Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





TU = f (Qa, Qb, Qc, . Qn)



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«Экономика»

 

 

Донецк 2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Введение в экономику…………………………………………………..3

 

Тема 2. Лекция 1. Собственность в экономической системе (на примере

 

России). Типы экономических

 

систем…………………………………………………………………………….14

 

Тема 2. Лекция 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития………………………………………………………20

 

Тема 3. Основные черты товарного производства…………………………....26

 

Тема 4. Рынок и механизм его функционирования…………………………...36

 

Тема 5. Теория конкуренции и монополии……………………………………41

 

Тема 6. Предприятие в рыночной экономике. Издержки предприятия и его результаты……………………………………………………………………….48

 

Тема 7. Национальная экономика………………………………………………55

 

Тема 8. Экономический рост и развитие. Экономические циклы……………61

 

Тема 9. Виды политик государства: денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика, социальная политика (на примере России)………………………...67

 

Тема 10. Международные экономические отношения………………………..81

 

Рекомендуемая литература……………………………………………………..89

 


 

Тема 1. Введение в экономику

 

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

 

1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их тины

 

1.4. Основные этапы развития экономической теории

1.5. Теория общественного производства

 

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права

 

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

 

Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая

 

экономика). Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена.

 

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

 

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее.

 

Экономика —это наука об оптимальном,эффективном использовании редких,ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

 

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

 

Методологическая функция.Многие ученые-экономисты утверждают,чтоэкономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

 

Научно-познавательная функцияэкономики состоит в том,чтобы всестороннеизучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

 

Критическая функциясостоит в том,чтобы дать объективную критическую илипозитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами

 

 


хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

 

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функциясостоит в том,чтона основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

 

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.

 

Метод научной абстракциивыделяет главное в объекте исследования приотвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

 

Исторический метод.Экономические явления и процессы изучаются в тойпоследовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

 

Логический методпозволяет правильно применять законы мыслительнойдеятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

 

Метод анализа и синтеза.Анализ—это метод познания,предполагающийразделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

 

Метод индукции и дедукции.Индукция—это движение исследования ототдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

 

Экономико-математическое моделированиес применением компьютерныхтехнологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно- сти экономических явлений и процессов.

 

Графический методотражает экономические процессы и явления с помощьюразличных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 

Экономические эксперименты—это искусственное создание экономическихпроцессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения. Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить

 

 


данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

 

Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

 

1) гарантии частной собственности вообще и права частных предпринимателей в частности;

 

2) проведение соответствующей государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

 

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан. В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

 

1.2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика

 

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

 

Микроэкономика—особый раздел экономической теории,изучающийэкономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса — предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

 

Макроэкономика (национальная экономика)—раздел экономической теории,изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д. Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

 

Мезоэкономикаизучает экономические явления и процессы,охватывающl



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.