Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. группа – мотив смерти.



Ход урока

1. Организационный момент.(1 мин)

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности. (10 мин)

-Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ написан в 1915 году

-Что это за время в истории?

1914 г. – Первая мировая война. Непосредственно о войне Бунин почти не писал, но ее трагический отсвет лежит на всем его творчестве 1914–1917 гг. Бунин ощущал приближение великих социальных катастроф. Предчувствие гибели и потрясений пронизывает все предреволюционное творчество Бунина, в том числе рассказ "Господин из Сан-Франциско".

В 1912 году, за три года до появления рассказа, погиб гигантский пароход "Титаник", на котором, помимо тысячи пассажиров, везли мумию египетского фараона. Как утверждают некоторые источники, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, причем погрузили ее туда неаккуратно, не соблюдая обрядов... В рассказе есть явные параллели с этой трагедией.

-Тему урока я решила определить так: «Ощущение катастрофичности бытия в рассказе».

-Скажите пожалуйста, почему именно так я сформулировала тему урока, ведь вы уже прочитали данный рассказ. Почему именно ощущение катастрофичности бытия?

(Ответы обучающихся)

-Этот вопрос всё-таки еще остался для нас с вами со знаком вопроса. Очевидного ответа на него нет. Поэтому нашей главной задачей на уроке будет определить, в чем И.А.Бунин видит «катастрофу», катастрофичность бытия.

-Обратите внимание на текст. Прочтите эпиграф к рассказу: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!". Первоначально Иван Алексеевич Бунин предварил этим эпиграфом свой рассказ, но снял в самой последней редакции. Какую роль эпиграф играет в тексте?

(Ответы обучающихся)

- Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу... горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти.

3. Освоение нового учебного материала.(25 мин)

-Скажите пожалуйста, куда отправляется Господин из Сан-франциско? Каков его маршрут?

(«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии… карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество,…начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим… входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути...»).

- Посмотрите, уже в самом начале рассказа появляется мотив смерти.

-Давайте разделимся на 2 группы. Каждой группе будет дано индивидуальное задание, которое мы обсудим в конце нашего урока.

1 группа: Проследите в процессе нашего общения, как развивается мотив смерти. Начиная с маленьких голубей, которые «стукаются» белыми комочками о землю, и заканчивая господином из Сан-Франциско, который возвращается из путешествия в коробке из-под «содовой».

2 группа: Проследите, как развивается тема природы.

- А теперь прочитайте, пожалуйста, портрет Господина. Что автор подчёркивает в его облике?

Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова»).

- Мы не видим выражения глаз Господина. А теперь давайте посмотрим на портрет наследного принца.

(«…наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого».

-Что здесь особенного? Опять мы не видим описания глаз. Подчеркивается принадлежность к богатому клану. Теперь обратим внимание на капитана корабля.

(«…рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев»).

- Что здесь отмечает автор? Что общего между Господином, принцем и капитаном коробля?

(Все герои представлены как неживое, нет описания глаз. Выделяются лишь признаки богатства – золото, серебро, тончайшее стекло. Идол – как мумия, неживая, без души).

-Мы не обратили еще на одну деталь. На палубе выделялась одна пара. Что это была за пара?

(«…изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле…». В этом мире куплено всё, даже светлые чувства механизированы, не живы).

-Что собой представляет корабль? Посмотрим на его устройство. Работаем по тексту.

(«пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам еще в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зеленой водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку…»).

-Не напоминает ли вам, что корабль представляет собой общество? Причём общество разное – напоминает мир. Это всё происходит на палубе, а что же было внутри корабля?

(«…В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение корабля, — клокотали страшные в своей сосредоточенности силы, передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озаренный электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью, вращался в своем маслянистом ложе исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на жерло...»).

-Данное описание очень похоже на ад. Бунин открыто пишет об этом, найдите цитату, которая доказывает наше с вами предположение.

("…ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени...").

- Получается, Бунин рисует «рай» на палубе корабля и «ад» в утробе (нижней части корабля). А какие ассоциации у вас рождаются с названием корабля – Атлантида?

(Атлантида – материк, который затонул с целой цивилизацией. Как назовёшь корабль – так он и поплывёт. Корабль обречён).

-Давайте посмотрим на главного героя – Господина из Сан-Франциско. Но прежде скажите, как вы думаете, почему ни у кого нет имён, кроме Луиджи?

(Потому что это обобщённый образ общества без души, которые скрываются лишь за материальными ценностями).

-Прочитайте отрывок рассказа, где описывается смерть Господина. Почему умирает господин из Сан-Франциско, точнее, зачем его убивает Бунин, что он этим хотел сказать?

(«…И не спеша пошел по коридорам и по лестницам, устланным красными коврами, вниз, отыскивая читальню. Встречные слуги жались от него к стене, а он шел, как бы не замечая их. Запоздавшая к обеду старуха, уже сутулая, с молочными волосами, но декольтированная, в светло-сером шелковом платье, поспешила впереди него изо всех сил, но смешно, по-куриному, и он легко обогнал ее…В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами. Холодно осмотрев его, господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, — как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то…».)

- Всё дело в том, что человек, мир обречены без Бога. Для главного героя не существует ничего мистического, космического, они приземлён и реален, верит только в себя. Разве есть Бог на этом корабле? Что его заменяет?

(Капитан корабля)

-А что здесь является храмом?

(ресторан, куда всех созывают "точно в языческом храме")

- Ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.

-Несомненно, нужно сказать и об острове Капри, на который прибыл господин из Сан-Франциско со своей семьей. Каким мы видим остров?

(Ответы обучающихся)

Кто покровительствует острову?

(Матерь Божия)

-А кто покровительствует кораблю?

(«Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем»)

-Бунин заранее вкладывает обреченность кораблю. Ощущал ли Бунин катастрофу бытия? –Да, безусловно.

-Давайте посмотрим, что связывает две части. Обратимся к вставному эпизоду - легенде о Тиберии (или Тиверии, как его называет Бунин). Зачитайте легенду.

("Жил на этом острове две тысячи лет тому назад жалкий полоумный человек, вечно пьяный, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках старик, который почему-то забрал власть над миллионами людей...")

-Зачем Бунину понадобился это вставной эпизод?

(Он проводит параллель между господином из Сан-Франциско и Тиверием)

-Чем они похожи?

(И Тиверий, и господин - старики, оба отданы пороку блуда, они оба мертвы, пусты, хотя имеют власть над миром).

4. Закрепление изученного материала.(7 мин)

- Давайте вернёмся к эпиграфу. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Как теперь вы можете ответить на вопрос – какую роль играет эпиграф в рассказе?

(Ответы обучающихся)

-Итак, в начале урока вы были разделены на группы для выполнения индивидуального задания. Давайте подведём итог нашим размышлениям - как же в рассказе развивается мотив смерти и как раскрывается тема природы. Коротко запишите для себя основные положения.

1 группа – мотив смерти.

1) корабль под названием «Атлантида» - символ краха;

2) существование по расписанию, а не жизнь – он только приступил к жизни;

3) изображение в портретах героев деталей роскоши, а не живых характеристик, отсутствие в портрете описания глаз героев;

4) герой отправляется в Рим, чтобы услышать католическую молитву, которая читается перед смертью;

5) мертвенное зазывание сирен;

6) устройство корабля – нижний ярус – девятый круг ада;

7) пик – гибель Господина из Сан-франциско.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.