Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международная политика и дипломатические связи»



ЛЕКЦИЯ

учебная дисциплина:

«Международная политика и дипломатические связи»

от 27.10.2020 г.

Тема

Политическое измерение международных экономических отношений

ч.2.

Вопросы:

 

1. Понятие энергетической дипломатии. Энергетическая составляющая в системе современных международных отношений.

2. Корпоративный уровень энергетической дипломатии.

 

Вопрос 1.

 

Вопросы энергетики в современном мире играют существенную роль при определении внешнеполитических стратегий во взаимоотношениях государств. Одним из основных средств реализации таких стратегий является энергетическая дипломатия. Геополитика при этом играет роль координатора направления дипломатических средств и методов с целью установления взаимовыгодного сотрудничества между государствами в энергетической сфере.

Энергетическая дипломатия и геополитика входят в состав вопросов по внешней энергетической политике, непосредственно характеризующих развитие международного энергетического права на ряду с энергетической безопасностью, международными институтами энергетического права (универсальные и региональные организации), энергетическими рынками, отраслями промышленности и инфраструктурой, экологией мировой энергетики.

Понятие «энергетическая дипломатия» включает в себя практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств по осуществлению целей и задач «внешней энергетической политики».

Под «внешней энергетической политикой» понимается сфера деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов. Заметим, что цели, задачи, приоритеты и направления внешней энергетической политики тесно связаны с «внешней политикой».

В настоящее время сложилась система мировой энергетической политики и дипломатии на глобальном, региональном, межгосударственном и корпоративном уровнях. Формируются организационноправовые основы двусторонней и многосторонней энергетической дипломатии.

Основные вопросы, разрешаемые с помощью энергодипломатии:

-проблемы международного транзита (обеспечение надежного и бесперебойного функционирования транзитных маршрутов);

-противоречия между потенциальными транзитными странами в борьбе за экспортные маршруты транспортировки углеводородов;

-неурегулированность территориальных споров между странами по поводу смежных районов, богатых энергетическим сырьем;

-разграничение прав на морские месторождения между соседними государствами; решение инвестиционных проблем и развитие крупных энергетических проектов;

-вопросы ценообразования и стабильности энергетических рынков.

Крупнейшими потребителями в настоящее время и в обозримой перспективе будут Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и другие, быстро развивающиеся страны с энергоемкими экономиками. Значительным остается спрос на энергию в экономически развитых странах, причем, как на традиционную,  на основе углеводородов, так и на альтернативную, на основе биотоплива, ветра, солнца и т.д.

В «Зеленой книге» Комиссии ЕС по энергетике утверждается, что «доступ к энергии является основополагающим для повседневной жизни каждого европейца». ЕС является лидером по импорту энергии в мире и занимает второе место по объему ее потребления. Поэтому ЕС в первую очередь заинтересован в бесперебойном обеспечении энергоресурсами и первым стал искать возможности альтернативного энергоснабжения.

Мировые запасы газа сосредоточены главным образом в России (48 трлн. т), Иране (26 трлн. т), Катаре (около 25 трлн. т). Что касается его добычи, то безусловный лидер – Россия (598 млрд. т). В США добывается около 526 млрд. т. При сохранении нынешних объемов и темпов роста добычи (около 1,5 трлн. т в год в 10 основных странах добычи) и разведанных запасах (около 136 трлн. т в тех же странах) газа должно хватить еще примерно на 90 лет.

При сохранении современных темпов мирового потребления нефти к 2020-2030 годам будут исчерпаны до 80% доказанных запасов, которые составляют от 821 до 1055 млрд. баррелей. Основные месторождения нефти сосредоточены в Персидском и Мексиканском заливе, Западной Сибири, на островах Малайского архипелага и Новая Гвинея, Каспийском и Северном морях и на о-ве Сахалин.

Активную добычу нефти осуществляют 95 стран мира, среди которых до 85% добычи осуществляют 10 крупнейших нефтедобывающих государств. Среди основных факторов, влияющих на объемы потребления природных энергоресурсов, выделяются темпы экономического роста, численность населения, динамика мировых цен, эффективность энергосберегающей политики отдельных стран или интеграционных объединений, изменение климата и другие.

Наиболее высокий рост потребления природных энергетических ресурсов (ПЭР) за 2001-2030 годы следует ожидать в развивающихся странах (131%), в Китае (169%). В промышленно развитых странах прогнозируется рост потребления ПЭР на уровне 19%, в СНГ – 45%. При этом доля развивающихся стран может достигнуть 45%, а промышленно развитых – сократиться до 42,6%. Доля России прогнозируется на уровне 6,8%.

Основные аспекты международной энергетической безопасности – военно-политический, финансовый, экологический, технологический и экономический, которые тесно связаны между собой. Существует потенциальная опасность военного конфликта, а в результате – повышенной международной напряженности на почве чрезмерной поляризации мирового ТЭК. На одном полюсе – нефтеизобильные страны, на другом – энергозависимые.

Как показал мировой финансовый кризис, страны, экономика которых напрямую зависит от экспорта одного-двух видов энергоносителей (к ним, как известно, относится и Россия), испытывают неустойчивость своего финансового положения. Импортеры углеводородного сырья также зависят от конъюнктуры мирового рынка.

В этой связи можно утверждать, что состояние международной транспортной инфраструктуры является важнейшим фактором международной политической безопасности.

Что касается финансовых аспектов международной энергетической безопасности, то здесь обращает на себя внимание продолжающаяся зависимость международных расчетов на мировом рынке от доллара США. Изменения долларовых ставок по решению Федеральной резервной системы (ФРС) США приводят к резким ценовым колебаниям и, в конечном счете, к долговым кризисам. В этом смысле представляется перспективным переход к расчетам в других валютах (например, в российских рублях) и постепенный отход от долларовой монополии на рынках энергоресурсов. Эта мысль прозвучала на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2009 года из уст В. Путина. У России уже имеются предварительные договоренности с рядом стран, например, с Белоруссией, Вьетнамом и другими, о переходе в расчетах за российский газ за рубли.

Все более значимым аспектом энергетической безопасности является безопасность экологическая. Достаточно вспомнить аварии нефтеналивных судов при транспортировке нефти по мировому океану, аварии на газопроводах, нефтяной платформе BP в Мексиканском заливе и т.д. В целях обеспечения безопасности страны-экспортеры тратят огромные средства на модернизацию своих производственных мощностей, закупая необходимое оборудование в экономически развитых странах.

Энергетический фактор в дипломатии имеет как экономическое, так и политическое значение, поскольку энергетические проблемы стоят в ряду глобальных угроз ядерной войны, эпидемий, экологического кризиса, проблем экономического роста, демографических проблем, международного терроризма и других.

Впервые понятие энергетической безопасности было дано Международным энергетическим агентством (IEA) в 1985 году как «достаточное снабжение энергией по приемлемой цене».

В 1993 году понятие энергетической безопасности было дополнено позициями по охране окружающей среды и свободной торговле, а в 2004 году энергетическая безопасность стала определяться как «доступная энергия в любое время и в любых формах, в достаточных количествах, по приемлемым и/или предполагаемым ценам..., доступность нефти и газа в достаточных количествах, даже в случае риска нарушения снабжения».

Всемирный банк дает следующее определение энергетической безопасности: «Обеспечение адекватных и надежных поставок энергоносителей в формах неопасных для окружающей среды по конкурентоспособным ценам».

Вопрос 2.

В отношениях между западными ТНК имеются общие интересы, в том числе обусловленные необходимостью обеспечения странпотребителей в долгосрочных и стабильных поставках энергетическими ресурсами из внешних источников по разумно низким ценам. Кроме того, ведущие ТНК объединяет заинтересованность в координации совместных шагов в отношении группы государств — экспортеров нефти, входящих в ОПЕК. В то же время они выступают конкурентами на мировых рынках, в том числе при решении задач обеспечения доступа к ресурсно-сырьевой базе в зарубежных странах. Несмотря на существование партнерских отношений, зарубежные ТНК представляют серьезную конкуренцию российским компаниям. В идеале интересы ТНК и государств их базирования должны совпадать, однако, на практике это не всегда так. Как правило, компании энергетического профиля, вовлечен ные в крупные международные проекты, имеют международную корпоративную стратегию, механизмы и методы ее осуществления со своими национальными особенностями. Наибольшим опытом и умением в области ведения бизнеса в глобальных масштабах располагают ТНК, базирующиеся в промышленно развитых странах. Среди них выделялась группа так называемых англо-саксонских компаний, образовавших в 30-е гг. международный картель «семь сестер». В дальнейшем состав этой группы был расширен. В нее также вошли компании из Франции, Италии и активизировавшиеся в последнее время компании из Норвегии, Австралии и Японии. Все они являются весьма активными действующими лицами не только в сфере мировой энергетики, но также и в системе международных экономических отношений, нередко оказывая заметное влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств.

Наибольшим международным опытом обладают компании США. Ряд американских компаний появился на свет в начале ХХ века после расчленения нефтяной монополии «Стандарт ойл».

Поскольку все американские компании накопили богатый опыт разработки нефтяных месторождений в США, они вышли на мировое нефтяное поле, имея определенное преимущество перед компаниями из других стран в этой области. Кроме того, американские корпорации оказались весьма опытными также и в сфере корпоративной дипломатии.

Механизмы и методы дипломатического сопровождения международной деятельности американских ТНК отрабатывались и отшлифовывались в США в течение многих десятилетий, начиная с первых шагов этих компаний по разделу сфер влияния на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, а также получению доступа к ресурсно-сырьевой базе в зарубежных странах. Так, еще в 30е гг. прошлого века в штат Госдепартамента были введены специальные советники по нефти, которые тесно взаимодействовали с ТНК и их ассоциациями. Посты госсекретаря США или его заместителей долгое время распределялись чуть ли не на «семей ном совете» клана Рокфеллеров. На основе тесного взаимодействия между ТНК и Госдепартаментом разрабатывались конкретные меры по усилению государственной координации зарубежных операций американских компаний. Современные американские ТНК располагают значительными финансовыми средствами, технологическим и управленческим потенциалом. Они способны вести эффективную разработку место рождений нефти и газа с наименьшими финансовыми затратами и минимальным экологическим ущербом, а также обладают большим опытом «нефтяной дипломатии». Для международной стратегии американских компаний характерен напористый, а иногда даже агрессивный подход в стремлении получить юридически закрепленный доступ к наиболее перспективным месторождениям. Обычно, если американская компания «застолбила» права на месторождения углеводородов, то она действует предельно жестко, исходя, прежде всего из корпоративных интересов, которые, как правило, совпадают с национальными интересами США и получают соответствующую внешнеполитическую и дипломатическую поддержку со стороны Госдепартамента. Сильными чертами «дипломатии» американских компаний является тщательная юридическая проработка документов с учетом всех местных особенностей и стандартов международного публичного и частного права. К слабым сторонам можно отнести прямолинейность, нетерпение, расчет на быстрый успех в достижении поставленной корпорацией цели.

«Дипломатии» западноевропейских компаний в отличие от американских корпораций присущи большая гибкость, маневренность и терпение. В частности, если американские компании предпочитают участвовать в разработке нефтегазовых месторождений в России самостоятельно или в союзе с другими западными компаниями на основе СРП, то европейцы начинают приобретать акции российских компаний, рассчитывая с их помощью решать свои коммерческие задачи по освоению российских месторождений. Кроме того, европейские компании идут на партнерство с российскими компаниями в «опальных» странах, несмотря на то что это противоречит рекомендациям американской дипломатии, как, например, в отношении Ирана.

 В результате распада СССР и приватизации в значительной части российского ТЭК сформировались самостоятельные компании. В газовом секторе было образовано РАО «Газпром», а в нефтяном создано около двух десятков компаний. В угольной и электроэнергетической отраслях были созданы две крупные государственные компании РАО «ЕЭС России» и «Росуголь», а так же региональные акционерные компании. В атомном энергетическом комплексе под непосредственным управлением Минатома функционирует несколько государственных компаний. Вновь образованные российские энергетические компании, хотя и находятся на начальном этапе своего корпоративного развития, все же проявляют достаточную активность на мировом энергетическом поле.

«Газпром» занимает одно из лидирующих мест в мире, прежде всего по ресурсно-сырьевому обеспечению и уровню добычи газа. Широкие финансовые возможности, а также высокий рейтинг в правительственных, общественнополитических и деловых кругах России и ряда зарубежных стран позволяют «Газпрому» проводить весьма активную международную деятельность, как в ближнем, так и дальнем зарубежье. «Газпром», по сути, стал первой российской компанией, сумевшей установить равноправные отношения с зарубежными компаниями после того, как в 1992 г. добился пересмотра цен на поставляемый в ФРГ газ и более справедливых условий его дальнейших поставок. Необходимо отметить, что прочные позиции и определенная самостоятельность «Газпрома» во многом определяется его монопольным и, по сути, безальтернативным положением в газоснабжении ряда стран СНГ, Восточной и Западной Европы, которое сложилось в 70-е гг. на основе поставок дешевого газа из СССР.

Можно утверждать, что к настоящему времени сформировались интересы и приоритеты международной деятельности «Газпрома».

Можно говорить о наличии в международной стратегии «Газпрома» региональных и глобальных аспектов. Это выражается в активизации участия российской компании в развитии региональных рынков газа, а также в формировании основных элементов глобального рынка газа. В настоящее время для этой стратегии характерно наращивание поставок газа на рынки европейских стран, а также проникновение на рынки ряда азиатских стран.

При этом в стратегии компании присутствует стремление не только увеличивать оптовые поставки газа, но и осуществлять его розничную продажу путем приобретения газораспределительных сетей, а также участвовать в производстве электроэнергии и продуктов нефтегазовой химии.

«Газпром» развивает стратегическое сотрудничество с ведущими нефтегазовыми компаниями мира, формируя стратегические альянсы с некоторыми из них. В российской нефтяной отрасли действуют около двух десятков самостоятельных нефтяных компаний, большинство из которых являются вертикально интегрированными (ВИНК).

Это – «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «ТНКБП», «Газпром нефть», «Славнефть», «Татнефть», «Башнефть» и некоторые другие. Кроме того, имеется несколько сот средних нефтяных компаний, которые не являются ВИНК.

Основная форма международной деятельности почти всех российских нефтяных компаний — это экспорт нефти и нефтепродуктов, которым они стали заниматься самостоятельно после либерализации внешней торговли в начале 90х гг. Помимо перечисленных выше нефтедобывающих компаний, в экспорт нефти также вовлечены компаниитрейдеры. Необходимо отметить, что ряд российских нефтяных компаний, помимо торговли, проявляют интерес к другим формам международного сотрудничества.

В последние годы эти компании существенно усилили свое внимание к участию в проектах по добыче, переработке и сбыту нефти и нефтепродуктов в ряде зарубежных стран.

В качестве примера заслуживает внимания международная деятельность компании «Лукойл», корпоративная стратегия развития которой в «значительной мере ориентирована на сотрудничество с иностранными партнерами и активные внешнеэкономические связи». Помимо сохранения рынков сбыта нефти, «Лукойл» проявляет интерес к расширению зарубежных операций в области нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов (downstream), привлечению зарубежных инвестиций, а также получению доступа к ресурсно-сырьевой базе за рубежом. При этом компания намеревается осуществлять свою внешнеэкономическую экспансию в странах ближнего и дальнего зарубежья на двух направлениях – южном и западном.

Заметную международную активность проявляет лидер российского нефтяного бизнеса компания «Роснефть». Приоритеты ее «дипломатии» ориентированы на сохранение и укрепление позиций на рынках сбыта сырой нефти и нефтепродуктов, основная часть которых находится в Европе. В последнее время компания существенно активизировалась на восточном направлении, в первую очередь в Китае. «Роснефть» уделяет большое внимание расширению своей ресурсно-сырьевой базы, как на территории России, так и за ее пределами. Компания активно привлекает инвестиции на внешнем рынке, а также ведет работу по выходу на зарубежные операции по переработке нефти и сбыту нефтепродуктов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.