![]()
|
|||
Тема 1.5 Культура и искусство в первой половине XX векаТема 1.5 Культура и искусство в первой половине XX века Содержание Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического и модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Рождение звукового кино. Нацизм и культура.
Бурное промышленное развитие вызвало появление принципиально новых средств связи (беспроволочный телеграф А.С. Попов и Г. Маркони), новых видов транспорта (аэроплан братьев У. и О. Райт, автомобиль Г. Форда). Преобразилась города. Городских жителей перевозили трамваи, метрополитен, а позднее- автобусы и троллейбусы. Все эти события были подготовлены революцией в естественных, точных науках. Математики разрабатывали теорию множеств (немец Г. Кантор). Физики открыли структуру атома (датчанин Н. Бор) и явление радиоактивности (англичанин Э.Резерфорд). Немецкий физик А. Эйнштейн, позднее эмигрировавший в США, сформулировал теорию относительности, объясняющую взаимодействие элементов систем при больших скоростях. Русский учёный К.Э. Циолковский приступил к расчётам первых космических полётов. Успешно развивались также химия (получение новых материалов), биология и медицина (генетика, психиатрия). Новые явления в культурной жизни. Как яркий и сильный отклик на перемены в жизни людей появился авангардизм – особое направление в искусстве, сторонники которого призывали идти вперёд к новому содержанию и формам XX в., отказавшись от культурных достижений прошлых поколений. Кроме того искусство авангарда отличали индустриальные мотивы, поэтизация крупных городов и промышленных предприятий. В литературе этого направления придерживались француз Г.Аполлинер, итальянец Ф.Т. Маринетти и наш соотечественник В.В. Маяковский, в живописи – испанец П.Пикассо, итальянец – А. Модильяни, россияне – В.В. Кандинский и К. Малевич: в архитектуре – француз Ш-Э. Ле Корбюзье, в музыке – австриец Г.Малер и русский А.Н. Скрябин. В театральном искусстве соперничали два основных направления: реализм (пьесы англичанина Б.Шоу, русских А.П. Чехов и М. Горького) и символизм (драматургия норвежца Г. Ибсена и бельгийца М. Метерлинка). Если представители первого стремились к изображению суровой правды жизни бес прикрас, то вторые обращали внимание на внутренний мир своих героев. Особую популярность приобрёл кинематограф, изобретённый в 1895 г. Французами братьями О. и Л. Люмьер (их первый фильм назывался «Прибытие поезда»). Основные научные открытия в этот период произошли в физике микромира (квантовой физике). Исследования атома позволили учёным поставить на повестку дня практическое использование ядерной энергии. Работы французских физиков И. и Ф. Жолио-Кюри, итальянского учёного Э.Ферми, датчанина Н.Бора и представителей советской науки П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, Л.Д. Ландау и других проложили человечеству дорогу к ядерной эре. Поистине революционным событием стало открытие в 1928 г. Британцем А. Флемингом первого антибиотика –пенициллина, способного уничтожать болезнетворные бактерии. Научные достижения физики и химии ускорили прогресс биологии и медицины. Новую теорию происхождения жизни на Земле разработал отечественный биолог А.И. Опарин и английский учёный Д.Холдейн. Значительный вклад в учение о биологических основах селекции внёс академик Н.И. Вавилов. Одним из основоположников комплекса современных наук о нашей планете – геохимии, радиологии, гидрогеологии – по праву считается академик В.И. Вернадский. В философии большую популярность приобрёл экзистенциализм, сторонники которого (К. Ясперс в Германии, Ж.П. Сартр и А. Камю во Франции, Х. Ортега-и-Гасет в Испании) поставили в центр мироздания существования (экзистенцию) отдельного человеческого «Я». Также развивались психоанализ (внимание к соотношению отдельных элементов человеческой психики, эмоций, разума, врождённых инстинктов) австрийца З.Фрейд и интуитивизм (учение о том, что человек в своей деятельности должен прежде всего полагаться на интуицию) француза А. Бергсона. В творчестве деятели культуры и искусства прослеживались две тенденции. Нередко художники, скульпторы, писатели в попытке скрыться от окружающей действительности выражали через свои произведения прежде всего собственный, субъективный мир. Так появилось абстрактное искусство, основными направлениями которого в 1920-е гг. стали конструктивизм, суперматизм, дадаизм, а в 1930-е гг.- сюрреализм. Его последователи (например, испанский живописец С. Дали) в поисках первопричины событий стремились подчеркнуть противоречивость и многомерность существования человека. Происходило дальнейшее сближение и взаимное обогащение культур народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
|
|||
|