|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логико-математические игры для детейСтр 1 из 2Следующая ⇒ Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Аннотация Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию. Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития. Задачи: - формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания. - развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. - повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Данная цель реализуется через решение следующих задач в разделах: Количество и счёт: · Познакомить с цифрами от 1 до 5; · Учить детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам; · Учить детей соотносить цифры с количеством предметов; · Учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; · Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5; Решение логических задач: · Формировать логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение); · Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Стоит отметить, что при реализации поставленных задач дидактические игры и задания на развитие логического мышления были подобраны в соответствии с изучаемой цифрой. Данные игры и задания используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми.
Перспективный план
ПРИЛОЖЕНИЕ Веселые задачки Цель: приобщение детей к активной умственной деятельности, выработка умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, а так же уточнение, конкретизация знаний у детей о числах, их назначении. Цифра 2 1) Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная. Ответ: Коньки 2) Один говорит, Двое глядят, двое слушают. Ответ: Язык, глаза, уши 3) Два соседа — непоседы. Цифра 3 1) Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя) 2) У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор) . 3) Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз - значит, можно улицу перейти сейчас (светофор). Цифра 4 1) Четыре братца под одним шатром стоят. 2) Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. 3) Один седой, другой молодой, Цифра 5 1) Пред тобой – пятерка братьев,Дома все они без платьев. А на улице зато Нужно каждому пальто. (Перчатка и рука.) 2) В снег упал Сережка, А за ним Алешка, А за ним Маринка, А за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? 3) Есть, друзья, такая птица, Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною – вся семья. (Пятерка)
ИГРЫ 1. «Весёлый цифролов» Цель: упражнять в запоминании и различении цифр. Оборудование: цифры от 0 до 5, вырезанные из картона, нитки, скотч. В кабинете на ниточках развешаны цифры, вырезанные из картона. Задача игроков: подбегать и срывать только те цифры, которые меньше или равны 2 (3,4,5) . Игра окончена, когда каждый игрок окажется с цифрой в руке 2. «Закрепляем цифры» Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру. Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее. 3. «Угадай-ка» Цель: упражнять детей в порядковом счете Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше". 4. «Счет на слух» Цель: упражнять в счете на слух Ход игры: для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен. Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..." Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов. Вариант 3: Подними такую цифру, сколько раз я хлопнула, ударила молоточком, топнула, постучала 5. «Угостим зверюшек» Цель: формировать у детей представления о количестве предметов Поставьте перед ребенком игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек. 6. «Считай, не ошибись!» Цель: учить детей считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке. Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе. 7. «Следопыты» Цель: совершенствовать навык количественного счета, развивать наблюдательность, концентрацию внимания. Ход игры: для этой игры понадобятся карточки с точками. Ребенка просят принести столько игрушек, сколько на карточке кружков. 8. «Один или два» Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру. Для этой игры понадобятся карточки с цифрами 1 и 2. Педагог просит ребенка принеси столько кубиков (игрушек, карандашей, палочек и т.п.), сколько показывает цифра на карточке. В этой игре закрепляем умение соотносить цифры с количеством.
9. «Счетная лесенка» Цель: развивать у детей представление о последовательности чисел Ход игры: Детям предлагается посчитать ступеньки у лесенки и расставить цифры по порядку от самой меньшей к большей.
10. «Гараж» Цель: закреплять представления детей о количестве и цифрах первого десятка. Ход игры: Машины обозначены цифрами, а на гараже соответствующее количество точек, или наоборот. 11. Танграм Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ способа расположения частей, составление цифры, ориентируясь на образец. Ход игры. Ребенку предлагается составить цифру. 12. «Чудесный мешочек» Цель: упражнять в различении цифр на ощупь. Оборудование: цифры. Предлагаются цифры в виде карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу. Цифры могут быть деревянные, пластмассовые и из др. материалов. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь. 13. «Магазин» Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру. Обозначать цифрами количество предметов. 14. «Грибники» Цель: закрепление числа и цифры 5, соотносить количество предметов и цифру. Детям предлагается собрать грибы в корзину, посчитать и обозначить цифрой.
15. «Цифры поссорились» Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду. Ход игры: работа с числовым рядом, поставить цифры на место, назвать соседей. 16. «Угадай, какое число закрыто» Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду. Ход игры: работа с числовым рядом, педагог просит ребенка назвать цифру, которая спряталась. 17. Сказка «Спор цифр» В.В. Волина Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2003. стр. 17-18
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|