, карандашей, палочек и т.п.), сколько показывает цифра на карточке. В этой игре закрепляем умение соотносить цифры с количеством.

 

9.  «Счетная лесенка»

Цель: развивать у детей представление о последовательности чисел

Ход игры: Детям предлагается посчитать ступеньки у лесенки и расставить цифры по порядку от самой меньшей к большей.

 

 


                                              

 


                                             

 

10.  «Гараж»

Цель:  закреплять представления детей о количестве и цифрах первого десятка.

Ход игры: Машины обозначены цифрами, а на гараже соответствующее количество точек, или наоборот.

11.  Танграм

Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ способа расположения частей, составление цифры, ориентируясь на образец.

Ход игры. Ребенку предлагается составить цифру.

12.  «Чудесный мешочек»

Цель:  упражнять в различении цифр на ощупь.

Оборудование: цифры.

Предлагаются цифры в виде карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу. Цифры могут быть деревянные, пластмассовые и из др. материалов.  Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

13. «Магазин»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Обозначать цифрами  количество предметов.

14. «Грибники»

Цель: закрепление числа и цифры 5, соотносить количество предметов и цифру.

Детям предлагается собрать грибы в корзину, посчитать и обозначить цифрой.

 

 

15.  «Цифры поссорились»

Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.

Ход игры: работа с числовым рядом, поставить цифры на место, назвать соседей.

16.  «Угадай, какое число закрыто»

Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.

Ход игры: работа с числовым рядом, педагог просит ребенка назвать цифру, которая спряталась.

17.  Сказка «Спор цифр» В.В. Волина Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2003.  стр. 17-18

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.