Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ «ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ»



ЛЕКЦИЯ «ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ»

Подготовка и прежде всего планирование музыкального занятия — процесс творческий. В нем, как в зеркале, отражается понимание учителем стратегического и тактического направлений в работе, его музыкально-педагогической технологии. По сути, планирование — это конкретное воплощение учителем своего творческого видения того, как реализовать цели и выполнить те задачи, которые призвана решать система общего музыкального образования, как целенаправленно и последовательно подготовить своих учеников к творческому, живому общению с музыкой, вовлечь их в мир музыкального искусства, подготовить к музыкальному самообразованию.

Необходимым условием планирования урока музыки является знание учебных программ по музыке для общеобразовательной школы, а также умение определять содержание урока и его организацию в соответствии с концептуальными установками той или иной из них.

Планирование музыкальных занятий можно разделить на два уровня:

· планирование занятий учителем;

· планирование, осуществляемое студентом в период педагогической практики.

В первом случае планирование осуществляет учитель-музыкант, уже обладающий опытом организации музыкальных занятий и определенным уровнем мастерства. Во втором случае — студент-практикант, который только начинает овладевать своей профессией. Таким образом, планирование учителем музыки и студентом практикантом имеют существенные отличия. В чем же разница между ними и каковы общие черты?

Практикующий учитель-музыкант обладает знаниями нормативных документов (Государственные стандарты начальной и основной школы, примерные программы по музыке для разных уровней образования), многих учебных; программ общего и дополнительного образования. Исходя из собственных профессиональных ориентаций, учитель имеет возможность выбрать ту программу, которая представляется ему наиболее предпочтительной. Более того. Учитель-музыкант имеет право создать и свою собственную программу (с соответствующим утверждением ее на педагогическом совете школы и на методическом объединении учителей музыки района или города). В целом же имеется в виду, что учитель музыки, остановивший свой выбор на той или иной программе и работающий по этой программе, хорошо представляет ее как в целом, так и поэтапно — от класса к классу. При этом важно иметь в виду, что учитель, выбрав ту или иную программу, неизбежно корректирует ее, исходя из уровня музыкальной и общей культуры учащихся конкретного класса, своих личностных предпочтений, прежде всего относительно музыкального материала, акцентов в преобладании того или иного вида музыкальной деятельности, теоретических, исторических, межпредметных, опосредованных знаний и т.д. Словом, подход к реализации той или иной программы может и должен быть творческим со стороны учителя в самых разных направлениях.

Кроме того, в практике постоянно возникает необходимость корректировать, дополнять и обогащать программу с учетом профессиональной позиции конкретного учителя, особенностей того или иного класса. Так, в одном классе учитель делает акцент на творчестве одних композиторов, а в параллельном классе их выбор иной. В одном классе в занятиях преобладает хоровое пение, в другом — слушание музыки и т. д. И в таком подходе также проявляется творчество учителя.

Однако при этом необходимо самым внимательным образом отнестись к рекомендациям авторов той или иной программы. Так,Д.Б. Кабалевский,неоднократно рекомендуя учителю уходить «от власти схемы», чувствовать себя свободным в выборе самых разных, связанных с работой по программе, методов, акцентировал внимание на необходимости соблюдать два условия:

1. Строго следовать логике и общему замыслу тематического построения программы: «Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен нарушить ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы».

2. В выборе музыкального материала останавливать внимание на сочинениях, «наиболее значительных и ценных в художественном, педагогическом и воспитательном отношениях».

Практикующий учитель музыки имеет возможность видеть «дальнюю пер­спективу» в реализации той или иной программы, осмыслить ее целостно как путь формирования музыкальной культуры школьников с первого до последнего класса. Для него становится видимой и «средняя перспектива» разных уровней, то есть программа того или иного класса, той или иной учебной четверти и, наконец, «ближайшая перспектива» — то есть конкретный урок. И в этом опыте учителя — его огромное преимущество, поскольку он имеет возможность, с одной стороны, в конкретном уроке видеть весь пройденный путь, с другой стороны, представлять себе в большей или меньшей степени перспективу развития своих воспитанников.

Всеми этими преимуществами студент-практикант еще не обладает. По­этому его задачи в период педагогической практики в целом и относительно планирования музыкальных занятий, в частности, — значительно скромнее Тем не менее задача научиться планировать свою работу является чрезвычайно важной.

Обратим внимание еще на один момент. Если учитель сам выбирает среди прочих приглянувшуюся ему учебную программу или сам составляет авторскую программу, то студенту предстоит прежде всего научиться работать по той программе, по которой работают в школе, где он проходит практику (к этому следует заметить, что в отдельных вузах студентам предоставляется право выбрать школу для практики, где занятия ведутся по программе, которая на основании предварительного изучения различных программ кажется практиканту наиболее привлекательной).

Далее. Студенту-практиканту трудно посмотреть на проведенный им урок с учетом ранее пройденных уроков, увидеть «дальнюю», а иногда даже и «сред­нюю» перспективу развития детей на основе опыта, которого у него пока просто нет. Поэтому при планировании музыкальных занятий, особенно на первых порах, речь идет, прежде всего, о подготовке к ближайшему конкретному уроку и приобретению для этого необходимых знаний, умений и навыков. Лишь по истечении времени появляется возможность постепенно, все с большей тщательностью связывать проведенные уроки с предыдущими.

Означает ли все сказанное выше, что студенту-практиканту только и оста­ется, что следовать заранее спланированной в данной школе программе? Нет. Для творческой работы ему предоставляются довольно широкие возможности даже в тех рамках, которые были обозначены выше.

Во-первых, студент вправе по собственному усмотрению (но по согласова­нию с методистом и учителем) выбирать музыкальный материал, с одной стороны, отвечающий известным требованиям, с другой — возможностям его воплощения. Один студент ярче проявляет себя в вокальном исполнении, дру­гой — в исполнении фортепианной музыки.

Во-вторых, следует иметь в виду, к руководству каким видом деятельности, учащихся студент подготовлен лучше, чувствует себя наиболее уверенно и убе­дительно. Один — лучше организует процесс слушания музыки, другой — хоро­вого пения. На первых порах эти индивидуальные способности особенно важно учитывать при подготовке к уроку и реализовывать их как можно полнее.

Как известно, методика планирования урока может быть бесконечно раз­личной и выбор ее главным образом зависит от предпочтений самого учителя. Вряд ли даже самый опытный и знающий методист может предложить схему, следовать которой согласятся все другие учителя. Более того: опытный методист рекомендует студентам, как правило, на выбор разные схемы, разную степень подробности составления плана, конспекта, методической разработки урока. И все же на первых порах овладения студентом знаниями, умениями и навыками подготовки к музыкальному занятию ему целесообразно выполнить ряд непременных условий, прежде чем приступать к занятиям с учащимися:

1. Тщательно изучить ту учебную программу, которой следует учитель, про­являя соответствующие знания о ней в беседе с методистом или учителем данной школы.

2. Планировать предстоящий урок музыки следует только после просмотра, по меньшей мере, двух предыдущих уроков в этом классе, что даст возможность:

а) представить уровень музыкальных знаний, умений и навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и опыт творческой деятель­ности учащихся конкретного класса;

б) составить представление об общем уровне и особенностях развития уча­щихся;

в) изучить манеру, стиль общения учителя с учащимися, принципы, методы и приемы организации урока.

3. Наблюдая за процессом музыкальных занятий, необходимо думать в осо­бой мере о двух обстоятельствах: во-первых, каким образом достичь преем­ственности в занятиях по отношению к учителю музыки (что является необхо­димым условием) и, во-вторых, в чем можно проявить себя творчески, прежде всего как музыканту (как педагог студент может проявить себя творчески на первых порах крайне редко, а вот как музыкант, уже много лет осваивающий свою профессию, он способен проявить себя, что не только можно, но и нужно). Что здесь имеется в виду?

Если один студент, например, ярче всего проявляет себя как исполнитель, то и правомерно эту способность в большей степени продемонстрировать. Иногда приходится встречаться с тем, что студент, который прекрасно владеет баяном или скрипкой, приходит на урок без этих инструментов и играет только на фортепиано, что удается ему менее успешно. Или студент, хорошо владеющий вокалом, не посчитал нужным спеть на уроке красивую песню или романс. Это большая ошибка, потому что из-за этого дети увидели в своем новом учителе совсем не того музыканта, которым он является на самом деле. Не будем скрывать того важного обстоятельства, которое очевидно: студент-практикант должен понравиться ребятам прежде всего, как музыкант.

Конечно, кроме всего прочего, здесь важную роль играет точное «попада­ние» в выборе музыкального материала, что часто в значительной мере опреде­ляет успех урока. Но, опять же, мало того, чтобы удачно выбрать музыку. Нужно ее еще и ярко преподнести.

Как уже подчеркивалось ранее, вариантов планирования урока может быть великое множество. Каждый методист, учитель, как правило, следует выбранной им схеме. Задача состоит в том, чтобы в процессе обучения практикант не только познакомился, но и освоил разные подходы к планированию и только после этого выбрал для себя наиболее предпочтительный.

Что общее можно выделить в самых разных схемах планирования урока? Это тщательное обдумывание идеи, темы, логики урока и стремление реализовать их в самых разных видах музыкальной деятельности. Как подчеркивает В.А. Левин, у учителя, прежде всего, должен сложиться «образ хорошего урока», где четко определены его учебная, нравственная, художественная задачи и пути их достижения. Если эти задачи не поставлены и не решены, замысел и логика урока принимают размытый, неопределенный характер.

В связи с этим необходимо отметить, что к настоящему времени сложилось много различных вариантов построения урока. Как известно, урок может быть построен в форме «сонатного аллегро» (идея Н.Л.Гродзенской), в форме рондо, в двухчастной форме с репризой, по принципу эмоционального контраста и др. При этом в педагогической практике широкое применение находят такие новые подходы к планированию, как разработка «драматургии урока», «сценария урока» («партитуры урока»). Особое внимание в этой связи обращает на себя принцип «сходства и различия» Д.Б. Кабалевского, который рассматривает его как важнейший в развитии музыкальной культуры учащихся. Метод эмоциональной драматургии, разработанный Э.Б. Абдуллиным, включает в себя такие пути и средства, как контраст настроений, видов и форм музыкального занятия, его кульминацию и многое другое. Все это с очевидностью указывает на связь музыкального занятия в рамках общего музыкального образования — с деятельностью сценариста, режиссера.

Планирование связано и с поведенческой стороной деятельности учителя музыки: как реализовать замысел урока в исполнительском плане. Здесь учитель выступает в роли актера, продумывая до деталей всю линию поведения на уроке (темпоритм, выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики); смысловые паузы; перевоплощение в зависимости от конкретного «образа» урока, ситуации.

По мнению С.Л. Старобинского, при написании «партитуры» музыкаль­ного занятия объектом планирования могут быть: драматургическое развитие урока (форма), музыкальный и вербальный материал (содержание), совместная с учащимися деятельность.

При разработке драматургии, сценария, партитуры урока педагог-музыкант рекомендует прописывать: деятельность учителя, деятельность учащихся (включая возможные ответы на вопросы) и, условно говоря, «деятельность» музыкаль­ного произведения1. При этом имеется в виду функция, которую выполняет данное произведение в обучении, в общении, в развитии музыкального вос­приятия, музыкального мышления, творческого воображения и т.д.

Планирование урока музыки следует завершать продумыванием того, по каким параметрам и критериям будет оцениваться собственная деятельность учителя и деятельность учащихся, что, соответственно, будет учтено при пла­нировании следующего урока. ***

В последние годы, следуя Д. Б. Кабалевскому, учителя музыки все чаще стремятся конструировать урок по законам искусства, что, как уже отмечалось, предполагает построение определенной драматургии урока, в которой, как правило, следует избегать чередующихся друг за другом одних и тех же видов музыкальной деятельности, одних и тех же настроений в музыке, стремиться к построению эмоциональной и смысловой кульминации урока. Всякого рода контрасты —вот необходимое условие практически каждого успешно прове­денного урока. Важную роль играют и связки между фрагментами урока. Они должны быть направлены не только на органичный переход от одного эпизода занятия к другому, но и служить важнейшей функции установления целостности всего урока.

Как бы хорошо учитель ни знал своих учеников, невозможно точно предуга­дать их реакцию на то или иное прослушанное музыкальное произведение, их ответы на поставленные вопросы и многое-многое другое. Даже опытный учитель в большинстве случаев может представить себе лишь наиболее типичные для учащихся того или иного конкретного класса ответы или иные реакции, которые. он предполагает получить. Но нередко на уроке возникают и неординарные ситуации, которые не могут остаться незамеченными и ведут к существенным изменениям в ходе урока. Здесь начинается творческая импровизация учителя, стремящегося органично вплести не предвиденный заранее отклик детей на поставленную задачу в ткань урока, встроить его в общую логику занятия.

Как правило, опыт проведения уроков у большинства студентов еще так мал, что не позволяет при планировании точно и корректно сформулировать вопросы и «предугадать» возможные ответы на них своих учащихся. Поэтому к таким изменениям всегда нужно быть готовым. Однако это довольно сложно,

и далеко не всегда начинающие учителя успешно выходят из подобных ситу­аций. Как ни парадоксально, но в этом случае им нередко пытаются помочь сами учащиеся.

Именно так, к примеру, было на одном из уроков, проводимом студенткой музыкального факультета — будущим учителем музыки в одной из московских школ. Тема урока: «Развитие в музыке». После раскрытия этой темы на нескольких знакомых учащимся музыкальных образцах практикантка позна­комила детей с новой для них песней (в ее словесном тексте было описание события, но не было его развития) и спросила детей, есть ли в этой песне развитие? Сама она была в полной уверенности, что — «есть». Но один из учеников сразу же ответил: «Нет! В этой песне нет развития. Пограничник как стоял на посту, так и стоит». Удивление учительницы было так велико, что ' она просто замолчала, не зная, что же ей сказать. Видя, что что-то не так, весь ' класс замер. Установилась так называемая «немая» пауза. Она как бы «повисла» над классом, и казалось, что ничто уже не сможет нарушить установившуюся тишину. В глазах учителя можно было увидеть недоумение и полную растерянность. Пауза была столь длительной, что, почувствовав неловкость, тот же мальчик робко сказал с вопросительной интонацией: «Возможно, и было развитие. Ведь, когда он стоял на посту, он о чем-то думал?». «Схватившись» за эту «соломинку», студентка вышла из оцепенения и стала рассказывать о том, как важны в песне не только слова, но и музыка, как они дополняют друг друга и что она имела в виду, спрашивая о развитии музыки именно в этой песне.

Разработанный студентом-практикантом план занятия можно представить себе, как результат творческого осмысления, им будущего урока, как определенную ступень в общей системе музыкально-образовательной работы с данным коллективом учащихся.

Если провести аналогию с творческим процессом создания музыкального произведения, то это — «музыкально-педагогическое произведение», которое уже написано, но еще не исполнено. Разработанный с той или иной степенью полноты, такой план становится «композиционной моделью» для дальнейшего творчества учителя-музыканта. Именно в процессе его воссоздания рождает­ся само музыкально-педагогическое произведение, которое никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть повторено точно в таком виде, как это было на данном конкретном уроке.

Как известно, существуют разные подходы к планированию урока музыки.

Так, по мнениюО.А. Апраксиной,планирование предусматривает разра­ботку планов отдельного урока, четверти, года. Основную рабочую нагрузку несет план на учебную четверть, который определяет систему уроков. В плане отдельного урока, как считает педагог-музыкант, намечаются его примерный ход, «дозировка» тех или иных видов деятельности, заданий1.

Н.Л. Гродзенскаяособо подчеркивает необходимость предусмотреть в пла­не урока все его содержание. По мнению исследователя, учителю надлежит точно представлять весь урок, рассматривая план урока как «канву, по кото­рой учитель творчески вышивает его содержание»1.

Планы уроков могут принципиально отличаться по степени полноты их изложения.Обязательным для них является:

· обозначение цели, темы, идеи урока, его основных задач;

· определение образа урока и музыкально-педагогического жанра, в кото­ром он будет решен;

· выстраивание порядка следования музыкального и другого учебного ма­териала на уроке в соответствии с драматургическим замыслом (включаю­щим, как минимум, форму проведения урока, его составные части и характер взаимосвязи между ними; виды и формы музыкальной деятельности);

· определение способов и приемов достижения поставленных задач;

· примерное время, отводимое на отдельные фрагменты урока;

· перечисление необходимого оборудования.

Обратим внимание на то, что в последнее время в ряде методических посо­бий, обращенных к тем или иным программам по музыке, основной акцент ставится на слушательской деятельности и, как правило, отсутствуют конкретные указания на необходимость целенаправленного и последовательного развития музыкального исполнительства как необходимой части духовной куль­туры. В этой связи возникает необходимость подчеркнуть, что в плане урока должны быть раскрыты задачи:

· воспитательные, направленные прежде всего на развитие приоритетных для музыкальных занятий качеств личности, опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта музыкально-творческой деятельности и художествен­ного вкуса;

· обучающие, предусматривающие усвоение знаний музыки и знаний о му­зыке, ее связь с другими искусствами; формирование музыкальных умений, навыков исполнения музыки, особенно в хоровом пении, а также в процессе игры на музыкальных инструментах и музыкально-пластического интониро­вания и на этой основе — развитие музыкальных способностей учащихся.

Продумывая планирование урока, необходимо иметь в виду, что даже самая подробная методическая разработка урока часто не может создать целостное и достаточно ясное представление о ходе урока. Вот почему по одной и той же методической разработке один учитель-практикант (или учитель музыки) может дать яркий и успешный урок, а у другого студента он может получиться маловыразительным и неубедительным. Почему?

Во-первых, потому что в большой степени успех урока будет зависеть от профессиональной оснащенности учителя как музыканта: мастерства его ис­полнения музыки, его умений как дирижера-хоровика и т.д. Не секрет, что, даже попав в точку в выборе музыкального материала для урока (этот фактор имеет огромное значение!), учитель гарантирует его успех только при грамотном, выразительном «обращении» с музыкальным материалом.

Во-вторых, большое значение имеет интонационная выразительность сло­весных высказываний учителя. Если текст произносится вяло, дикционно не­ясно и не устанавливает при этом необходимый контакт с учащимися, ту атмосферу взаимопонимания, которая должна быть на уроке искусства, са­мый грамотно подготовленный урок не будет иметь успеха.

В-третьих, необходимо ясно представлять себе, в каком тоне, темпе и ха­рактере целесообразно вести урок с данным конкретным классом, и ориенти­роваться при этом на тот стиль деятельности, который, по мнению студента, выглядит наиболее предпочтительно у учителя музыки или, например, учителя начальных классов, который занимается с этими учащимися. Важно заранее отрепетировать тон, с которым он будет вести диалог с учащимися, пре­дусмотреть приемы, с помощью которых можно установить необходимую дис­циплину в классе с первых минут урока.

Опытный учитель музыки может при подготовке к уроку ограничиться сравнительно кратким планом или конспектом урока. Но даже опытные учителя, имеющие многолетний стаж педагогической работы, придают планированию занятий большое значение. Многие из них постоянно готовят развернутые поурочные разработки, считая их необходимым для себя этапом работы. При чем созданию таких разработок нередко предшествует длительный процесс, в ходе которого первоначальный контур занятия не только обогащается, но иногда и претерпевает достаточно значительные изменения: учитель заменяет ранее отобранные музыкальные образцы другими, перестраивает драматургию занятия, вводит новые, ранее не запланированные элементы и т.д.

После проведения урока учитель мысленно возвращается к разработанному им плану или конспекту занятия. Анализируя полученные результаты, он пы­тается определить, что же из запланированного у него получилось, а что — нет, и т.д.

Постепенно, путем проб и ошибок, каждый учитель «выводит» для себя именно ту схему планирования, полноту и форму изложения материала, которые отвечают его педагогическому мышлению, его личному видению соотношения плана, конспекта, методической разработки урока и реального занятия. В этом случае каждая из этих форм планирования способна стать для него «стартовой площадкой» для творческого проведения конкретного занятия.

Добавим к сказанному, что выбранная студентом-практикантом форма планирования музыкального занятия должна быть много раз предварительно озвучена, а предполагаемый музыкальный материал проигран или спет. Крайне желательно показать включенный в урок музыкальный материал преподавателю соответствующего класса, отработав при этом все необходимые детали. Это поможет мысленно увидеть и услышать созданную методическую разработку, представить ее целостно: в определенном ритме и темпе. При этом часто ста­новятся очевидными те или иные слабые стороны, которые удается предвари­тельно устранить.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.